Переустройство мира и новое мышление
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
Сейчас подводится итог
Под роковой чертой эпохи.
Преодолеем ли порог
Или отстанем по дороге
И станем нищи и убоги?!
Свою судьбу решаем мы,
Избрав путь Света или тьмы.
Н.Д.Спирина. Капли
Что происходит сейчас в мире? В третьем томе книги «Мир Огненный», вышедшем в 1930-е годы, говорится: «Чем отличаются первые три десятилетия двадцатого столетия? Войны, ужасы, жестокости, огрубение и самые страшные отрицания!»(1) «Состояние планеты такое катастрофическое, что только самое нагнетённое воздействие удержит народы от зверства»(2). «Столько столетий множества душ устремлялись к явлению быта, но не бытия; и жизнь направлялась этими вожделениями»(3). Всё, что было сказано в 1930-е годы, неимоверно усилилось и дошло до своего апогея, дальше — или катастрофа, или возрождение. Мы стоим, как сказано в моём стихотворении, на пороге Новой Эпохи. «Ведь уже столетия, как усовершенствование удалилось от человечества; и дух, который насыщает множества, именно стремится к созданию тупика. Водоворот, в который человечество посеяло свои вожделения, создал то разобщение, которое нарушило космические законы. Свойства человеческие притягивают духов, которые воплощаются, не имея никаких духовных устремлений»(4).
«Самый ужасный бич человечества есть его узкое мировоззрение. Лучшие люди думают, что явление их кругозора есть главный ключ к спасению Мира, но границы этих мировоззрений не идут дальше физического мира»(5). «Человеческая нетерпимость ко всему высшему превратила людей в выродков»(6). «Силы духа расходуются на утверждение разрушения»(7). Всё это мы сейчас видим. Поэтому «каждый должен мыслить о переустройстве Мира, ибо когда мы поймём происходящее, мы поймём приближение будущего. Каждая мысль, направленная к строительству Новой Эпохи, даст свои формы. Мыслеформы явят направление будущего...»(8) «Перерождение мышления должно утвердиться как основа лучшей Эпохи. Мышление — залог преуспеяния, залог нового строительства, залог мощного будущего»9. Значит, весь упор делается на мысль в этой Эпохе. «Пробуждение сознаний, очищение Учения и зов в будущее дадут великое перерождение мышления»(10). В этом чрезвычайно помогает нам изучение книг Живой Этики, где указывается и как очищаться, и как устремляться в будущее, и в чём это будущее состоит.
«Сознательное отношение к мировому переустройству может положить основание Новому Миру. Устроение современное настолько уклонилось от явленного Космического Магнита, что, истинно, все Силы Света собираются для помощи человечеству»(11). «Мир Надземный не оставит планету без помощи. Так и Матерь Мира, и Иерархия Блага, и Наместники Огненные собирают свои станы»(12). Но мы не должны только возлагаться на Силы Света, но и сами принимать участие в переустройстве мира. «Предпосылая мысли блага, мы уже творим те каналы, по которым могут собираться энергии Блага. Когда идёт великое переустройство Мира, мы должны устремить наши утверждения на помощь созидательства Света. Так создаются новые мосты»(13).
«Мир нуждается в переустройстве. Явление очищения необходимо. Огонь духа и сердца утвердит новое начало. Так будем строить. Чудо у дверей»(14).
26 ноября 1995 г.
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
Всем известна аксиома в геометрии: «Кратчайшее расстояние между двумя точками есть прямая линия». Одни и те же законы царят как в материальном, так и в духовном мире. И для того, чтобы приблизиться к Высшему, нам указывается тот кратчайший путь, который можно было бы назвать «прямой линией».
Мы знаем, что спасение наше, вся дальнейшая судьба наша зависят от того, устоим ли мы в добре и Свете. А это возможно только при условии неразрывной связи с Иерархией. И именно сейчас, на роковом рубеже двух эпох, нам предстоит избрать наш дальнейший путь. Чтобы оторваться от всего личностного, земного, что уводит нас с пути продвижения, надо, как сказано в Учении, «преисполниться духом», а это значит «поставить себя в непосредственное общение с Иерархией. (...) ...Нужно готовиться к непосредственному Общению. (...) Особенно сейчас, при эпидемии одержания, люди должны искать сердечного Общения»(1).
