Неспецифические средства повышения работоспособности спортсменов.

1. Психологические: психопрофилактические и психотерапевтические приемы
регуляции

• Аутогенная тренировка перед стартом, внушения, внушенный сон-отдых, сочетание аутогенной тренировки и внушений;

• Идеомоторная тренировка- мысленное выполнение движений ( упражнений под контролем сознания)

• Приемы мышечного расслабления- релаксации

• Специально дыхательные упражнения.

2. Педагогические: физическое упражнение- основное средство повышения
спортивной работоспособности.

Физические упражнения соревновательные- выполняемые в соответствии с

действующими правилами соревнований.

Специально подготовительные ФУ- содержащие отдельные элементы

соревновательных действий.

Общеподготовительные ФУ- не содержащие элементов соревновательного

упражнения, заимствованные, как правило, из других видов.

3. Медико- биологические и фармакологические.

Правильное питание, витаминизация( мин.в-ва). Рацион спортсмена в период тренировки, соревнований; питательные смеси, напитки.

Адаптогены и средства, повышающие иммунологические способности организма к стрессовым ситуациям: жень-шень, экстракты элеутерококка, аралии, колючника, заманихи, левзеи, пантокрина- тонизирующее действие при переутомлении, китайский лимонник, золотой корень.

Препараты, влияющие на процессы энергонакопления и энергозатрат: рибоксин, калия оротат, панангин, МАП.

Работоспособность- готовность выполнить специфическую физическую работу заданного объема и интенсивности для достижения в соревновании высокого ( высшего для данного спортсмена) результата. Работоспособность-это сложный комплекс индивидуальных качеств спортсмена, связанный с физическими возможностями с одной стороны, обусловленными определенными природными данными, с другой- со специфическими ( функциональными) приспособительными изменениями в организме, достигнутыми в результате воздействия направленного педагогического процесса, называемого тренировкой.

Педагогические средства восстановления.

Они являются основными, так как определяют режим спорсменов и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки. Они включают в себя:

1. рациональное планирование тренировки в соответствии с функциональными возможностями организма спортсмена, правильное сочетание средств СФП и ОФП, оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро и макроциклов, четкая регламентация работы и отдыха.

2. правильное построение отдельного тренировочного занятия с использованием средств для снятия утомления (подбор снарядов, мест для занятий, упражнений для активного отдыха и релаксации расслабления, создание положительного эмоционального фона-цветовой, музыкальный фон ( спортивный зал, бассейн- очки разного цвета).

3. варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнениями и тренировочными занятиями.

4. разработка системы планирования и использования различных средств восстановления в месячных и годичных циклах подготовки, разработка методики ФУ, направленных на ускорение восстановления работоспособности спортсменов, совершенствование двигательных навыков, обучению тактическим действиям.

Восстановительные мероприятия. Группы средств: педагогические, психологические, гигиенические, медико-биологические.

1. Педагогические. Рациональное построение тренировки-восстановление после отрезков, дистанций серий. В УТП-систематическое варьирование величиной тренировочной нагрузки, упражнения для активного отдыха, специальные восстановительные микроциклы.

2. Психологические. Способствуют снижению психического утомления, оказывают положительное влияние на характер и течение восстановительных процессов. Рекомендуются: аутогенная тренировка, различные средства внушения ( сон- отдых), трен. массаж, специальные дыхательные упражнения, отвлекающие факторы( музыка- фонотерапия), гипноз( психолг- врач).

3. Гигиенические. Оптимальные условия микросреды, быта, учебы, тренировок; распорядок дня, личная гигиена, специализированное питание, закаливание, гигиенические условия тренировок.

4. Медико-биологические. Средства восстановления: витаминизация( зимне-весенний период), физиотерапия, гидротерапия ( ванны, души), массаж ( разные виды), сауна ( баня).

Наши рекомендации