Суть антропологии, лежащей в основе его философии воспитания
Воспитание человека осуществляется сразу в нескольких планах его бытия:
План биологического бытия; воспитание представляет собой опеку и дрессуру.
План общественного бытия: воспитание — обработка молодого поколения соответственно потребностям группы.
План духовной культуры: воспитание как образование и соучастие в культурных ценностях.
План благодатного бытия: воспитание есть спасение.
Дал анализважнейших направлений педагогической мысли первой четверти XX в. в России, Европе, США.
Осуществилфилософский подход к педагогике, поставив в ее центр ценностноеотношение к образованию, которое рассматривал как непрерывное восхождение к ценностям культуры.
Главной ценностьюпедагогики Гессена является личность и ее индивидуальность, обретенная в самостоятельном творческом труде по осуществлению целей-заданий,носящих высокий, «сверхличный» характер.
Считал педагогику теоретической наукой о должном, рассматривая ее как прикладную философию.
Задача педагогики — формировать профессиональное мышление учителя, его способность искусно решать конфликты внутри образования.
Убедительно показал неприемлемость национализма в системе общего образования: российский национализм, переходя в великорусский, постепенно мельчает до московско-суздальского. «Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным».
Дисциплинавозможна через свободу,а свобода— через закон долга.
Свободаесть творчествонового, «особого пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода».
Задача обучения— овладение методом.
Задача учителя— мыслить научно, применять метод как орудие мысли.
152
Биографические сведения. Основные работы | Философско-педагогические идеи |
Цель образования— не только приобщение ученика к культурным и научным достижениям человечества, но и формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. Могущество индивидуальности коренится в тех духовных ценностях, которыми проникается ее душа. Всякая педагогическая система— даже там, где она выступает как чисто эмпирическая, — есть приложение к жизни философских воззрений ее автора. Считал, что многие современные педагогические взгляды являются развитием и углублением воззрений педагогов прошлого. |
«Как теоретика педагогики меня привлекала задача показать, что даже самые частные и конкретные вопросы педагогики возводятся в своих последних основах к чисто философским проблемам и что борьба различных педагогических течений между собой есть только отражение более глубоких философских противоречий».