Литературное творчество руссо
Произведения | Взгляды, идеи, отраженные в них |
Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов (1749); Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми (1777г); Юлия, или новая Элоиза (1761); Общественный договор, или Принципы общественного права (1762); Эмиль, или О воспитании (1762); Исповедание веры савойского викария. Рассуждение об управлении Польшей и ее предполагаемой реформе (1772). | Резко выступал против современной ему культуры, против социального неравенства. Старался доказать, что природа создала людей равными, добрыми и счастливыми, а общество сделало их несчастными. Осуждал многочисленные пороки, предрассудки, социальную несправедливость, порожденные феодальным строем. Развивал идеи о происхождении и сущности гос-ва, о неотчуждаемости суверенитета народа, о народовластии. Подверг критике существующую практику воспитания детей господствующих сословий и изложил в духе своей теории естественного права план воспитания нового человека. Выступал против католической церкви. Вернулся к вопросу о народовластии и высказал ряд ценных суждений о национальном воспитании детей. |
ЭМИЛЬ, ИЛИ О ВОСПИТАНИИ
Каким должно быть воспитание в семье | Воспитание женщины |
1. Свободным. 2. Естественным. 3. Воспитание зависитот: 1) природы(воспитание реализуется путем «внутреннего развития человеческих способностей, развития органов чувств»); 2) воспитания людьми(имеется в виду приучение человека использовать развитие своих природных способностей и органов чувств); 3) вещей(воспитывает собственный опыт человека, приобретаемый им от взаимодействия с вещами, с которыми он сталкивается). | Должна воспитываться дома. Никаких серьезных умственных занятий. Приспособление к мнению других, подчинение чужой воле. |
Возрастная периодизация | |||||
Раннее | Период сна | Период от | Период нравственного воспитания | ||
детство: | разума — | 12 до 15 лет. | (период «бурь и страстей») — | ||
до 2 лет. | от 2 до | с 15 лет до совершеннолетия. | |||
12 лет. | |||||
Задачи воспитания | |||||
Основа — | Развивать | Осуществлять | Воспитание | Воспита- | Воспи- |
физичес- | внешние | умственное и | добрых | ние | тание |
кое воспи- | чувства | трудовое | чувств. | добрых | доброй |
тание. | ребенка, | воспитание. | сужде- | воли. | |
укреплять | нии. | ||||
здоровье | |||||
ребенка. | |||||
Средства воспитания | |||||
Ребенка | Учить в | Выбор предме- | Наблюдая | Изучение | Совер- |
должна | прямом | тов — исходя | картины | биогра- | шение |
вскармли- | смысле | из интересов | человечес- | фий | добрых |
вать мать. | слова пока | ребенка. | ких страда- | великих | дел. |
Не следует | не стоит. | Все — с мак- | нии, нужды, | людей, | |
отнимать у | Велика | симальной | горя, юноша | изучение | |
ребенка | воспитыва- | наглядностью. | будет видеть | истории. | |
свободу, | ющая роль | Труд —воспи- | и добрые | ||
мешать | примера. | тательное | примеры. | ||
природе. | средство. | ||||
Воспитание | Нравственное воспитание можно дать | ||||
вне общества. | только в обществе. |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ШКОЛА В ПЕРИОД ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVIII В.
Педагогические идеи, выраженные в приведенных проектах, оказали большое влияние на развитие прогрессивной педагогической мысли, но после своей победы буржуазия во многом отказалась от того передового, что содержали эти проекты.
ЛУИ ЛЕПЕТЕЛЬЕ (1760-1793), якобинец
Решительная демократизация, доступность образования.
«Дома национального воспитания» — до 600 детей. Мальчики и девочки5—12 лет.
Содержание на средства государства, на подоходный налог.
Изоляция от общества, физическое воспитание, производительный труд. Письмо, счет, элементы географии, основы с/х, домоводства, истории.