Требования к обучению чтению
Что значит обучить чтению неслышащего и неговорящего ребенка? Основной смысл раннего обучения дактильным знакам – это возможность использовать их для обучения ребенка чтению, чтобы путем чтения написанных слов ребенок мог возможно быстрее накапливать необходимые ему для общения с окружающими слова. Обучение чтению позволяет развивать речь и мышление ребенка до овладения произношением (которое протекает значительно медленнее). Обучение чтению облегчает формирование устной речи, освобождает от необходимости форсировать постановку звуков и употреблять в речи неправильные звуки. Возможность пользоваться дактильной формой речи позволяет специалисту задерживаться на отработке у ребенка каждого звука столько, сколько нужно, чтобы он был хорошо поставлен и закреплен, в то же время, не препятствуя развитию у ребенка речи в дактильной форме. Усвоив звуки, ребенок сможет все слова, которыми он пользуется в дактильной форме, значение которых он понимает при соблюдении определенных условий, употреблять и устно.
Обучать ребенка чтению вы начнете на занятиях, потому что необходимо соблюдать постепенность и последовательность в обучении столь сложной для ребенка деятельности, как чтение.
При обучении ребенка чтению перед вами стоят две задачи: первая – научить ребенка правильно прочесть то или иное слово; вторая – воспитать отношение к чтению как к источнику знания и средству общения с окружающими. И как ни мал ваш ребенок, как ни примитивно на первых порах его чтение, помнить об этих задачах вы обязаны с первых же прочитанных ребенком слов. Не сумев воспитать у ребенка интерес и потребность к чтению, вы лишите его основного средства познания мира, обедните и усложните его жизнь. Поэтому с самого начала тщательно отбирайте слова, которым вы учите ребенка. Слова должны обозначать известные ребенку явления, которые помогут ему понять обращенную к нему речь, помогут выразить свое желание, мысль.
Как учить малыша читать? Начнем с обучения технике чтения.
Подготовительные упражнения у ребенка третьего года жизни должны занять не менее трех-четырех месяцев у детей до 2,5 лет, у более старших – один-полтора месяца. Если ребенок может в течение 5–7 минут внимательно работать, умеет подражать, верно показывать дактильные знаки, правильно различать по табличке 5–6 слов-названий, подкладывать их к соответствующим игрушкам или фотографиям и, наконец, если он умеет различать буквы, из четырех-пяти букв находить парную по образцу, тогда переходите к обучению чтению.
Для этого необходимо специально подготовиться. Возьмите фотографии членов вашей семьи и сделайте подпись к каждой из них. Приготовьте такие же таблички-подписи с названиями обиходных предметов, конверты со словами и выражениями, которые необходимо употреблять в общении с ребенком в различных бытовых ситуациях. Например, слова, связанные с питанием – ешь, пей, возьми сам, вытри рот, дай, спасибо и т. д.; с прогулкой – надень пальто, шапку, шарф, галоши; со сном – разденься или сними платье, тапки и т. д. Во всех конвертах должны быть слова можно, нельзя, спасибо, дай.
Таблички делают так: нарезают одинаковые полоски плотной бумаги, еще лучше – картона. Слова должны быть написаны одинаковым шрифтом и одного цвета (желательно черным). Шрифт самый простой. Если вы пишете предложение, например “Дай мне” или “Принеси куклу”, то оно должно укладываться в одну строчку. Для этого полоска должна быть длиннее. Переносить слова не следует.
Таблички-названия предметов необходимо иметь в двух экземплярах. Одни вы прикрепляете к предметам (столу, стулу, окну, двери, шкафу, дивану, буфету, цветам и т. д.), к полочке, где расставлены игрушки ребенка (кукла, мяч, мишка, автомобиль). Другие (второй экземпляр табличек) вы сохраняете для проведения упражнений. После игры и занятий приучайте ребенка ставить игрушки на место к соответствующим табличкам. И это тоже будет упражнение на различение слов.
Пока ребенок не научился читать, второй экземпляр табличек используется для сличения пар слов. По мере усвоения дактильной азбуки ребенок должен все их прочитывать.
