Классификация служб на основании проблем клиента.

· Служба социально-педагогической поддержки

· Служба социально-педагогической реабилитации

· Учреждения и службы специализированных учреждений

· Социальные службы муниципальных органов

· Службы культурного досуга

· Валеологические и физкультурно-оздоровительные службы

· Социальные службы предприятий, организаций, учреждений

Выбор форм, методов и приемов социально-педагогической работы зависит от задач и содержания социально-педагогической деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей подопечного, его микросоциального окружения, уровня образования, адаптационных способностей, а также от профессиональной компетенции и мастерства социального педагога.

Классификация общих методов социально-педагогической деятельности может иметь следующую структуру:

· методы формирования сознания подопечного.

· методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта подопечного.

· методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного.

· методы контроля эффективности социально-педагогического процесса.

1.определение качественных и временных параметров проектируемого результата, его возможных вариантов;
Проектирование включает:
Тема: Социальный педагог как социальный менеджер: технологии социального планирования и управления.

Социальный педагог может занимать любую ступеньку менеджмента. Он может управлять образовательным учреждением, педагогическим коллективом, воспитательной системой ОУ, взаимодействием участников педагогического процесса на основе знания человеческой психологии.
Социальный педагог призван обеспечивать: - направленную социально – педагогическую помощь и поддержку процесса социализации различных категорий детей и молодежи; - способствовать их социальному воспитанию в условиях жизнедеятельности; - оказывать психолого – педагогическую и социально – педагогическую помощь семье, различным воспитательным учреждениям; - помогать подросткам в период их социального и профессионального становления, т.е управлять процессом социального развития.
Менеджмент – это управление социальной организацией. Менеджмент является частью социального управления.

Основоположник классического менеджмента-Анри Файоль,сформулировал 14 принципов менеджмента: разделение труда;полномочия и ответственность; дисциплина;единоначалие;единство направления;подчиненность личных интересов общим;вознаграждение персонала;централизация; иерархия;порядок; справедливость;стабильность рабочего места;инициатива;корпоративный дух.

Управление осуществляется с помощью 5 управленческих функций: планирование,организация,мотивация,контроль,руководство.
Идею классического менеджмента реализовывал А.С.Макаренко. (Н.: «Педагогическая поэма»)

Проектирование и планирование социально-педагогической деятельности.
Методы управления-способы практических действий,направленные на достижение к-л целей,задач. Такие как: принуждение, побуждение, убеждение.

Программно – целевой подход в управлении подразумевает использование такого метода как проектирование.

Проектирование– это создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающей представление о стадиях, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому.

4.построение модели индивидуальной реализации деятельности (с учетом интеллектуальных, коммуникативных и т.п. особенностей субъекта деятельности).
3.определение средств, необходимых для реализации действия, и средств промежуточного контроля;
2.построение модели, необходимой для получения результата деятельности;

Процесс управления любой системой, любым объектом предпологает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решения по достижению поставленных целей.

Планирование– это определение основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения.

Процесс проектирования включает три этапа:

Классификация служб на основании проблем клиента. - student2.ru Принципы планирования: целенаправленность,перспективность,объективность,комплексность,оптимальность, скоординированность,коллегиальность,конкретность.

Тема: Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе.

Социальный педагог – специалист по социально-педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодёжными группами и объединениями, со взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства. Призвание социального педагога - обеспечивать направленную социально-педагогическую помощь и поддержку процесса социализации различных категорий детей и молодёжи, способствовать их социальному воспитанию в условиях жизнедеятельности, оказывать психолого-педагогическую и социально-педагогическую помощь семье, различным воспитательным учреждениям, помогать подросткам в период их социального и профессионального становления (по Л.В. Мархадаеву)

Также, Л.В. Мархадаев выделяет понятие социальный педагог образовательного учреждения- специалист по организации социально-педагогической работы с различными группами школьников и их родителями. Деятельность социального педагога направлена на организацию внеучебной деятельности школьников, их досуга, индивидуальной работы, консультационной работы с детьми и их родителями, вовлечение родителей в воспитательную работу с детьми, координацию воспитательных усилий учителей и родителей и др.

Методика – совокупность способов по организации учебно-воспитательного процесса.

Методика включает в себя метод (способ достижения цели), прием, средства, формы.