Что же такое это «сердечное общение»? Как известно, самое простое есть и самое трудное. Учение предлагает этот простейший и кратчайший путь, но для многих он является наиболее невмещаемым. Гораздо легче укрыть за извилистыми линиями узоров первых ступеней лестницы восхождения какие-то неизжитые элементы самости, себялюбия, самомнения и утешаться продвижением по кривой, зигзагообразно. Официальные религии способствуют этому внешними приёмами обрядов и ритуалов. Но когда-то настанет момент, когда все покровы спадут с сознания, и человек останется с тем, что он есть на самом деле и не более того.
Сейчас особенно важно предупреждение Учителя, что никакие искусственные внешние приёмы и манипуляции не приведут к контакту с Высшим Миром. В Живой Этике сказано: «...Не будем прибегать к посредству механических приёмов там, где весь смысл... в непосредственном приобщении к Иерархии. Только сердце, ничем, кроме любви, не покрытое, связывает нас с Высшими Силами»(2). «Не сосредоточенность, не приказ воли, но любовь к Иерархии рождает непосредственное Общение. (...) Что же может сильнее соединять, как не мантрам — ''люблю Тебя, Господи!''»(3). И настоятельно и неоднократно звучит призыв Учителя: «Не утрачивайте непосредственного Собеседования с Нами»(4). «...Нужно облечься в непрестанную молитву. Такая молитва нужна теперь, когда Земля потрясена ужасами»(5).
В данный самый тяжкий и тёмный период устоять можно только на этом. Не было более сложного времени в истории человечества, чем эта смена рас. Выявилось всё, выявились все, и идёт конечный естественный отбор, и он пройдёт по сердцам людей.
И если в сердце нашем не будет любви, то мы, по словам апостола Павла, ничто. Даже если, как он пишет, мы будем говорить языками человеческими и ангельскими, и пророчествовать, и знать все тайны, и иметь всякое познание и всю веру, и если раздадим всё имение наше и пожертвуем своей жизнью — не будет нам в том никакой пользы(6). Как давно это было сказано! И понято и принято с тех пор было лишь очень немногими. Но именно они и явились теми держателями Земли, без которых нечем было бы жить и дышать нашим душам.
24 декабря 1995 г.
ПРИВЕТСТВИЕ
к выставке картин Николая Рериха в Нижневартовском Рериховском обществе «Гармония»
Приветствую братское Рериховское общество с прекрасным именем «Гармония». Приветствую наших северных друзей, далёких, но близких в духе. Для этой близости земные расстояния ничего не значат. Мы радуемся тому, что к вам пришла Красота в виде картин Николая Рериха. Эти картины — как окна в невиданный чудный мир гор, неба, высот земных, через которые прозреваются высоты надземные. Не было ещё до сих пор такого певца священных гор — Гималаев, — как Рерих. Наш великий художник увидел их просветлённым взором и передал людям увиденное через своё искусство. И мы приобщились к царственному величию вершин. Сияние красоты просветляет сознание и ставит надёжный заслон проникновению безобразного в него.
Смотреть на прекрасное — значит улучшаться. Незабываемы эти встречи с прекрасным. После них человек уже не тот, что был раньше. И это преображение творят произведения искусства. «Через искусство имеете свет». Так сказано в одной из книг Живой Этики. Порадуемся Свету!
1995 г.
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
Что способствует самосовершенствованию и что препятствует? Факторов много, и мы о них знаем. Хотелось бы сказать ещё об одном из них. О том, куда мы направляем наш взгляд, наше духовное внимание — наверх или вниз. Если вниз, на ниже нас по духовному уровню стоящих, на обывателей, правонарушителей и так далее, то в этом случае мы можем начать расти в собственных глазах и впасть в самовозвеличивание и самомнение, которое в одном случае названо в Живой Этике ужасом, а в другом безумием.
Если же мы смотрим вверх, на тех, кто уже переплыл «океан рождений и смертей» и взошёл на ступень богочеловека, тогда это способствует нашему духовному продвижению двояко. Во-первых, сравнение себя с ними предохраняет от самомнения; во-вторых, мы обретаем примеры для подражания, что чрезвычайно важно на нашем духовном пути.
Имея высокие примеры, мы можем легче осознать, какими нам должно быть и как достигать этого.
1995 г.
НЕРУШИМАЯ СТЕНА
Маленькая новелла
24 декабря в Сибирском Рериховском Обществе проходил очередной «круглый стол». На нём был поминаем святой Николай в связи с тем, что незадолго до того, 19 декабря, был его Памятный день. Была показана посвящённая ему слайд-программа с изображениями его икон и сказаны от всего сердца слова о нём. Реально почувствовалось его незримое присутствие в этом зале по закону магнита сердца.
А в это время в районах, прилегающих к Новосибирску, бушевал ураган невиданной силы. Он рвал провода электролиний, срывал крыши с домов, выкорчёвывал деревья с корнем. Со скоростью ветра, достигавшей 40 метров в секунду, он шёл на город. До позднего вечера по местному радио звучали предупреждения о готовившемся шквале и сообщалось, что аварийные бригады приведены в состояние готовности. Ураган, бесчинствуя по пути, двигался на Новосибирск.
И вдруг среди ночи наступила тишина. На деревьях под окном не двигалась ни одна ветка. Радио молчало, как будто ничего и не было. Ураган исчез неведомо куда и больше в радиосводках не упоминался.
Нерушимая Стена встала на его пути и охранила город, первоначально когда-то названный в честь святого Николая Новониколаевском. Теперь в самом центре его возносится к небу, как моленная свеча, сияющая белизной часовня, воздвигнутая в его честь. Она озаряет город, ставший не только географическим центром России, но и культурным центром Сибири, самого большого региона нашей страны.
Воплощённая Помощь, явленная в лице святого Николая Чудотворца, всегда с нами, если мы открываем ей путь к нам своей признательностью и любовью.
12 января 1996 г.
«ТЫ СКАЗАЛА — ЛЮБОВЬ»
Слово на собрании, посвящённом дню рождения
Елены Ивановны Рерих
В ночь на 1996 год написалось слово о любви. Почему именно о любви? Слова не пишутся на заранее заданную тему, они записываются, и часто рука едва поспевает за потоком идущей мысли. Зачитаю вам это слово.
Подниматься можно только на крыльях любви. Мы поражаемся духовной высоте Святых и Светочей, но как они достигали её?
Они начинали с любви к тому Высшему, что уводило их от земного. Они переставали любить себя и тот личный мирок, в котором они жили. Они больше не хотели его. Они уходили в то Реальное, что всегда было, есть и будет, и в нём находили ответ на все свои чаяния и запросы.
Полноценно и щедро награждал их Высший Мир за призрачные потери. Они переставали бояться несчастий и смерти, потому что для них эти беды человечества просто не существовали. Человек не может чего-то лишиться, если он этого не имеет или отказался от него. Когда человек признаёт вечную жизнь, то смерть перестаёт для него существовать. Смена форм не есть бедствие, но источник новых возможностей, постижений и накоплений. Этого от человека никто отнять не может.
Человек по-настоящему обладает только тем, что не может быть отнято от него никем и ни при каких обстоятельствах. Всё остальное иллюзорно и не имеет цены.
Поразительно бесстрашие Святых! Всё, чего люди боятся, они навлекали на себя добровольно. Нерушимой Стеной была для них крепость их духа. Можно сказать, что, по сравнению с другими людьми, у них всё было наоборот. Но без этого «наоборот» Высший Мир был бы недоступен. Компромиссов в этом выборе не бывает.
