Словарь основных психологических терминов

Интеллект-способность к познанию и логическому мышлению.

Аффект – сильное, бурно протекающее эмоциональное переживание, возникающее как правило в ответ на сильный раздражитель.

Способности– совокупность природных и социальных свойств человека, благодаря которым он может совершать разного рода деятельность: мыслить, творить, общаться с другими людьми, воспитывать себе подобных и т. д. Психические способности личности выступают как субъективные условия и предпосылки всех видов ее социальной деятельности. Способности проявляются прежде всего как знания, умения и навыки в той или иной деятельности, в том числе и в сфере делового общения.

Развитие-целенаправленный процесс качественных и количественных преобразований и изменений в личности, ведущих к повышению её развитости.

Учебная деятельность- это само изменение, саморазвитие субъекта, усвоение им системы знаний, умений, навыков.

Забота- готовность придти всегда на помощь, активная разновидность любви.

Госпитализм- если нет совместной деятельности взрослого и ребенка.

Методология - это система принципов и способов построения в теоретической и практической деятельности.

Метод- это способ получения научных данных.

Эксперимент - это проба или опыт, в ходе которого осуществляется активное вмешательство в ситуацию во взаимодействии с испытуемым.

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Восприятие– это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Противоречие- разрушение традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Пол- это комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) т. е это совокупность анатомофизиологических особенностей организма, заданных от рождения.

Гендерное воспитание- целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности детей дошкольного возраста, заключающийся в содействии накоплению социального опыта, выполнению гендерных ролей.

Олигофренияназывают состояние умственных возможностей, возникающих вследствие повреждений центральной нервной системы ребенка в домовний период жизни (до 1,5-2 лет)

Ощущение– простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека.

Воображение – это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений.

Мышление – это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.

Речь – это процесс общения с помощью языка.

Речь– это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, а также средств невербальной коммуникации, имеющих тот же смысл и значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Наблюдение – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Индивидуальность – это совокупность взаимосвязанных биологических, психических и социальных особенностей человека, характеризующих его неповторимость, уникальность.

Темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо; это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих ее поведение, деятельность и общение.

Способности– это индивидуально-психологические особенности человека, позволяющие ему с той или иной степенью успешности овладевать какой-либо деятельностью и совершенствоваться в ней.

Воспитание- процесс подготовки подрастающих поколений к жизни в современных условиях.

Эксперимент- это проба или опыт, можно многократно повторить и проверить.

Мотивация – это совокупность побуждений (мотивов), вызывающих активность индивида, система факторов, детерминирующая поведение человека.

Чувства - отражают устойчивое отношение человека к какому-либо конкретному объекту (реальному или воображаемому).

Эмоция– это непосредственное отражение сложившихся отношений, переживание, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.

Поведение– это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды.

Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.

Психические состояния – это определенный в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активностью личности.

Психические процессы – течение психического явления, вызываемое как внешним воздействием, так и раздражителями, идущими от внутренней среды рганизма.

Интеллект– это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи.

Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей (вербальное, невербальное).

Аттракция– это возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Группа– это социальная, относительно устойчивая, выделяемая на основе определенных признаков совокупность людей, связанных системой отношений.

Истерика- защитная реакция организма возникающая на фрустрацию (неудовлетворение).

Кризис- важный этап в психологическом развитии ребенка, который обозначает переход на новую возрастную ступень.

Коллектив – это малая группа, члены которой объединены деловыми, нравственными и личными связями и общими усилиями обеспечивают получение социально-ценностного результата своей деятельности.

Педагогические термины.

Педагогическая деятельность- представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человеческих знаний, опыта, культуры и создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Содержание образования-система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.

Самообучение- процесс получения человеком опыта поколений, посредствам собственных устремлений и им самим выбранных средств.

Самовоспитание- процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений, посредствам внутренних, душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Педагогическим процессом понимается специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников), направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Метод обучения – это совокупность приемов и способов организации учебно-познавательной деятельности обучающегося, развития его умственных сил, взаимодействия учителя и учащихся, общающихся между собой, а также с природной и общественной средой.

формой обучения следует понимать внешнюю сторону организации учебного процесса, осуществляемого по установленному порядку, в определенном режиме, отражающую характер взаимосвязи участников педагогического процесса.

Семья – это группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью.

Самообразование – это система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта поколений, направленная на его собственное развитие посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), целью которого является передача педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Обучение– совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в процессе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание.

Воспитание– это процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей.

Образование –целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего – индивидуально-психологического и внешнего – общечеловеческого (культурного богатства) потенциалов возможностей.

Предмет- способ введения объекта с позицией данной науки.

Система – это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление.

Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие ума, дарований учеников в соответствии с поставленными целями.

Педагогическая диагностика- это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач, оптимизации образовательного процесса, дифференциации учащихся и воспитанников, а также совершенствования учебных программ и методов психологического воздействия.

Мониторинг- постоянный сбор информации об объектах контроля, выполнения функции слежения.

Педагог- это человек, профессионал занимающийся педагогической деятельностью.

Целевые ориентиры-

Стандарт-

Конвенция-

Образовательный процесс- это процесс в котором осуществляется образование ребенка, воспитание и развитие личности.

Совместная деятельность- деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве в одно и то время.

Планирование - это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

Самостоятельная деятельность детей -свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами мотивирующей предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Циклограмма, цикловая диаграмма, графическое изображение циклического процесса (термодинамического, технологического и др.).
Педагогическая технология- это совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения. (процесс).

Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями.

Социализация-вхождение ребенка в обществе, принятие правил.

Образовательная программа- это комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий и в случаях предусмотренных Федеральным законом форм аттестации.

Наши рекомендации