Психологическая практика студентов
Цель практики: обоснованное применение студентами в учебной и воспитательной работе психологических знаний для построения эффективной работы с классом, решения возникающих конфликтных ситуаций, верной оценки перспектив развития классного коллектива, компетентного выбора воспитательных и оценочных воздействий.
Задачи практики:
1)Итоговая подготовка студентов к выполнению функций педагога в процессе педагогической деятельности;
2)овладение студентами методологией изучения школьного коллектива на основе усвоенных знаний по дисциплинам психологического курса;
3)построение плана воспитательных воздействий для конкретного классного коллектива с учетом полученных результатов психологических исследований;
4)овладение комплексом педагогических умений;
5)выработка собственного индивидуального стиля педагогической деятельности.
Отчетная документация по психологии представляет собой:
1) дневник наблюдений в течение первой недели практики;
2) характеристика школьного коллектива;
3) анализ трех педагогических ситуаций;
4) приложение №1 - протоколы проведенных исследований;
5) приложение №2 - эмпирический материал, на основе которого была написана характеристика.
Примечание: все 5 компонентов отчетной характеристики оформляются в рабочей тетради установленного образца, при этом приложение №2 (ответы ученика на вопросы анкеты, выполнение испытуемых предложенных тестов, продукты его деятельности) вкладывается в конверт, который прикрепляется к рабочей тетради.
Критерии оценивания результатов психологической практики:
«отлично»
1)отчетная документация сдана вовремя;
2)наличие всех компонентов отчета;
3)полная, подробная характеристика школьного коллектива с научно обоснованными, развернутыми выводами;
4)использование научной терминологии, опора на знания, полученные в ходе изучения общей, возрастной и педагогической психологии;
5)соответствие выводов, сделанных в характеристике, эмпирическим материалам приложения №2;
6)применение психологических методов сбора информации в соответствии с требованиями к ним и целями и задачами исследования.
«хорошо»
1)отчетная документация сдана вовремя;
2)наличие всех компонентов отчета;
3)полная, подробная характеристика школьного коллектива с научно обоснованными, развернутыми выводами;
4)не всегда точно использована научная терминология, недостаточно продемонстрирована опора на знания, полученные в ходе изучения общей, возрастной и педагогической психологии;
5)незначительные несоответствия выводов, сделанных в характеристике, эмпирическим материалам приложения №2;
6)применение психологических методов сбора информации в соответствии с требованиями к ним и целями и задачами исследования.
«удовлетворительно»
1)отчетная документация сдана не вовремя;
2)наличие большинства компонентов отчета;
3)неполная или неподробная характеристика коллектива;
4)грубые ошибки в использовании научной терминологии, недостаточно продемонстрирована опора на знания, полученные в ходе изучения общей, возрастной и педагогической психологии;
5)грубые ошибки при формулировании выводов, сделанных в характеристике, отсутствие ссылки на эмпирические материалы приложения №2;
6)нарушение требований к применению психологических методов сбора информации, несоответствие этих методов целям и задачам исследования.
«неудовлетворительно»
1)отчетная документация сдана не вовремя;
2)отчет неструктурирован и не соответствует плану характеристики;
3)характеристика школьника не соответствует эмпирическим данным исследования;
4)грубые ошибки в использовании научной терминологии, не продемонстрирована опора на знания, полученные в ходе изучения общей, возрастной и педагогической психологии, неоправданное употребление языка житейской психологии;
5)грубые ошибки при формулировании выводов, сделанных в характеристике, отсутствие ссылки на эмпирические материалы приложения №2;
6) нарушение требований к применению психологических методов сбора информации, несоответствие этих методов целям и задачам исследования.
План характеристики учебного коллектива.
1. Общие сведения о классе (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, количество второгодников, когда сформирован класс, были ли слияния с другими классами, смены классных руководителей и т.д.)
(беседа, наблюдение)
2. Характеристика мотивов и структура учебной деятельности:
1) учение (характеристика успеваемости, наличие контроля за оценками учеников, требования к ним классного руководителя, дисциплина класса на уроках, отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание))
2) мотивация (преобладающие мотивы учебной деятельности, к каким учебным предметам проявляют наибольший интерес, почему, что именно интересует в учебном предмете)
(беседа, наблюдение, анкетирование)
3. Особенности познавательных процессов:
1) внимание (включаемость в работу, наличие колебаний внимания, концентрация и устойчивость внимания, их зависимость от вида деятельности на уроке, переключаемость с одного вида деятельности на другой, от чего зависит скорость переключения и т.д.)
(наблюдение, тест 1)
2) память (преобладающие виды памяти по способу запоминания, по характеру запоминаемого материала, по времени сохранения; владеют ли приемами запоминания, какими именно)
(наблюдение, тест 2)
3) мышление (какие мыслительные операции развиты соответственно возрасту, какие требуют дальнейшего развития, какой вид мышления преобладает у учащихся в классе, умеют ли ученики рассуждать, аргументировать свою точку зрения, владеют ли научными понятиями)
(наблюдение, тест 3)
4. Внеучебные интересы (чем любят заниматься в свободное время)
(беседа, анкетирование)
5. Руководство классным коллективом и его организация:
1) лидер класса, его характеристика (авторитет, организаторские способности, инициативность, положение в системе межличностных отношений)
2) структура класса (наличие неофициальных вожаков, причины их влияния на класс, наличие отверженных, причины отвержения и возможные пути изменения отношения класса к данным ученикам)
3) взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, наличие или отсутствие группировок, особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками, общий психологический климат класса, наличие дружбы)
(беседа, наблюдение, социометрия)
Проведение социометрии обязательно, результаты социометрии представляются в виде социометрической матрицы в соответствующем протоколе в приложении.
6. Профессиональные интересы (количество учащихся, сделавших профессиональный выбор, обоснованность этого выбора, картина профессиональных интересов, предполагаемое место получения профессии)
(анкетирование)
7. Общие выводы (уровень развития коллектива, основные недостатки в организации деятельности коллектива (конфликты, разобщенность, наличие отверженных и.т.п.) и пути их преодоления).
Примечание: тесты для исследования психических особенностей наблюдаемого школьника можно взять в следующих источниках:
1. Методики психодиагностики в спорте./ Марищук В.Л. и др. - М., 1990.
2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995.
3. Энциклопедия психологических тестов. - М., 1997.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. - Ростов-на-Дону, 1999. и др.
При этом методики должны быть проведены, по возможности, на всех учениках класса.
Результаты анкетирования должны быть представлены в виде сводных обобщающих таблиц (таблица по мотивам, таблица по внеучебным интересам и т.п.) в тексте характеристики
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования