Необходимый набордля скрининга
1. Набор стеклянных бутылочек из-под лекарств, заполненных на одну треть ман
кой (источник звука № 1), гречневой крупой (источник звука № 2), горохом (источник
звука № 3).
2. Пищащая детская резиновая игрушка (высокочастотный сигнал).
Соответствует: Отсутствие реакции:
Манка ~ 30-40 дБ 1-2-я степень тугоухости
Греча ~ 50-60 дБ 2-3-я степень тугоухости
Горох - 70-80 дБ 3-4-я степень тугоухости
Вариант 1.При проверке слуха находитесь непосредственно перед ребенком, который лежит в кроватке на спине. В одной руке зажмите источник звука (ИЗ) — бутылочку с крупой, в другой руке держите пустую бутылочку. Одновременно протяните обе руки к левому и правому уху ребенка и потрясите бутылочками. Необходимым условием проверки является полное сходство движений обеих рук. Ответная реакция
1 Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М.: Прогресс, 1985, с. 21.
2 Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Просвещение, 1977, с. 33.
3 Актуальные проблемы логопатологии: исследования и коррекция. СПб, 2001, с. 23.
ребенка — поворот головы, глаз в сторону источника звука, замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, прекращение сосательных движений при кормлении. |
Вариант2. Держите ребенка у себя на коленях, а около уха малыша — бутылочку. Другой взрослый должен сесть напротив с игрушкой в руках. В тот момент, когда малыш спокойно смотрит на игрушку, сзади на расстоянии 15 см от его уха потрясите рукой с зажатым в ладони ИЗ. Малыш не должен видеть руку со спрятанным в ней ИЗ.
Основные условия
1. Исследование слуха проводите в условиях полной тишины.
2. Процедуру проводите поочередно на каждом ухе.
3. Помните, что реакция малыша на звук может иметь скрытый, «задержанный»,
период, причем длительность скрытой реакции на звук может достигать 3-5 секунд.
4. При отсутствии у ребенка условно-ориентировочной реакции требуется повторить
процедуру через некоторое время. При отрицательных результатах (т. е. при отсутст
вии реакции) можно заподозрить нарушение слуха, что требует более углубленного
исследования (проведение аудиометрии).
5. Начинайте проверку с самых тихих звуков (ИЗ № 1), т. к. реакции ребенка имеют
тенденции к быстрому угасанию, поэтому если начать подавать звуковые сигналы в об
ратном порядке или хаотично, то реакция малыша на более тихий сигнал может отсут
ствовать. Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 секунд (для того
чтобы угасла предыдущая реакция).
Оценка результатов
Новорожденный ребенок должен реагировать на источник звука № 3 и на пищащую игрушку. В шесть месяцев у ребенка должна быть ориентировочная реакция на все звуковые стимулы — источники звука № 1, 2, 3, высокочастотный сигнал.
У грудных детей удается выработать также условную реакцию на звук путем сочетания действия и звукового раздражителя, например звонок будильника — с началом кормления. После достаточного числа таких сочетаний (обычно через 1-2 недели) у слышащего ребенка появляется условная реакция в виде сосательных движений губ в ответ на звуковой сигнал. Следует подчеркнуть, что однократное исследование слуха
у маленьких детей редко дает вполне надежные результаты. Очень часто требуются повторные исследования, а иногда окончательное заключение о степени нарушения слуха у ребенка может быть дано лишь после длительного (полгода-год) наблюдения в процессе воспитания и обучения в специальном учреждении для детей с нарушениями слуха.
Если от 3 до 12 месяцев у ребенка нет имитации, не возникает лепет, он не реагирует на свое имя, не поворачивает голову в сторону источника звука, то это должно вызывать тревогу.