Теперь именно прочитывание слова должно стать средством восприятия буквенного состава слова, необходимого для его усвоения, средством накопления словаря. Добивайтесь, чтобы ребенок не просто прочитывал, а старался запомнить слово. Следите за техникой прочитывания табличек. Необходимо развивать навык запоминания прочитанного пальцами слова, пользоваться им для обращения к вам в дактильной форме, так как от этого зависит накопление словаря и развитие речи.
Взяв две фотографии (матери и ребенка), положите их перед ребенком и подложите под них таблички со словами мама и именем ребенка, скажем Вова. Теперь смешайте эти таблички и предложите ребенку самому правильно подложить их. У него уже есть опыт. Но все же он может в первый раз правильно сделать случайно. Похвалите его и предложите повторить. Если ребенок ошибется, укажите ему на ошибку. Сопоставляя между собой слова, обратите внимание на различие букв в словах, написанных на табличках (как вы уже это делали при сличении картинок, букв). Подложите сами таблички правильно и повторите задание. После того как ребенок 2–3 дня поупражняется в чтении слов мама и своего имени, вы добавьте слово папа, также сочетая прочитанное слово с показом фотографии. (На первое занятие слова мама и папа вместе брать не следует. Они похожи по начертанию, и дети их путают). Теперь вместе с ребенком два-три раза прочитайте эти слова дактильно. Вам предстоит научить его, во-первых, обозначать соответствующим дактильным знаком каждую букву слова, во-вторых, закрепить умение последовательно показывать буквы. Обозначению букв знаками вы учите так: указывая на букву пальцем левой руки, правой показывайте дактильный знак. Требуйте от ребенка, чтобы он, глядя на букву, подражая вам, показывал тот же знак. Знайте, если он смотрит не на букву в слове, а только на вашу руку, значит, он просто воспроизводит знак по подражанию, не сочетая его с буквой. В таком случае это не будет чтением, а лишь видимостью его. Поступая так, вы не сможете научить ребенка читать.
Когда ребенок, глядя на вашу правую руку, складывает пальцами знак, привлекайте его взгляд к букве. Помогите сочетать показанный ребенком знак с буквой, а сами не показывайте. Вот он уже показывает знак, сочетая его с первой буквой. Теперь приступите ко второй букве, опять покажите знак и сличите его с буквой. Уберите свою руку, а показанный ребенком знак сочетайте с показом буквы. Так один-два раза прочитайте все слово. Похвалите ребенка. Если вы будете постоянно привлекать внимание ребенка к чтению табличек, он поймет предъявляемые ему требования и будет справляться с техникой прочитывания. Вам важно развить у ребенка технику чтения, помочь ему запомнить слова. Чтобы повторение было не назойливым, покажите ребенку различные мячи, большой, маленький, двухцветный, однотонный. Покажите, что деревянный или целлулоидный шар – это не мяч. Давая новое слово кукла, покажите разные куклы – резиновую и матерчатую, в том числе и нарисованную на картинке. Покажите также, что мишка – это не кукла. Каждый раз при этом давайте прочитать правильное название. Благодаря этому, помимо запоминания слова и практики дактильного чтения, вы поможете ребенку осуществить перенос значения слова, сделать обобщение, научиться одним и тем же словом называть внешне отличающиеся, но одинаковые предметы. Подбирая предметы к таким занятиям, всегда старайтесь взять несколько одинаковых по назначению предметов, но выполненных из разного материала, разного цвета, величины.
После двух - трехкратного чтения вы поворачиваете табличку подписью вниз, чтобы ребенок не видел букв, и просите повторить. Обычно дети понимают, что от них требуется. А если нет, попробуйте сами начать говорить пальцами. Показали первую букву, сделайте вид, что забыли следующую. Загляните в табличку, покажите ее ребенку и снова закройте. Повторите слово. Теперь то же самое пусть сделает ребенок. Сначала он, быть может, запомнит только одну букву, завтра – две-три. Не исключено, что первое, короткое слово он воспроизведет по памяти на 10–15-й день. Это зависит от его возраста и предварительной подготовки. Но наступит время, и ребенок научится правильно повторять слово после одно-двукратного прочитывания.
С этого момента по-новому пойдет обучение ребенка речи в процессе общения. Легко и быстро начнет он усваивать новые слова и выражения. На первых порах в этот ранний период усвоения вы используете всякую возможность для того, чтобы ребенок прочитал слово по табличке и запомнил его: развешанные в комнате таблички-названия, короткие слова-обращения в быту.
Показывая таблички, побуждая ребенка прочесть их, вы тем самым умножаете его практику дактильного чтения, способствуете развитию памяти на слова, помогаете усвоить значение обиходных слов. Но будьте готовы к тому, что на первых порах для этого потребуется длительное время. Если вы будете делать это систематически, к концу года ребенок 3–3,5 лет после двух-трех повторений не только на занятии, но и в быту самостоятельно продактилирует новое слово, запомнит его. Представляете себе, как возрастут его возможности накопления словаря! Но вы достигнете результатов только в том случае, если будете вести работу строго в соответствии с данными вам рекомендациями.
Будьте особенно тщательны на начальном этапе, так как прочное усвоение слов на первом этапе обеспечит более быстрое и лучшее качество усвоения других слов в дальнейшем.
Остановимся несколько подробнее на том, какие требования следует предъявлять ребенку к пониманию слова.
Вы должны знать, что одно умение ребенка соотнести слово, написанное на табличке, с предметом, еще не свидетельствует о понимании им этого слова. При обучении человека, владеющего речью, иностранному языку, его так же обучают чтению словам-названиям на чужом языке. На первый взгляд это может показаться сходным с обучением глухого человека речи. Вместе с тем в этих, как будто похожих, процессах есть разница.
Обучая иностранному языку, например английскому, мы учим произносить и писать по-английски названия известных нам предметов. Мы лишь обозначаем новым знаком (словом) уже имеющееся у человека сформировавшееся представление (понятие). Только название его звучит и пишется по-другому. Зная по-русски слова большой, добрый, мы без особого труда запомним и, таким образом, усвоим английские эквиваленты big и kind.
Иное дело обучить родному языку глухого ребенка. Его нужно не только научить слову как средству обозначать предмет, действие, качество и т. д. (в этом отношении безразлично, будет ли это слово устное, написанное, сказанное пальцами), но и, что гораздо труднее и важнее, необходимо одновременно сформировать у ребенка представления о предмете, качествах, действии и помочь ему обобщить их в словах-названиях.
Именно это является самым сложным, существенным и специфическим в обучении глухого ребенка речи. Вопрос, будет ли это слово сказано, написано или показано дактильно (что больше всего обычно тревожит родителей), хотя и важный, но второстепенный по сравнению с той сложностью, которая связана с обучением ребенка пониманию значения слова, с формированием у него хотя бы самых элементарных понятий, которые выражаются в словах. Сравнительно легко начать обучение с различения слов глаза, кукла и яблоко, т. е. слов, обозначающих предметы. Хотя и здесь следует, обучая ребенка слову глаза, показать ему, что глаза есть у него, у вас, у других людей. Попросить его показать глаза у кукол, птиц и т.д. Польза от этого многосторонняя: вы подводите ребенка к обобщению, расширяете значение слова, упражняете его в чтении или проговаривании, многократным повторением облегчаете запоминание слова.
Учить словам, обозначающим качества, свойства предметов, сложнее, чем словам, обозначающим предметы. Например, слово большой. Если вы попытаетесь научить ребенка слову большой так, чтобы он понимал и правильно употреблял его, то вы убедитесь, что для маленького глухого слово большой – очень сложное. Благодаря постоянному общению со взрослыми, многократно употребляющими это слово в сочетании с другими словами – названиями предметов, слышащий ребенок без всяких усилий усваивает его. Допущенную им самим ошибку взрослые тут же исправляют.
Какой сложный, трудный путь проходит глухой ребенок, пока без затруднений он сможет сам сказать большое яблоко, большая девочка, большой дом. И не только потому, что ему трудно произнести эти слова. Нужно будет изменять окончания, что само по себе сложно. Понятие “большой” относительно (детский стул маленький по сравнению со стулом для взрослых, но большой по сравнению с кукольным). Ведь яблоко по сравнению с девочкой маленькое, а девочка рядом с домом – крошка. Так почему же к каждому из них относится слово большой?
Чтобы облегчить глухому ребенку усвоение этого понятия, приходится ему показывать разные по величине яблоки, куклы, дома и т. д., сокращая и облегчая ему тем самым путь образования элементарного понятия.
