Т.С. Полякова, д.пед.н., профессор
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
В работе раскрыта история подготовки преподавателей-исследователей в области математического образования в магистратуре Южного федерального университета и современное состояние этой подготовки.
Ключевые слова: магистратура, математическое образование, подготовка преподавателя-исследователя, индекс удовлетворенности, федеральные образовательные стандарты.
MASTER’S THESIS «MATHEMATICAL EDUCATION» IN IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL EDUCATIONAL STANDARDS
T.S. Poljakova, Ed.D., Professor
Southern Federal University, Rostov-on-Don
The present thesis covers a topic of training of the Research Instructors in mathematical education in Master’s Degree Course in Southern Federal University – its history and current state.
Key words:Master’s Degree Course,mathematical education, training of the Research Instructors, satisfaction index, Federal Educational Standards
Магистерская программа «Математическое образование» реализуется на базе кафедры теории и методики математического образования, имеющей длительный (с начала 90-х гг.) позитивный опыт подготовки преподавателей математики в магистратуре. Основное назначение магистратуры того времени – подготовка к кандидатским экзаменам, которые сдавались в конце обучения. Как правило, окончившие магистратуру, сразу поступали в аспирантуру по теории и методике обучения и воспитания (математика). Такой подход обеспечивал своевременную защиту кандидатской диссертации. Так было подготовлено несколько кандидатов наук, которые в основном укрепили профессорско-преподавательский состав факультета математики и информатики.
В настоящее время ситуация изменилась, так как базовые дисциплины предлагают достаточно часто меняющиеся ФГОС-ы. Тем не менее, они предоставляют достаточную свободу выбора дисциплин. Это особенно ценно в сложившихся условиях, когда поставлена задача формирования полноценной группы в составе 25 человек, причем существенно расширился круг лиц, заинтересованных в получении квалификации магистра. Она нацелена на подготовку преподавателей-исследователей и дает возможности карьерного роста на всех уровнях математического образования, включая среднее специальное и высшее.
Кроме выпускников педвузов приглашаются выпускники классических и технических университетов, учителя математики, не имеющие педагогического образования, и учителя других предметов, желающие получить дополнительную специальность. В связи с этим на кафедре модернизированы учебные планы, ООП, опубликовано учебное пособие для поступающих [1], адаптированное к поступлению лиц с разным уровнем подготовки.
При разработке учебных планов учтены результаты исследования индекса удовлетворенности различными сторонами подготовки выпускников 2015 г. Самый высокий индекс имеет руководство научно-исследовательской работой. Наименее удовлетворены магистранты подготовкой по школьным математическим дисциплинам. Учебные планы, разработанные в соответствии с ФГОС 3+ [2], насыщены курсами, связанными со школой.
Список литературы
1. Полякова Т.С. и др. Магистерская программа «Математическое образование»: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2015.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты // http//fgosvo.ru/reestr/13/12/1.
К заданию 6.
Отбор выступающих производит руководитель магистерской программы в согласовании с научным руководителем. Подведение итогов проводится по оценочным картам жюри и участников конференции. Участники конференции (кроме докладчиков) записывают на диктофон выступление одного из докладчиков, скачивают презентацию доклада, сдают руководителю магистерской программы рецензию на этот доклад отразив:
· Вашу точка зрения на актуальность проблемы выступления
· Оценку качества обоснования актуальности проблемы выступающим
· Краткое содержание выступления
· Сделаны ли выводы, подведены ли итоги, насколько они обоснованы
· Использованные выступающим методы исследования, их оценка
· Оценку научной новизны представленных выступающим материалов
· Оценку практической значимости проведенного исследования
· Оценку ораторского мастерства выступающего
· Оценку демонстрационных материалов (презентация, модели, сборники задач и упражнений и др.).
Образец оформления рецензии
Рецензия
на выступление с докладом студента (магистранта) _ курса __ Института … __(ФИО) на __ конференции __ г. на тему «___»
Оценочная карта выступления студента на научно-практической конференции 2015 г.
Уважаемые члены жюри! Оцените предложенные характеристика выступления по 5-балльной шкале
ФИО | Обоснование актуальности темы/проблемы | Выводы, их обоснованность | Адекватность методов исследования | Научная новизна | Практическая значимость | Ораторское мастерство | Демонстрационные материалы | Общее количество баллов |
Оценочная карта участника конференции
Оцените характеристики выступления по 5-балльной шкале
ФИО | Содержание | Демонстрационные материалы | Ораторское мастерство | Общая сумма баллов |
[1] Внутрипредметные связи ― связи между отдельными математическими дисциплинами ― арифметикой, алгеброй, геометрией, тригонометрией
2 Межпредметные связи ― связи между математикой и другими предметами ― физикой, экономикой, информатикой и др.