Любовь ко всему сущему была их естественным состоянием и не требовала усилий с их стороны. Они просто иначе не могли — не могли не сочувствовать, не жалеть, не сострадать и, таким образом, не могли не помогать. Их можно было бы назвать воплощённой Помощью и Любовью в самой высокой степени.
Если бы не они, у нас не было бы образца для подражания, мы не знали бы, к чему стремиться. Но мы имеем таких Путеводителей, и путь Жизни только один, лишь бы мы следовали по нему.
Почему именно сегодня захотелось прочесть эту запись? Вероятно, потому, что в этот день мы вспоминаем ту, о которой в книге «Зов» написано: «Ты сказала — любовь»(1).
В любви заключается двойная победа — утверждение Света и поражение тьмы. Об этом с пронзительной силой пишет Николай Рерих в стихотворении «Тогда». Оно заканчивается словами:
...Жить трудно,
мой мальчик, помни приказ:
жить, не бояться и верить.
Остаться свободным и сильным.
А после удастся и полюбить.
Тёмные твари всё это очень
не любят. Сохнут и гибнут
тогда.
Н.К.Рерих. Цветы Мории
Та, которая сказала слово «любовь», Елена Ивановна Рерих, пишет о ней: «Мощь Любви ни с чем не сравнима. Узы Любви неразрывны. Карма сердец, объединённых любовью на протяжении тысячелетий, — Красота Надземная!»(2) Отметим слово «Надземная». Именно о такой любви идёт здесь речь.
Подвиг творится любовью. Подвиг Матери Агни Йоги явлен на продвижение человечества к новой эволюционной ступени его развития. Он может быть оценён только в веках. Изучающие книги Живой Этики понимают, что эти Книги Жизни получены только благодаря ей, и только она одна могла свидетельствовать всей своей жизнью об этапах предстоящего нам пути.
Приближение к Высшему Миру, к Иерархии Света также творится только любовью. «Через любовь придёшь ко Мне»(3).
В книге «Надземное» об этом говорится: «...Люблю Тебя, Владыка! — вот и провод к Нам. Такой провод гораздо крепче, нежели прошение — помоги мне, Владыка. Сами знаем, когда можно помочь, но легко летит помощь на крыльях любви. Она минует самые острые препятствия»(4).
Учитель призывает нас любить Высший Мир ради нас самих. «Любите Меня — сила ваша растёт любовью»(5). «...Ток истинной любви будет проводом прочным»(6).
И пусть этот провод самого высокого чувства соединит нас с той, во имя которой мы в этот памятный день собрались.
11 февраля 1996 г.
ЧЕЛОВЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
Мы уже упоминали о том, что сейчас повелительно прозвучало в пространстве слово «община» как ключ к пониманию наступившей Новой Эпохи. Для того чтобы осуществить этот призыв, чтобы создать общину, надо понять, из кого она должна состоять, и готовить членов общины, иначе она не состоится. Когда мы осознаем, какие качества требуются для этого и какие препятствуют, — мы сможем сформировать в своём представлении желаемый облик и затем начать осуществлять его в жизни, начав для этого с самого себя, ибо ничто так не убеждает и не воздействует, как личный пример. Слово по этому поводу названо «Человечный человек», так как община может состоять только из людей, обладающих качеством человечности.
Что говорится об этом в Учении Живой Этики? «...Если заметите бесчеловечную жестокость, будьте уверены, что это есть признак тёмных. Каждое Учение Света есть, прежде всего, развитие человечности. Запомните это прочно, ибо никогда мир так не нуждался в этом качестве. Человечность есть врата ко всем прочим мирам. Человечность есть основа чувствознания. Человечность есть крылья прекрасные. Субстанция человечности есть вещество ''чаши '', потому, прежде всего, на Земле облечёмся в человечность и познаем её как броню от сил тёмных. Явление огненное посетит сердце человечностью. (...) Мы тоже признаём друг друга по человечности. Так будем трудиться для самого нужного в этот час опасности»(1).