Мы вновь обратились к этому вопросу потому, что с обучением ребенка технике чтения возможность давать ему новые слова возрастает. Да и ребенок сам начинает читать любое встретившееся ему печатное слово. Ира С. поразила своих родителей, когда на 29-й день обучения сама прочитала пальцами слово метро. Первые самостоятельно прочитанные Мишей М. слова и предложения были “Не прислоняться” и”Казанский вокзал”.
Требование развивать технику чтения побуждает родителей давать ребенку как можно больше новых слов. Однако не забывайте в это время о необходимости давать ему для чтения, а тем более для запоминания только понятные и самые нужные для общения слова.
Итак, предлагая ребенку новое слово, старайтесь (даже в период развития техники чтения) давать такое слово, значение которого тут же станет ребенку понятным. Если это название предмета, то старайтесь дать слово во время действия ребенка с предметом или при его всестороннем рассматривании. Также и прилагательные давайте в сочетании с несколькими предметами, например: круглое яблоко, круглый мяч и т.д. Если это название действия, то старайтесь дать его в качестве сигнала – указания к выполнению действия, которое ребенок тут же выполнит. Одни и те же действия необходимо называть, выполняя их в разных условиях с разными предметами, особенно тщательно следует отбирать слова, которые ребенок должен запомнить (минимум их указан в требованиях к различным видам деятельности). Например: сядь на стул, сядь на диван, сядь на ковер и т. д.
Рекомендуем вам вести учет всех даваемых ребенку слов, что поможет вам научить ребенка пользоваться ими в общении; закреплять слова в играх и периодически повторять их. Малыши очень легко забывают слова, если активно не пользуются ими.
Помните, что на первых порах, чтобы ребенок запомнил слово, необходимы многократные повторения его в разнообразной форме, употребление в разной ситуации.
Помимо подготовительных занятий, теперь, когда ребенок умеет читать, огромную роль для формирования его речи играет непосредственное общение с ним. Используйте всякую возможность для того, чтобы научить ребенка новому обиходному слову, даже сверх указанного вам программой минимума, сверх того, что содержится в заготовленных вами табличках. Если ребенок зашел к вам на кухню, как бы вы ни были заняты, найдите минуту, чтобы показать, дать прочитать или хотя бы сказать ему рукой, чтобы он повторил совместно с вами новое слово, например: подними, подай, газ, плита, варю суп. Попросите его затем повторить слово самостоятельно. По пути в магазин, в гости, как бы вы ни спешили, дайте ребенку прочитать: улица, дом, солнце, машина, идет троллейбус. В магазине назовите: касса, билет, деньги. И т. д. У вас всегда для этой цели должен быть при себе блокнот и карандаш, чтобы записать и дать ребенку прочитать новое слово. Такое обучение речи в быту должно сочетаться с систематическим обучением на занятиях.
Напоминаю: используя в общении с ребенком дактильную речь, вы должны тщательно следить за правильной техникой дактилирования. Плохое дактилирование сходно с плохим почерком. Оно затрудняет понимание слова, мешает его усвоению. От четкости и правильности начального обучения зависит точность и даже красота дактильной речи. Она может быть изящной, почти незаметной для окружающих, а может быть очень резкой, привлекающей внимание. Если дети с детства не научатся правильно дактилировать, плохой навык закрепится и избавиться от него будет очень трудно. Не уставайте следить за техникой дактилирования.
Несомненно, что успех в усвоении речи зависит и от объема накопленного детьми словаря. Обычно у детей с недостатками слуха, даже у тех, кого специально обучают, запас представлений, т. е. образов предметов и явлений, их окружающих, больше, чем запас слов. Но случается, что ребенок запоминает слово, а за этим словом у него нет представления. В этом случае он как бы накапливает “пустые” слова. Наличие их в скромном лексиконе глухого ребенка, пожалуй, вреднее, чем отсутствие слова для обозначения имеющегося у него правильного представления.
Если у ребенка нет слов, но есть элементарные понятия “можно”, “нельзя”, он понимает по вашему выражению лица: нельзя бросать на пол вещи, рвать, ломать, сосать палец и т. д. Он воспринимает ваш взгляд как порицающий при нарушении им этих правил. И если вы начнете в подобных ситуациях сначала одновременно с соответствующим выражением лица, с жестом, а затем и без них употреблять слова можно, нельзя, дадите ему прочитать эти слова, то он таким образом запомнит их и сам начнет ими пользоваться, потому что у него уже имелось представление. Если теперь вы будете пользоваться этими словами в общении, значение их будет углубляться, будет развиваться элементарное понятие. Ребенок будет относить слова можно и нельзя ко все большему кругу действий.
Пользуясь в обучении глухого дошкольника только устной речью, против чего мы возражаем, давая ребенку новое слово, обучающие вынуждены считаться с умением ребенка произносить тот или иной звук. Даже учителям приходилось мириться с неправильным употреблением слов, потому что это были слова, доступные произношению. Например, дети называли “папой” всех мужчин, “Татой” – всех девочек, любая птица называлась “петух”, любое блюдо – “суп” и т. д. Использование пальцевой азбуки освобождает вас от необходимости учить детей неправильно называть предметы и дает возможность пользоваться в общении с ними правильным обозначением их.
Называйте пальцами предметы, действия, качества правильно. А произносить ребенок будет те слова, которые ему доступны в данный момент, в соответствии с усвоенными звуками. Наступит время, когда у ребенка будут поставлены все основные звуки и слова, которыми он пользовался в дактильной форме; при условии воспитания у него соответствующей привычки, малыш будет употреблять их и в устной форме.
Обучая чтению, с самого начала соблюдайте положения, касающиеся техники чтения и обеспечивающие понимание читаемого. Чтение – самый доступный для вас вид занятий с ребенком, способствующий его развитию. От быстроты усвоения дактильного чтения и развития способности запоминать прочитанное слово зависит формирование речи ребенка (рис. 11).
От вашей организованности и твердого исполнения всех, даже незначительных на первый взгляд требований, зависит успех овладения ребенком техникой чтения. Если вы сами будете строго соблюдать все условия обучения дактильному чтению и с самого начала заведете такой же порядок в семье, вы облегчите себе работу в дальнейшем, поможете своему ребенку усвоить жизненно важную для него привычку – стараться увидеть и понять обращенное слово (написанное, дактильное, устное)! Это ему необходимо. Не делайте себе поблажек ссылкой на то, что ребенок устал, плохо чувствует себя, что вам некогда, что пришли гости и т. п. Если вы сегодня подаете ребенку молоко без обычного обращения: “Пей”, – знайте, что вы разрушаете очень важную, уже образовавшуюся привычку, лишаете его необходимого упражнения в усвоении слов, в пользовании словесной речью.
Рис. 11. Ира понимает, как важно знать дактильную азбуку, и учит этому свою куклу.
Здесь, как во всем процессе воспитания, слаженность и единство требований всех, кто общается с ним, облегчит вам задачу и поможет добиться более скорого и прочного результата в формировании речи ребенка.
В методиках зарубежных стран до сих пор даются рекомендации говорить с глухим ребенком, как со слышащим. “Говорите, говорите, говорите”, – призывают американские специалисты, считая это средством развития речи глухого, как и слышащего.
Мы считаем, что разговаривать с глухим ребенком как можно больше действительно полезно, но говорить ему нужно только то и столько, сколько он может воспринять, имея в виду его способность если не услышать, то увидеть слово, с которым к нему обращаются, и понять его значение (пусть даже за этим следует показ-пояснение). Только в этом случае имеет смысл говорить, только в этом случае ваше “говорение” будет полезно. Вот почему в обращении к маленькому глухому ребенку нужно тщательно взвешивать каждое слово, стремиться к тому, чтобы оно дошло, т. е. стало ему понятно. Необходимо воспитать у ребенка интерес к слову, осознание значимости обращения словом, сделать слово для ребенка содержательным и нужным – только тогда у него пробудится подлинная потребность его усвоить, желание пользоваться им в общении, а это как раз и есть обязательное условие овладения речью.
