Особенности маркетинга образовательных услуг
ЛЕКЦИЯ 4. МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Особенности маркетинга образовательных услуг
Развитие цивилизованных рыночных отношений в нашей стране неразрывно связано с процессом становления маркетинга образовательных услуг и других товаров. Появление маркетинга образовательных услуг улучшает качество и расширяет ассортимент образовательных услуг, позволяет разнообразнее удовлетворять запросы потребителей в услугах школ, техникумов, вузов и других учебных заведений и в итоге содействует подъёму образования в обществе па
более высокую ступень.
Маркетинг - современный вид трудовой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей людей путём рыночного обмена. Это наука, изучающая запросы потребителей, и основанная на ней система управления производством и сбытом товаров. Цель маркетинга - оптимальное совмещение экономических интересов, достижение согласия между производителями и покупателями-потребителями. С помощью сбыта потребителя заставляют купить то, что производит предприятие, а с помощью маркетинга производитель делает то, что желает покупатель. Продавцам надо искать покупателей, выявлять их запросы и нужды, разрабатывать необходимые товары, доставлять их на рынок,
договариваться о ценах.
Маркетинг в сфере образования - это особый вид рыночной деятельности, направленный на удовлетворение нужд и запросов населения в образовательных услугах (рис. 4.1.)
Становление рынка образовательных услуг - процесс сложный, имеющий у нас стихийный характер. В стране нет системы информирования и изучения тенденций развития этого рынка, поэтому необходимо создавать эффективный комплекс маркетинговых исследований на разных уровнях: образовательного учреждения, региона, республики, страны с учётом местных и отраслевых особенностей. Взаимодействие маркетинговых служб на всех уровнях управленческой деятельности позволит направлять и своевременно учитывать колебания рынка.
Маркетинг в сфере образования отличается многообразием и своеобразием одновременно. Определяется это спецификой современного диверсифицированного, то есть всё более разнообразного производства широкого ассортимента услуг: воспитательных, образовательных, научных.
Учреждения, деятельность которых организуется на коммерческих началах и ориентирована на маркетинговую концепцию рыночного управления |
Образовательные учреждения, исполняющие отдельные составные части маркетинговой деятельности: изучение спроса и коньюктуры рынка образовательных услуг, организацию подготовки профессионалов по новым специальностям, определение уровня оплаты за обучение |
Низкий уровень характерен для большинства образовательных учреждений, применяющих лишь отдельные элементы маркетинга: рекламу, изучение спроса на дополнительные образовательные услуги |
Рис.4.1. Уровни использования маркетинга в образовательных учреждениях
Своеобразие маркетингу в сфере образования придают преобладание некоммерческих заведений и бесплатности обучения; введения на основе Закона «Об образовании» платы за дополнительные образовательные услуги, предоставленное учебным заведениям право совмещать свою основную деятельность с любой предпринимательской деятельностью.
Для производителей образовательных услуг степень приверженности маркетингу как философии рынка воплощается в ступенях перехода от так называемой производственной или производственно-сбытовой ориентации образовательного учреждения к рыночной, маркетинговой ориентации.
Таблица 4.1.