Человечность — качество сложное. Рассмотрим некоторые его элементы. Человечность есть, прежде всего, человеколюбие. Оно выражается как в большом, так и в малом; и в жизни каждого дня, и в историческом масштабе.
В книге «Аум» говорится о том, как оно требуется при подходе к другому народу. «...Каждый народ имеет своё выражение. Превзойти ограничение можно лишь расширением сознания. (...) Уже стираются многие границы, но при таких новых путях требуется особое человеколюбие. Нужно воспитывать это качество наряду с чистотою тела и духа»(2). Об этом качестве вмещения говорится в стихотворении «Вмещение». Эпиграфом к нему взяты слова из книги «Надземное»:
...Каждая птица имеет свою песнь.
Надземное, 466
Каждая птица поёт свою песнь.
Слушай её, не нарушив мотива
И не спугнув голосистое диво...
Каждая птица поёт свою песнь!
Каждое сердце имеет струну,
Неповторимой звучащую нотой;
Слушая чутко, откликнись с охотой...
Каждое сердце имеет струну!
Каждый посланец несёт свою весть.
Слушай его, не чураясь наречий
И не взирая на лик человечий...
Каждый посланец несёт свою весть!..
Н.Д.Спирина. Из сборника «Перед Восходом»
В связи с качеством человечности в Учении даётся понятие снисходительности в новом его понимании.
«Урусвати знает, что качество снисходительности толкуется превратно; его понимают или как высокомерие, или как попустительство. Так как оба понятия позорны, то и само понятие снисходительности не употребляется в хорошем значении. Но Мы его употребляем как одно из качеств человечности. (...)
В обиходе всегда кто-то знает больше других, но по человечности он не будет чваниться и укорять других в неведении. Наоборот, он приложит всё старание, чтобы внести знание по человечности. Мы уже давно говорили о беседах по сознанию, такие беседы по сознанию можно назвать человечными.
Нас спрашивают о Нашей Внутренней Жизни, — человечна она и основана на великом терпении. Не заподозрите Нас в гордыне, когда говорю о великом терпении. Оно должно быть большим, испытанным и основанным на человеколюбии»(3).
Оно проявляется и в сострадании. «Сострадание имеет корни лишь в сердце»(4). «Я говорю вам, пусть пламя сердца вашего пылает огнём сострадания. В сострадании заложена великая жемчужина Тайного Знания. Все Боддисатвы, все святые, все подвижники устремлялись по этому пути»(5).
Сострадание действенно и устремляет к оказанию помощи везде, где она требуется. Живая Этика призывает: «Устремите себя на руководящую мысль о помощи человечеству. Думайте ясно, что вы делаете не личное, не групповое, но абсолютно полезное дело. Делаемое вами без времени, без ограничения пространства, является трудом на соединение миров. Храните руководящую огненную мысль»(6). «Помогайте друг другу, слышите! Помогайте и в малом и в великом. Помощь есть стук в будущее. Не знаете, где капля, чашу переполнившая! (...) Помогайте везде, где может рука проникнуть. Везде, где мысль может пролететь. (...) Сердце, пылающее помощью, — Наше сердце»(7). «Нужно помогать везде и во всём. Если препятствия к помощи будут заключаться в разделении политическом, или национальном, или кружковщине, или в веровании, то такие препятствия не достойны человечества. Помощь во всех видах оказывается нуждающимся. Нельзя смотреть на цвет волос, где грозит опасность. Нельзя расспрашивать о веровании, когда нужно спасать от пожара. Все Заветы указывают насущность безусловной помощи. Ту помощь можно считать вдохновением истинным. Уже Говорил об этом, но множество условностей заставляет ещё раз утвердить свободу помощи»(8).
Ещё одно качество надо упомянуть в связи с человеколюбием. Это качество бережности, которое необходимо применять в общении с людьми. В книге «Надземное» говорится: «Не без причины Мы постоянно говорим о бережности. Люди совершенно не понимают значения этого качества. Сколько пагубных болезней происходит от недостаточной взаимной бережности»(9). «...Бережность... лежит в основании каждого сотрудничества»(10).
