Тема 6. Особенности профилактической деятельности учреждения социальной направленности
Основные направления профилактической деятельности учреждения. Социальная профилактика как профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости. Социально-педагогическая профилактика как система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития ребёнка и способствующих проявлению различных видов его активности.
Основные вопросы для наблюдения и анализа
Анализ профилактической деятельности социального учреждения. Определение приоритетного вида профилактики (психологическая, педагогическая, медицинская, социально-педагогическая). Мера реализации общей и специальной профилактики. Реализация ранней профилактики отклонений в развитии личности ребёнка.
Практические задания:
1. Оценить способы и формы профилактической деятельности данного учреждения социальной направленности.
2. Определить содержание социально-педагогической профилактики в отношении категории детей, с которыми работает данное социальное учреждение (дополнить характеристику специфики деятельности учреждения социальной направленности).
Тема 7. Аналитическая деятельность социального педагога
Аналитическая деятельность социального педагога по всем разделам работы как неотъемлемая часть успешной профессиональной деятельности. Основные функциональные обязанности, профессиональные знания, умения и анализ. Результаты деятельности и анализ.
Основные вопросы для наблюдения и анализа
Профессиональные умения социального педагога и их анализ: проектировочные, организаторские, коммуникативные, дидактические и др. Профессиональные функции социального педагога: организаторская, методическая, диагностическая, коррекционная, реабилитационная, функция поддержки и вспомоществования и др.
Практическое задание:осуществить самоанализ и самооценку реализации и результатов социально педагогической практики в учреждении социальной направленности, оценить собственные достоинства и недостатки, перспективы дальнейшего профессионального совершенствования (оформить в виде аналитического отчёта).
Учебные пособия
Основная литература
1. Должностные обязанности социального педагога // Вестник образования. – 1995. – № 11. – С. 63–65
2. Берестенева, В. А. Методика и технологии работы социального педагога с семьей / В. А. Берестенева. – М. : ИО «Светоч», 2001. – 147 с.
3. Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. – М., 1994.
4. Кабиров Ф. З. Позиция психолога в практике психокоррекции / Ф. З. Кабиров. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2001. – 79 с.
5. Методика работы социального педагога / под ред. Л. В. Кузнецовой; сост. Г. С. Семенов. – М. : Школьная пресса, 2003. – 96 с.
6. Методика и технологии работы социального педагога. – М. : Владос, 1998. – 215 с.
7. Обучение социальной работе в России: программы и технологии. – М. : Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1997. – Ч. 1. – 288 с.
8. Обучение социальной работе в России: программы и технологии. – М. : Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1997. – Ч. 2. – 263 с.
9. Организация внешнего досуга, программы игр и представлений / Сост. В. П. Шанин. – М., 2002. – 352 с.
10. Психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева., В. В. Столина. – М. : Изд-во МГУ, 2000. – 303 с.
11. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. – М. : Издательская корпорация «Логос», 1999. – 272 с.
12. Шмачилина, С. В. Педагогические технологии : учебное пособие для студентов педвузов. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 1997. – 106 с.
Дополнительная литература
13. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. – М. : Просвещение, 1987. – 296 с.
14. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М. : Психология и педагогика, 1990. – 345 с.
15. Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. – М. : Владос, 1994. – 312 с.
16. Мудрик, А. В. Социализация и воспитание подрастающего поколения / А. В. Мудрик. – М. : Владос, 1990. – 165 с.
17. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов. – М. : Владос, 1996. – 458 с.
18. Нагавкина, Л. С. Введение в должность социального педагога / Л. С. Нагавкина. – М., 2000. – 190 с.
19. Иващенко, Г. Т. и др. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специальных учреждениях / Г. Т. Иващенко. –М., Новгород : «Лучина», 1996. – 90 с.
20. Школа социальных педагогов и социальных работников: технологии работы. – М. : Светоч, 1990 – 243 с.