Большую радость вызвало у меня следующее наблюдение за беседой матери с ее неслышащим ребенком лет пяти-шести в магазине игрушек. “Мама”, – сказал ребенок устно и показал на игрушку. “Не понимаю”, – сказала мать, вопросительно глядя на сына. Мальчик произнес “купила” и далее что-то невнятное. “Скажи рукой”. Малыш сказал рукой: “Купи контрукт”. Мать сказала ему рукой все предложение, попросила повторить вместе с ней. “Теперь повтори”, – сказала она. Ребенок внятно сказал: “Купи мне конструктор”. Мать выполнила просьбу ребенка. Оба остались довольны. Приятно было наблюдать разумное и умелое обращение матери с ребенком. И нас почти не удивило, когда на вопрос: “Сколько слов знает мальчик?” – она ответила: “Около двух тысяч. Валя всю неделю находится в детском саду. Мы с мужем стараемся хотя бы в субботу и в воскресенье с ним побольше говорить и научить его новым словам – в связи с тем, что он видит дома, на прогулке, в гостях. Говорим устно новые слова, пишем или говорим ему рукой”.
Мы рассказали вам о том, как следует относиться к пониманию прочитанного слова. Но до сих пор речь шла об использовании чтения как средства усвоения речи путем восприятия (или через восприятие) написанного слова. Но кроме этой специфической роли, которую играет чтение для глухого ребенка, необходимо использовать и общепринятую. Нужно найти такие средства, которые восполнят глухому ребенку хоть часть из того многого, что получает слышащий от чтения и рассказывания ему взрослыми уже с самого раннего детства. Кроме того, уже в дошкольном возрасте нужно готовить неслышащего ребенка к тому, чтобы он мог пользоваться чтением как основным и самым верным источником получения информации.
Для обучения чтению используются разнообразные тексты: составленные на основе впечатлений детей, описаний их игр, к иллюстрациям, а также переработанные, упрощенные тексты к детским книгам для слышащих.
Техникой чтения глухие дети овладевают рано и сравнительно легко, вы в этом убедитесь сами, а вот научить ребенка понимать прочитанное, сделать для него доступным содержание того, что узнает слышащий ребенок, когда ему читают взрослые, – задача столь же сложная, как и важная. Опыт показывает, что в этой работе родители допускают серьезные ошибки. Видя, что ребенок умеет прочитать любое слово (даже скорее, чем слышащие семилетки), они пытаются читать с ним детские книги, как это делают со слышащими первоклассниками. Увы! Это ни к чему не приводит. Прочитав незнакомое и не понимая значения прочитанного, маленький глухой ребенок не получает ничего для своего развития, не обогащается знанием. Мало того, такое упражнение в чтении непонятного может отбить у ребенка интерес к книге и охоту к чтению.
Начиная учить глухого ребенка чтению, не старайтесь приравнять этот процесс к тому, как он протекает у слышащих. Для слышащего малыша трудность заключается в усвоении техники чтения, но правильно прочитав слово, ребенок без труда поймет значение известного ему слова.
Значительно сложнее задача, стоящая перед вами. Благодаря рано усвоенной дактилологии ребенок отлично владеет техникой восприятия написанного слова, а по мере усвоения звуков – и техникой громкого чтения. Он действительно может прочесть и даже запомнить любое слово. Но вы уже знаете, прочесть слово не значит понять его значение. Понять смысл прочитанной фразы, даже составленной из знакомых слов, для него сложно. В связи с этим работа ваша должна проходить как бы в двух направлениях.
Вам следует расширять круг жизненных впечатлений ребенка, привлекать его внимание к окружающим явлениям природы, к доступным его пониманию событиям, не требующим пояснения; использовать иллюстрации и другие виды наглядного рассказа – диапозитивы, аллоскоп, содержание которых было бы доступно ребенку на основе одного зрительного восприятия. Старайтесь все полученные ребенком впечатления, переживания, эмоции – все, что привлекло его внимание, – затем оформить в слове. Начните с предложения в два слова, постепенно доведите до рассказа-описания в 6–7 строк. На этих-то рассказах и учите его затем понимать прочитанное.
Вам нужно научить ребенка читать так, чтобы за каждой прочитанной фразой у него возникало реальное представление.
Остановимся на этом более подробно.