Говоря об утончённости нашего внутреннего аппарата, указывается, что «утончённость может направлять мысли к бережности между человеческими существами. Не нужно оскорблять друг друга. Во имя Огня не нужно оскорблять. Не все исправления производятся молотом. Требуются и очень малые приборы и осторожные касания»(11).
«Действительно, нужна особенная бережность, как в духе, так и в земных обстоятельствах. Нужно как перед пожаром держаться. В руках утверждение будущего»(12).
«Умение обращаться с людьми по их сознанию является высоким качеством. Не следует забывать, что большинство бедствий происходит от такого несоответствия. Невозможно предлагать поверх сознания даже очень хорошие вещи. Неподготовленному человеку невозможно говорить о гармонии или вибрационных сочетаниях. Кто может предположить, что такой человек представляет себе под гармонией или вибрационным сочетанием? Но если сказать ему о бережности к окружающим, он может понять. Простейшее понятие о бережности уже будет прочною основою каждого сотрудничества Братства. Можно пожелать, чтобы каждое сотрудничество было рассадником бережности. В этом скажется и внимательность, и заботливость, и милосердие, и сама любовь. Сколько сил будет сохранено от одной бережливости! Сколько космических воздействий духа будет урегулировано от самой простой общей заботливости. Нельзя представить, насколько укрепится аура дома, где соблюдается отлично бережность»(13).
Закончим это слово призывом Мыслителя. Он, «спрошенный об основе земной жизни, отвечал: "Человек, будь человечнее"»(14).
25 февраля 1996 г.
СЛОВО О СТИХАХ
Однажды, выходя из Лувра, Марина Цветаева сказала своему спутнику: «А всё-таки вначале было Слово». Так начинается Евангелие от Иоанна. Этим Цветаева хотела выразить, что даже самые великие шедевры изобразительного искусства не могут равняться по значению со Словом, под которым подразумевается Поэзия и Литература в их самом высоком понимании. И сама Марина Цветаева являла образец такого служения Слову в своих литературных трудах.
А теперь поговорим собственно о стихах. Любое стихотворение состоит из двух компонентов — содержания и формы. Если форма не соответствует содержанию, то стихотворение не состоялось.
Каждое искусство имеет свои каноны, свои законы. Великие композиторы, живописцы, скульпторы, архитекторы много лет учились, прежде чем стать таковыми. И только людям, которые пишут стихи «по вдохновению свыше», не приходит в голову, что стихосложение — это тоже искусство, причём одно из труднейших, именуемое поэзией, которому тоже надо учиться.
Поэзия — самое сложное из всех видов искусств, так как она включает в себя и их элементы — музыкальность, изобразительность, гармонию и пропорции формы. Оскар Уайльд так говорит о поэзии: «Материал, употребляемый музыкантом или живописцем, беден по сравнению со словом. У слова есть не только музыка, нежная, как музыка альта или лютни, не только краски, живые и роскошные, как те, что пленяют нас на полотнах венецианцев и испанцев; не только пластичные формы, не менее ясные и чёткие, чем те, что открываются нам в мраморе или бронзе, — у них есть и мысль, и страсть, и одухотворённость. Всё это есть у одних слов».
Прежде всего требуется овладение богатством языка, на котором пишутся стихи. Н.Гумилёв сказал: «Поэзия есть высшая форма речи», а С.Колридж определяет её как «лучшие слова в лучшем порядке». И это совсем не просто — найти лучшие слова и выстроить их в лучшем порядке. Это труд, о котором В.Маяковский писал:
Поэзия —
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Но как
испепеляюще
слов этих жжение
рядом
с тлением
слова-сырца.
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.
