Характерные черты производственной и маркетинговой ориентации образовательных учреждений
Производственная ориентация | Маркетинговая ориентация |
Оказываются только те услуги, которые традиционны для этого вида учреждения или возложены на него органами управления образованием | Оказываются в основном те образовательные услуги, которые пользуются и будут пользоваться спросом на рынке |
Ассортимент образовательных услуг весьма узок, традиционен, медленно обновляется (так дешевле и проще). Сами образовательные процессы и технологии оказываемых образовательных услуг негибки, трудно переналаживаемы | Ассортимент образовательных услуг достаточно широк и интенсивно обновляется с учетом требований общества. Процессы и технологии оказания образовательных услуг гибки, легко переналаживаемы |
Цены на оказываемые образовательные услуги формируются, исходя из нормативов затрат, утверждённых вышестоящими органами, а также на основе утверждённого плана приёма и фактических величин финансирования | Цены на образовательные услуги формируются под воздействием активности конкурентов, величины и динамики платёжеспособного спроса |
Реклама и другие формы коммуникаций с потребителями и возможными посредниками при продвижении образовательных услуг не развиты | Коммуникационная деятельность ведётся активно, направлена на конкретные целевые группы потребителей образовательных услуг, на возможных посредников |
Научно-педагогические исследования мало связаны с потребностями и особенностями конкретных групп потенциальных потребителей образовательных услуг | В руководстве образовательного учреждения стратегические решения готовятся и принимаются людьми, компетентными в конъюнктуре образовательных услуг, в вопросах рыночной экономики |
Функции руководства коммерческими отношениями учреждения с другими участниками с другими участниками рынка фактически возложены на заместителя директора по административно-хозяйственной работе или на коммерческий отдел, т.е. на сотрудников, далёких от основного профиля деятельности учреждения | Научно-педагогические исследования и прогнозы ведутся как по профилю учреждения, так и в сфере конъюнктуры рынка образовательных услуг, в том числе соответствующего профиля |
В организационной структуре учреждения формируется подразделение (отдел, служба, группа) маркетинга, несущее ответственность за рыночные успехи и имидж учреждения и обладающее полномочиями контролировать и эффективно обеспечивать выполнение своих рекомендаций функциональными и другими подразделениями учреждения |
Под маркетингом образовательных услуг понимается комплексная система организации производства и сбыта образовательных услуг, ориентированная на возможно более полное удовлетворение быстро меняющихся и всё более разнообразных потребностей различных групп потребителей посредством рынка и получение на этой основе устойчивых доходов и конкурентных преимуществ; это исследование, планирование, осуществление и контроль за тщательно сформулированными программами, задуманными, чтобы вызвать добровольный обмен ценностями с целевыми рынками для достижения стремлений образовательных учреждений (рис. 4.2.).
Таким образом, маркетинг образовательных услуг - это:
1) процесс управления, включающий в себя исследование, планирование, реализацию и контроль;
2) подготовленные, основанные на тщательных исследованиях программы, а не случайные действия;
3) добровольный обмен ценностями: образовательные учреждения предлагают необходимые населению услуги;
4) учёт дифференциации интересов потребителей, то есть обеспечение инвариантности программ для различных учащихся;
5) возможность занять своё место на рынке образовательных услуг.
Однако ориентация па выполнение одной из перечисленных целей - это ещё
не маркетинг. Маркетинг - это взаимосвязанный комплекс, каждый из элементов которого оказывает собственное влияние на потребителей образовательных услуг. Социально-ориентированный маркетинг предполагает, что основной задачей образовательного учреждения является удовлетворение нужд, потребностей и интересов потребителей образовательных услуг, обеспечение своих долгосрочных выгод.
Рис.4.2. Особенности маркетинга Образовательных услуг