Раздел 6. Методические рекомендации преподавателю
Дисциплина «Уголовный процесс» играет важную мировоззренческую и методологическую роль в системе подготовки бакалавра юриспруденции.
Вопросы уголовно-працессуальной защиты, прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства являются сегодня одними из наиболее актуальных в жизни страны.
От будущих юристов требуются компетентность, высокий профессионализм. Значительную роль в учебном процессе занимают семинарские занятия. Они проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой и должны обеспечивать живое творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам. Иногда целесообразно включать в содержание семинарского занятия элементы практического занятия (решение задач, рассмотрение проблемных ситуаций и т.д.).
При изучении дисциплины «Уголовный процесс», как и других правовых дисциплин, необходимо уделять большое внимание научному анализу, формированию логики правового мышления, воспитанию студентов на незыблемых правовых принципах. Преподаватель, если он хочет уйти от пассивности и учебного нигилизма студентов, должен постоянно работать над системой стимулов, побуждающих их к самостоятельному познанию. Для этого важно искать с помощью различных форм учебного процесса взаимовыгодный учебный режим отношений между преподавателем и студентом, то есть строить учебное общение на основе более полного учета интересов аудитории. Среди подобных форм можно назвать коллоквиумы, контрольные работы, деловые игры, пресс-конференции, а также повышение ответственности преподавателя и студента при написании тематических сообщений и т.д.
Семинарские занятия могут и должны быть использованы как мощный фактор становления личности юриста на основе выявления и реализации потенциальных способностей студентов. Семинарские занятия должны строиться таким образом, чтобы преподаватель был уверен в том, что ничего не упущено, старался руководить ходом своих мыслей, начиная с наиболее простых предметов, и поднимался постепенно к познанию наиболее сложных; избегал предубеждений и неясности, консерватизма и инертности в процессе проведения занятия; стремился к тому, чтобы отсутствие какой-либо методики, ее недооценка не наложили негативный отпечаток на конкретные результаты изучения дисциплины.
В процессе познания студентами основных положений изучаемого спецкурса нельзя использовать какой-либо один метод: нужно применять несколько методов одновременно. На этих занятиях происходит закрепление знаний, развитие необходимых умений и навыков, творческих способностей студентов. В процессе опроса у преподавателя может возникнуть необходимость задать уточняющие вопросы. Их лучше ставить в конце ответа студента. Надо добиваться того, чтобы студентом четко усваивалась взаимосвязь основных понятий, проявились его творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала.
Занятия по дисциплине должны носить систематический характер. Если студент допускает погрешности в ответах, то надо постараться разъяснить в ходе занятия вопрос, который ему непонятен, либо порекомендовать ему вновь обратиться к литературе, предусмотренной программой, проконсультироваться.
Особое внимание надо уделить студенту, имеющему пробелы в знаниях основного учебного материала, допускающему принципиальные ошибки в выполнении заданий. Необходимо объяснить ему, что в случае небрежного отношения к предмету он не сможет продолжить обучение или приступить в дальнейшем к профессиональной деятельности по окончании вуза. Таким студентам полезно рекомендовать дополнительные занятия по изучаемой дисциплине.
Следует отметить необходимость использования на семинарских занятиях всего позитивного и ценного, что способствовало бы пробуждению интереса к изучению правовых проблем, связанных с реформами, проводимыми в России.
В системе учебного процесса в высшей школе большое место отводится практическим занятиям по профилирующим дисциплинам. Это одна из наиболее важных форм аудиторных занятий, направленных на то, чтобы привить студентам навыки правильного пользования юридическими нормами, научить их применять теоретические знания, действующее законодательство и руководящую судебно-следственную практику к конкретным случаям жизни. На практических занятиях студенту необходимо научиться из многочисленных обстоятельств, сопровождающих в жизни каждое преступление, прежде всего, отыскивать те, которые влияют на оценку степени общественной опасности совершенного деяния, влияют на квалификацию преступления.
Навыки самостоятельной работы над законодательным материалом на практических занятиях приобретаются в процессе изучения и анализа законодательных актов, разбора конкретных судебно-следственных дел или отдельных процессуальных документов, анализа примеров, подобранных студентами из опубликованной судебной практики или предложенных преподавателем, и, главным образом, в форме решения задач, как заранее сообщенных студентам, так и предложенных на самом занятии.
Готовясь к проведению занятия, преподаватель должен тщательно продумать план его проведения, по которому строится методика занятия. В нем должно быть указано, какие конкретные вопросы надо отработать на данном занятии, какие вопросы нужно поставить дополнительно и т.д.
Рассмотрение данных теоретических вопросов попутно с решением задач, разбором примеров из практики представляется вполне уместным, поскольку, будучи «привязанным» к конкретной жизненной ситуации, изложенной в задаче, теоретический вопрос легче запоминается студентам, а преподавателю легче направить ход дискуссии в нужном направлении. Вместе с тем, не следует чрезмерно увлекаться их постановкой и превращать практическое занятие в семинар. В общем объеме времени, отведенного учебным планом на практические занятия, главное место должно занимать решение задач, от качества которых во многом зависит успех проводимых занятий. Желательно, чтобы фабула задачи была основана на конкретном материале судебных или следственных дел. Количество задач, даваемых к занятию, зависит от их сложности и охвата вопросов, заложенных в фабулу. Полагаем, что к одному занятию не рекомендуется давать более трех задач.
При подведении итогов в конце занятия преподаватель указывает, как отработана тема в целом, на что надо обратить внимание в дальнейшей работе для закрепления знания темы и дает задание для подготовки к следующему занятию.