А в своей статье «Как делать стихи» Маяковский говорит, что «ритм — это основная сила, основная энергия стиха»; «без рифмы... стих рассыплется». Он ставит поэзию в ряд труднейших дел, каковым она и является в действительности. Шлифовка каждого стиха требует длительной и упорной работы. Для примера такой работы Маяковский приводит двенадцать вариантов одной строки: «Для веселия планета наша мало оборудована». Он этим показывает, «сколько надо работы класть на выделку нескольких слов».
В присылаемых в изобилии в наш журнал «Перед Восходом» (с марта 2004 года «Восход». — Ред.) стихах нет признаков работы над их формой. Возможно, что писавшие их не знали о таких понятиях, как рифма и размер, или считали, что содержание искупает всё. Но именно содержание, если оно высокое, если излагаются мысли Учения Живой Этики, обязывает к достойной форме. Если она не соблюдена, то и мысль, заложенная в стихе, не дойдёт или не воздействует должным образом.
Живая Этика призывает нас быть ответственными за всё, что мы говорим и делаем. Это относится и к стихотворчеству.
Имеется немало пособий по основам стихосложения.
И кроме того, наши великие классики, во главе с Пушкиным и Лермонтовым, являются лучшими примерами воплощения этого сложнейшего из искусств. «Взыскательным художником» должен быть поэт, по словам Пушкина.
Будем и мы взыскательны к своему творчеству.
26 апреля 1996 г.
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
Наступление Новой Эпохи знаменуется отчаянным сопротивлением уходящей тьмы, как по всей планете, так и в каждом человеке.
Решается судьба всех и каждого — к какому полюсу примкнёт он. Потому наряду с массовым пробуждением духа совершаются и массовые неслыханные злодейства. Живая Этика даёт понимание всему этому роковому периоду. Потому углублённое изучение её сейчас особенно важно и необходимо.
28 апреля 1996 г.
ЗОВЫ СРОКОВ
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
В Учении Живой Этики говорится: «Нужно сказать о необходимости соизмеримости. Считаю нужным различать вещи повторяемые от вещей неповторяемых. Можно отложить вещь обихода, но зовы сроков нужно ловить безотлагательно. Можно утверждать, что момент космической возможности невозмещаем»(1).
Упущенный срок не вернёт заложенных в нём возможностей. И долго придётся искать эти достижения и создавать заново нужные для них условия. «Когда сроки приближаются, тогда можно приступить к началу созидания. (...) Наряду с планетною жизнью идёт строительство для высших сфер»(2).
«Привыкнем, в чём могут быть истинные приготовления к значительным действиям. Уже каждый день приближаются решительные сроки. Как крылья растут для восхождения, которое было уже предуказано, как в малых совпадениях, так и в решительных событиях»(3). Указания о сроках даются постоянно.
«Сны будущего рассеяны широко. Пророчества распространяются тысячами, и люди в разных странах привыкают к определённым срокам, так утверждается течение эволюции. Так же напоминаются и грозные сроки. Может быть, никогда человечество не вынимало свой жребий, как эти годы. Невозможно насиловать свободу воли больше, нежели делается сейчас. Вы сами видите, как даже в самых странных формах напоминаются сроки, но слепы нежелающие видеть»(4).
«Приложите внимание честно, зная, что протекает великий срок. (...) Именно, неизменны сроки великого знания. Умейте полюбить борение творящее. Умейте приложить ухо к Земле и засветить сердца, как в великом ожидании. Пусть невежды зло желают, но сроки ткут ткань Мира. Учитесь распознавать. Учитесь лететь к суждённому. Много одежд и покровов, но смысл един»(5).
Всё сделанное или созданное в срок обладает потенциальными возможностями, превышающими наши представления. Сочетание космического и человеческого действа даёт небывалые результаты, неожиданные по своей новизне и значимости.
«С волей сроки протекают в гармонии, не разрушая.
Рука водящая пребывает над духом,
Подобно кормчему, сочетает волны, сроки и силы.
Потому ученики Наши должны уметь считать дыхание жизни каждого дня.
Сумрак невежества и гримаса недовольства — не свои знаки, отдайте их тёмным»(6).
В каждом сроке заложена динамика его предназначения.
