II. Основная часть занятия. 1. Сравнительная характеристика букв занятия
1. Сравнительная характеристика букв занятия. Нахождение сходства и различий между элементами букв п-т (количественный и качественный анализ)
2. Знакомство с героями занятия.
Логопед: Однажды Толя и Поля отправились в лес за грибами. Они набрали полные корзины рыжиков, маслят, груздей и хотели уже возвращаться домой, как» обнаружили, что ушли далеко от дома и не могут определить, куда теперь идти. Дети пошли по лесной тропинке и вышли на полянку. Там стояла старая избушка. Поля и Толя осторожно подошли к окну и заглянули внутрь.
Посреди комнаты стоял большой деревянный стол. На нём три миски: одна большая, вторая поменьше, а третья самая маленькая. Возле каждой миски лежало по одной ложке. Около стола стояло три стула: один высокий и широкий, второй - пониже, а третий - самый маленький... .
Как вы думаете, кто жил в этой избушке?
Логопед выставляет силуэтные изображения медведей.
Логопед: Определите, какой силуэт мог принадлежать Настасье Петровне, какой - Мишутке, а какой - Михаиле Потапычу?
Дети расставляют силуэты по росту и определяют, кто где сидит (можно для сравнения и проверки правильности выполнения задания использовать предметы-фигурки медведей).
42 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
Дифференциация букв «п — т» 43
3.Дифференциация букв п- те словах (задание 5. с. 14-15).
Логопед: Поля и Толя попросили медведей помочь им выбраться из леса. Медведи помогут детям, если они выполнят ряд заданий.
Прочитайте слова и назовите пропавшие буквы. Вставьте буквы, прочитайте и объясните значения всех слов.
КРУ...А ГАЛО... ... ВОРОГ СИРО...
САЛЮ... ...АВЛИН ЗАКА... ЛА...КА
...АЛЬМА ...ОЛЬКА ЗА...АД ВОРО...А
4. Запись слов из предыдущего задания и обозначение букв занятия цифрами 2-3.
5. Работа со словами-паронимами.
Логопед: Вот Поля и Толя выполнили первое задание медведей. Михайло Потапыч очень доволен. Медведи решили проводить детей. Михайло Потапыч взял корзинку Поли, Настасья Петровна взяла корзинку Толи, а Мишутка приготовил детям угощение - сушёную малину, чернику и ежевику - и сложил всё в свою маленькую корзиночку. Потом все тронулись в путь.
Вот на их пути широкая река. Перебраться через неё можно только построив плот. Подберите на берегу реки брёвна, на которых парами записаны слова, отличающиеся друг от друга только одной буквой.
Например: пачка - тачка.
6. Развитие имений согласовывать прилагательные
с существительными в предложениях.
Логопед: Наши герои пошли дальше. Впереди они увидели старичка Лесовичка. Он собирает лекарственные растения и ягоды, из которых потом приготовит лекарство для лесных жителей. Поля и Толя решили ему помочь.
Прочитайте прилагательные и существительные и составьте из них словосочетания (слова записаны на индивидуальных карточках).
Спишите словосочетания в тетрадь и укажите буквы занятия (перед записью словосочетаний проводим их анализ на наличие букв занятия и объяснение необходимых орфограмм).
7.Физминутка.
Дети декламируют стихи и выполняют действия.
На крапиве, как на плитке,
Вскипятили чай улитки.
Заходи чайку напиться,
Кто крапивы не боится.
8. Развитие зрительной и слуховой памяти. Работа со скороговоркой.
Логопед: Совсем немного осталось до деревни, в которой живут Поля и Толя. Тут Поля вспомнила скороговорку с любимыми буквами п - т и решила научить медведей произносить ее верно и быстро.
Прочитайте текст скороговорки и постарайтесь произнести её быстро (логопед записывает текст скороговорки на доске): ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ.
Запишите скороговорку по памяти и назовите буквы занятия.
9. Дифференциация букв занятия на уровне текста (задание 6. с. 15).
Логопед: Прочитайте текст стихотворения-физминутки и самостоятельно вставьте пропущенные буквы п - т в слова.