Необходимый набордля скрининга

1. Набор стеклянных бутылочек из-под лекарств, заполненных на одну треть ман­
кой (источник звука № 1), гречневой крупой (источник звука № 2), горохом (источник
звука № 3).

2. Пищащая детская резиновая игрушка (высокочастотный сигнал).

Соответствует: Отсутствие реакции:

Манка ~ 30-40 дБ 1-2-я степень тугоухости

Греча ~ 50-60 дБ 2-3-я степень тугоухости

Горох - 70-80 дБ 3-4-я степень тугоухости

Вариант 1.При проверке слуха находитесь непосредственно перед ребенком, кото­рый лежит в кроватке на спине. В одной руке зажмите источник звука (ИЗ) — буты­лочку с крупой, в другой руке держите пустую бутылочку. Одновременно протяните обе руки к левому и правому уху ребенка и потрясите бутылочками. Необходимым условием проверки является полное сходство движений обеих рук. Ответная реакция

1 Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М.: Прогресс, 1985, с. 21.

2 Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Просвещение, 1977, с. 33.

3 Актуальные проблемы логопатологии: исследования и коррекция. СПб, 2001, с. 23.



ребенка — поворот головы, глаз в сторону источника звука, замирание, прислушива­ние, активизация или торможение общих движений, прекращение сосательных дви­жений при кормлении.

Вариант2. Держите ребенка у себя на коленях, а около уха малыша — бутылочку. Другой взрослый должен сесть напротив с игрушкой в руках. В тот момент, когда малыш спокойно смотрит на игрушку, сзади на расстоянии 15 см от его уха потрясите рукой с зажатым в ладони ИЗ. Малыш не должен видеть руку со спрятанным в ней ИЗ.

Основные условия

1. Исследование слуха проводите в условиях полной тишины.

2. Процедуру проводите поочередно на каждом ухе.

3. Помните, что реакция малыша на звук может иметь скрытый, «задержанный»,
период, причем длительность скрытой реакции на звук может достигать 3-5 секунд.

4. При отсутствии у ребенка условно-ориентировочной реакции требуется повторить
процедуру через некоторое время. При отрицательных результатах (т. е. при отсутст­
вии реакции) можно заподозрить нарушение слуха, что требует более углубленного
исследования (проведение аудиометрии).

5. Начинайте проверку с самых тихих звуков (ИЗ № 1), т. к. реакции ребенка имеют
тенденции к быстрому угасанию, поэтому если начать подавать звуковые сигналы в об­
ратном порядке или хаотично, то реакция малыша на более тихий сигнал может отсут­
ствовать. Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 секунд (для того
чтобы угасла предыдущая реакция).

Оценка результатов

Новорожденный ребенок должен реагировать на источник звука № 3 и на пищащую игрушку. В шесть месяцев у ребенка должна быть ориентировочная реакция на все звуковые стимулы — источники звука № 1, 2, 3, высокочастотный сигнал.

У грудных детей удается выработать также условную реакцию на звук путем соче­тания действия и звукового раздражителя, например звонок будильника — с началом кормления. После достаточного числа таких сочетаний (обычно через 1-2 недели) у слы­шащего ребенка появляется условная реакция в виде сосательных движений губ в от­вет на звуковой сигнал. Следует подчеркнуть, что однократное исследование слуха

у маленьких детей редко дает вполне надежные результаты. Очень часто требуются повторные исследования, а иногда окончательное заключение о степени нарушения слуха у ребенка может быть дано лишь после длительного (полгода-год) наблюдения в процессе воспитания и обучения в специальном учреждении для детей с наруше­ниями слуха.

Если от 3 до 12 месяцев у ребенка нет имитации, не возникает лепет, он не реаги­рует на свое имя, не поворачивает голову в сторону источника звука, то это должно вызывать тревогу.

Наши рекомендации