«Токи преображают землю и нарождают новую ступень. Явление срока вызывает все переменные течения. Все дремлющие энергии пробуждаются, всё подлежащее разрушению напрягается. (...) Все уходящие и устанавливающиеся энергии утверждают своё напряжение»(7).
«Найдём мужество встретить сроки; уясним себе цепь событий и в грозный час улыбнёмся вести о подвиге. Сумерки на Западе. Безумцы не ведают, на что посягают, и невежды утверждают своё превосходство. Лучше не видеть эманаций человечества. Явление мрака настигает потерявших путь к Свету»(8).
«Нельзя насиловать сознание, когда оно замолкает, но зато будет большой ошибкой упустить благоприятные сроки собирания очередной жатвы. Только так можно собирать накопления. Но часто бывает, что триумф суеты заглушает голос, звучащий из Сфер Высших, и поле, принёсшее обильный урожай, остаётся неубранным. Нужно быть очень внимательным к звучанию сознания, чтобы не упустить сроков. Ибо всему своё время и время каждой вещи под солнцем»(9).
«Помните, что нельзя уже отложить сроки, такое насилие может вызвать космические катаклизмы. Каждый должен действовать посильно, помня о Великом Служении»(10).
Зовы сроков ведут нас к Общине. Как и всё новое, эта цель требует поэтапного освоения. Ступенью к ней является сотрудничество, которое учит нас взаимопониманию и совместному труду во имя общего дела, общего блага. Если в прошедшую эпоху было стремление к индивидуализации и неизбежное при этом соперничество, то теперь, в наступившее новое время, космические энергии и веления ведут нас к общему труду, к слиянию сознаний, к единению.
Культура прошлого должна преображаться в духовную культуру, и всё, что творится в её сфере, будет направлено на воскресение духа после периода полного погружения в материю и деградацию.
Все творения искусства будут направлены на утверждение примата духа и будут нести на себе печать нетленной Красоты.
Так будет в Сатия Юге — новой эпохе расцвета духа.
26 мая 1996 г.
ЗАРЯ НОВАЯ
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
В книге «Община» сказано: «...День вчерашний погас, научимся встретить зарю новую»(1).
«Мудро провести черту между прошлым и будущим»(2), — вот к чему нас сейчас призывают.
«Постановляем отныне ступень новую»(3). В чём же она заключается? Учение отвечает: «...Нет на Земле выше данного плана Общего Блага»(4). Для этого нам предлагается «усвоить чистоту мысли и соизмеримость действий»(5).
В книге «Напутствие Вождю» говорится: «Можно представить себе, как прекрасно может быть сослужение множеств людей, когда сердца их устремляются в одном восхождении»(6). И мы постараемся это себе представить. Если сердца наши будут в одном восхождении, то новая заря наступит во всём своём блеске.
«Мы все растём, и дела наши расширяются с нами»(7).
«И мы можем понимать подвиг Служения»(8).
Мы не знаем, которое семя взойдёт,
И на почву какую зерно упадёт,
И когда эти всходы дадут урожай...
Но на эти труды целой жизни не жаль.
Примем подвиг забот — чтоб добро процвело,
Солнце нового дня над Землёю взошло.
Н.Д.Спирина. Капли
30 июня 1996 г.
ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО
IV школе-семинару «Дети и Живая Этика»
В четвёртый раз рада приветствовать школу-семинар. То, что она собирается уже в четвёртый раз, показывает её жизненность и нужность.
1996 год — год небывалый. Именно с января этого года наша планета — Уран — вошла в созвездие Водолея. Значение этого объединения понятно каждому, знакомому с Учением Живой Этики.
Эра Сатия Юги началась. Не сразу произойдут все те благие перемены, которые предуказаны, но с каждым днём эволюционная эпоха набирает силы. От нас требуется приложить всю свою энергию, знание и умение для того, чтобы способствовать их продвижению и развитию. Только тогда воплотится в жизнь заповеданная сказка грядущего века Добра и Красоты.
5 июля 1996 г.