Что значит оформить, выразить в слове наблюдения и впечатления ребенка, которые он получает в жизни? Например, ребенок видит и показывает вам пальцем на летящий самолет. Тут же напишите в блокноте черным карандашом для рисования фразу: “Летит самолет”. Ребенок видит, как вы разговариваете по телефону, запишите и дайте ему прочитать: “Бабушка звонила по телефону”. После прочтения хорошо ему эту же фразу повторить устно. Пришли к вам гости. Вы пишете и даете ребенку прочитать: “у нас гости”. Придя из парка, записываете: “Я с мамой был в парке”. Таких случаев вам жизнь предоставляет множество, вы их используйте. Изо дня в день будут все возрастать возможности ребенка понимать и запоминать такие фразы.
Сделав запись, вы даете ребенку ее прочитать. Постарайтесь, чтобы он повторил каждую короткую фразу на память. Если вы будете делать так систематически, ребенок научится повторять фразу с одного-двух раз, что не только закрепит у него навык понимать написанное, но одновременно будет развивать и его самостоятельную речь. Ребенок должен воспользоваться этой фразой, записанной вами для ответа на вопрос: “Где ты был?” заданный кем-нибудь из членов семьи.
Если ваш ребенок посещает детский сад, то, беря его в субботу, записывайте впечатления, полученные им дома, в специальной тетради, последовательно фиксируйте все, что он видел и делал дома. Начинайте, как всегда, с одной – двух - трех фраз, постепенно увеличивая их число.
Привожу запись, сделанную родителями шестилетней Тани Ч., которую она дословно передала педагогу и детям в устной форме, помогая себе пальцами лишь при произношении таких наиболее трудных слов, как убирать, парикмахерская, постригли, пирог с яблоками. Таня рассказала: “Утром я встала. Помогала маме убирать. Мы завтракали. Потом я и папа пошли в парикмахерскую. Меня постригли. Папа купил мне интересную книжку “Мишка”. Дома папа читал мне. Потом я читала. Мама стирала и гладила мое красивое платье. Вечером пришли гости: тетя Оля, дядя Саша и Дима. Мы играли с Димой. Мама испекла пирог с яблоками. Все пили чай с пирогом. Потом я пошла спать”.
Родители Тани год вели систематические записи, и это дало возможность девочке почти безошибочно передать словами такой длинный текст. Не приходится говорить о той роли, которую сыграла в ее речевом развитии систематическая работа.
Перед нами толстая тетрадь с 60 текстами бытовых рассказов, из которых последние содержат до 100–150 трех- и четырехсловных предложений, составленных родителями Нели Б. Неля не только читала в субботу и воскресенье такой текст, но старалась его запомнить, чтобы, придя в детский сад, пересказать. Мы проверили Нелю. Она ясно представляла себе содержание каждой написанной фразы, отражающей пережитое ею. Позднее родители так же оформляли краткое содержание просмотренных телевизионных детских передач, кинокартин.
Кроме составления таких текстов, которые из года в год все усложняются, вам необходимо с этой же целью провести еще следующую работу. Рассказывайте ребенку, используя для этой цели игрушки, иллюстрации к детским книгам, художественные открытки, картинки, вырезанные из журналов и книг, просмотр диапозитивов.
Для рассказа вы составляете текст. Например: “Девочку зовут Оля. У Оли котенок. Оля гладит котенка. Оля налила в блюдце молоко. Она дала котенку молоко. Котенок пьет молоко”. Этот текст вы рассказываете, производя соответствующие действия игрушками. Каждую сказанную вами фразу ребенок отраженно повторяет (дактильно, устно). Подобный рассказ рассчитан на ребенка второго — начала третьего года обучения. В зависимости от уровня развития речи ребенка вы делаете рассказ еще проще, короче или, наоборот, усложняете.
Рассказав текст два-три раза устно, дактильно, вы записываете его печатными буквами, расставляете ударения и даете ребенку прочитать два-три раза (рис. 12). Прочитанные ребенком тексты собирайте и периодически повторяйте. Новые тексты постепенно усложняйте, удлиняя рассказ на две-три фразы. Позднее приучайте ребенка наизусть рассказывать текст, иллюстрируя его действиями с игрушками.