Методы работы социального педагога – способы взаимодействия специалиста и подопечного с целью решения конкретной социальной проблемы.

Цели социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении (М.В. Шакурова)

· Способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоёв общества;

· Развивать процесс опережающей социализации, т.е. знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;

· Способствовать развитию личности и её ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;

· Участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов

Основные функции социального педагога:

диагностическая, организационная, управленческая, координационная

Направления и формы работы школьного социального педагога:

Выявление детей группы риска; изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности учащихся, условий их жихни, специфики микро среды; профилактика правонарушений среди учащихся; реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением; работа с малообеспеченными и многодетными семьями; правовое воспитание родителей и детей; разработка и реализация программ коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения учащихся; взаимодействие с различными социальными службами, медецинскими учреждениями, благотворительными организациями.

Тема:Методика социально-педагогической профилактики.

Социальная профилактика (превенция) - деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.

Три уровня социальной профилактики:

Общесоциальный (общая профилактика)

Специальный (социально-педагогическая профилактика)

Индивидуальный (индивидуальная профилактика)

Социально-педагогическая профилактика – система мер социального воспитания, направленная на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующая проявлению различных социально одобряемых видов их активности.

Направления социальной профилактики:

1. Социальное воспитание – условия, созданные общественными, государственными частными структурами для разностороннего развития человека;

2. Перевоспитание – система целенаправленных воздействий на сознание, чувства, волю, и поведение воспитанника с нравственными и правовыми отклонениями с целью устранения их антисоциальной направленности и возвращения к принятым в обществе социальным нормам;

3. Ресоциализация – осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни;

4. Социальный контроль – механизм, с помощью которого общество и его подразделения обеспечивают соблюдение определенных условий, нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы;

5. Социальные ограничения – на поведение влияют условия, создаваемые определенными группами и сообществами, к которым мы принадлежим.

Профилактика социальных отклонений:

- корыстной направленности (хищение, кражи, спекуляция и т.п.);

- социально-пассивного типа (уклонение от работы, бродяжничество, употребление ПАВ и т.п.);

- агрессивной направленности (оскорбления, побои, изнасилование и т.п.).

Группы методов профилактической деятельности социального педагога: 1) словесные; 2) наглядные; 3) практические.

Формы профилактических отклонений: санитарно-профилактическая; психогигиеническая и психопрофилактическая; организационно-управленческая форма работы.

Тема: Социально – педагогические технологии работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях

Воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях
Социальная технология - это структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные системы или ситуации.
Технология – это совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми
Программы (содержат процедуры и операции, как способы и средства деятельности)
Деятельность (построенная в соответствии с такими программами)

Основные направления воспитательной работы:
Основная задача воспитательной работы – не только наказать человека за совершенное преступление, но и перевоспитать и возвратить в общество социально-здорового человека
- Режим
- Физическое и санитарно-гигиеническое воспитание осужденных
- Трудовое воспитание осужденных
- Нравственное воспитание осужденных
- Правовое воспитание осужденных
- Общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных
Виды исправительных учреждений (ст. 74 УИК РФ): - Исправительные колонии; - Воспитательные колонии; - Тюрьмы; - Лечебные исправительные учреждения.


Субъекты воспитания
Социальные педагоги (воспитатели)
Этапы процесса исправления в пенитенциарных учреждениях
Подготовительный этап: - изучение документов осужденного - планирование воспитательной работы  
Этап непосредственной реализации: - деятельность по оказанию помощи осужденному в адаптации
Заключительный этап: - оценка действенности всей воспитательной работы
 
 
Принципы перевоспитания осужденных
Принцип сочетания требовательности к осужденному с гуманным и справедливым отношением к ним
Принцип активности осужденного в общественно-полезной деятельности
Принцип воспитания в коллективе
Принцип соответствия цели средствам, формам и методам перевоспитательной деятельности
Принцип дифференцированного подхода в процессе перевоспитания
Принцип связи процесса перевоспитания осужденного с жизнью
Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности
Принцип опоры на положительное в личности
Принцип воспитания в коллективе
Принцип индивидуального подхода
Объекты воспитания, перевоспитания
Люди, по различным причинам нарушившие закон и осужденные судом
Сотрудники пенитенциарных учреждений

Наши рекомендации