В пособиях для этой цели даны сюжетные картинки (рис. 11, 12, 13 и 31). К ним в виде отдельных картинок даны основные действия и предметы, изображенные на большой картине. Это картины: “Обед”, “Дома”, “В парке”, “На улице”. Повторив и уточнив словарь по маленьким картинкам, вы обращаетесь теперь к большой картине. По ней проводите беседу по вопросам, выясняете, кто изображен, что делают действующие лица. Затем, пользуясь картинкой, ведете связный рассказ (см. указания к пособию). Это доступно детям к концу второго года обучения. Запишите рассказ на отдельный лист (печатным шрифтом), предложите ребенку нарисовать что-нибудь на данную тему.
Рис. 12. Любимое занятие.
Из таких отдельных текстов и иллюстраций составьте книжку-малышку, как ее называют в детском саду. Для этой же цели можете использовать и предметные картинки с подписями, и другие иллюстрации. Научите ребенка не только читать и любить эти книжки-самоделки, но и беречь их.
В пособиях имеются серии картин (см. рис. 14, 15, 16, 32, 33, 34), которые вы также можете использовать для составления текстов. Картинки эти используются несколько раз по-разному, в зависимости от подготовки ребенка.
Сначала вы сами рассказываете о происходящем, привлекаете внимание ребенка к тому, что изображено. Затем ребенок читает подписи к каждой из иллюстраций. Прочитав рассказ несколько раз, можно сделать следующее.
Отрежьте подписи и предложите ребенку подложить их к соответствующим картинкам. Следующее задание – последовательно разложить картинки по порядку. Умение соблюсти последовательность – нелегкая задача для ребенка.
Когда он справится с заданием и достаточно хорошо сможет читать подписи, составьте из них целый рассказ. Пусть ребенок прочитает его и в ходе чтения укажет на соответствующие картинки. В приложении даны по два варианта серий картин. Спрячьте одну из них и через некоторое время дайте ее ребенку, чтобы он, пользуясь знакомой лексикой (словарем), мог самостоятельно рассказать о том, что изображено на картинках. На основе нового варианта составьте более расширенный рассказ. Пусть ребенок читает, пересказывает, сам иллюстрирует текст (рис. 13).
Для рассказывания можно использовать иллюстрированные книжки (так называемые ширмочки) для детей младшего дошкольного возраста. Рассматривая картинки, беседуя с ребенком, задавая вопросы, привлекайте его внимание к иллюстрациям, к отдельным деталям их. Затем, как бы подводя итоги всему увиденному, сделайте на полоске бумаги подпись к рисунку. Этой полоской заклейте текст в книжке. Ребенок прочитывает подпись. Переходите к следующей картинке. Так за несколько дней прочитаете всю книжку. Теперь ребенок читает ее всю от начала до конца. Из таких книжек вы должны собрать библиотечку, которую необходимо периодически перечитывать с ребенком. Учите его не только читать вам, но, прикрыв текст, рассказывать на память и показывать по картинке то, о чем говорится в тексте.
Рис. 13. Учит читать.
Можно использовать для этой цели некоторые художественные открытки, составив к ним после подробной беседы короткие тексты. Просмотрев какой-нибудь легкий детский фильм по телевидению или картинки в аллоскопе, диапозитивы, вы завершаете просмотры рассказом с последующей записью и чтением его. Главное в этой работе то, чтобы в результате чтения ребенок не только понял слова, но и смысл текста, выраженного целой фразой. Смысл должен повлиять на чувства ребенка, пробудить у него мысль. Так, например, прочитанное предложение “Птичка пьет” пробудило у ребенка мысль. Оказывается, не только он, но и птичка пьет, хотя действие это совсем не похоже на то, что он делает. Оба слова были ребенку знакомы, но только прочитанная фраза, которая оформила наблюдение, обогатила его.
Ира прочитала подписи под серией из двух картинок: “Мама дала Оле пирог”, “Оля поделилась с Вовой”. Не только для развития чтения оказалось полезным это прочитывание, но и для большой содержательной беседы, в результате которой девочка поняла смысл прочитанного.
Такие подготовленные вами и прочитанные ребенком тексты вы можете через некоторое время пересказать малышу. Он легко поймет содержание. Одновременно это будет и упражнением в чтении с губ. Постепенно можно перейти к простым вопросам к прочитанному тексту: Кто? Что сделал? (вначале это должны быть такие вопросы, на которые ребенок найдет ответы в тексте). О дальнейшей более углубленной работе по чтению вы сможете прочитать в специальной литературе (см. библиографию).