Результаты тестирования ребенка.
Тестирование должно показать вам, какие умения ваш малыш готов освоить в ближайшее время.
Для постановки задач в области развития речи нужно обратиться к проверочным листам книги 3. Что касаетсяостальных областей развития (общая моторика, восприятие речи, самообслуживание и социальные навыки), то здесь вам поможет анализ заполненных вами проверочных таблиц ПУОРР в книге 8.
В каждой группе определите то умение, которым малыш еще не владеет. (Напомним, что в каждую проверочную таблицу входит несколько групп умений.) Составьте перечень всех этих умений, считая их возможными задачами программы.
Рассмотрим в качестве примера проверочную таблицу Восприятие речи, заполненную родителями Тони, мальчика, уровень развития которого приблизительно соответствует двум годам (см. таблицу 2.2).
Таблица 2.2. Проверочная таблица Тони - Восприятие речи | |
От 18 месяцев до 2 лет | |
Выполняет указания, в которых есть слова,обозначающие действия | |
Д.29. Выполняет одно из двух разных действий c одним предметом в ответ на оответствующую просьбу. | + |
Д.30. Выполняет три разных действия c одним предметом в ответ на соответствующую просьбу. | + |
Умение выбирать из разных предметов и картинок то,что нужно | |
В.31. Указывает на 4 части тела, которые ему называют. | + |
В.32. Из четырех предметов выбирает тот, которыйему называют. | + |
В.33. Выбирает 3 предмета одежды, которые ему называют. | + |
В.34. Из двух картинок выбирает ту, которую емуназывают. | + |
В.35. Из четырех картинок выбирает ту, которую емуназывают. | + |
В.36. Указывает на 7 частей тела, которые ему называют. | + |
Умение слушать и концентрировать внимание | |
А.37. Выслушивает короткий рассказ до конца. | + |
От 2 до 3 лет | |
Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия | |
Г.38. Демонстрирует 10 действий в ответ на просьбу,содержащую соответствующие слова. | + |
Г.39. Выполняет указания, состоящие из двух слов,выбирая 1 из двух предметов и совершая 1 из 2 действий. | - |
Г.40. Выполняет указания, состоящие из двух слов,выбирая 1 из 3 предметов и совершая 1 из 4 действий. | |
Г.41. Выполняет указания, состоящие из двух слов,выбирая 1 из 4 предметов и совершая 1 из 4 действий. | |
Г.42. Выполняет указания, в каждое из которых входят 2 пары слов; в каждой паре одно слово обозначает действие,а другое - название предмета. | |
Умение выбирать из разных предметов и картинок то, что нужно | |
В.43. Указывает на 10 частей тела, которые ему называют. | + |
В.44. В ответ на вопрос: "Где...?" указывает на себя. | + |
В.45. Из 9 картинок выбирает ту, которую ему называют. | + |
В.46. Из 4 предметов выбирает 2 в соответствии с функциональными признаками, которые ему называют. | + |
В.47. Из 6 предметов выбирает 4 в соответствии с функциональными признаками, которые ему называют. | - |
В.48. Из 6 предметов выбирает 6 в соответствии с функциональными признаками, которые ему называют. | |
В.49. Из 5 представленных ему разных кушаний указывает 3, о которых его спрашивают. | - |
В.50. Из 5 представленных ему животных указывает 3, о которых его спрашивают. | - |
В.51. Из 5 представленных ему предметов мебели указывает 3, о которых его спрашивают. | - |
В.52. Выполняет просьбу: "Дай мне... И...!", выбираядва предмета из четырех. | - |
В.53. Выполняет просьбу: "Принеси мне... И...!", выбирая два предмета из тех, которые находятся в комнате. | |
Умение выполнять указания, в которых есть слова, | |
обозначающие признаки предметов или выражающие | |
состояния | |
Д.54. Из двух предметов - большого и маленького -выбирает большой. | + |
Д.55. Из двух предметов - большого и маленького -выбирает маленький. | - |
Д.56. В каждой из двух пар предметов по вашей просьбе находит большой и маленький предметы. | |
Умение выполнять указания, содержащие предлоги и | |
другие слова, которые определяют местоположение | |
одного предмета относительно другого | |
Е.57. По просьбе говорящего кладет предмет на и под перевернутую вверх дном чашку. | - |
Е.58. По просьбе говорящего кладет предмет в сосуд. | - |
Е.59. По просьбе говорящего вынимает предмет из сосуда. | - |
Е.60. По просьбе говорящего кладет предмет в, на, под другой предмет. | |
Умение реагировать на грамматические особенности | |
Ж.61. Распознает множественное число существительных. | - |
Ж.62. Различает притяжательные местоимения. | - |
Ж.63. В словах говорящего, который показывает на 2 предмета, распознает частицу "не". | - |
Умение слушать и концентрировать внимание | |
А.64. В течение 10 минут внимательно слушает рассказ, находясь с рассказчиком наедине. | - |
С первого взгляда можно заметить, что в одних группах умений результаты Тони лучше, в других хуже. Это обычное явление: многие дети, в зависимости от интересов и опыта, в чем-то продвигаются быстрее, а в чем-то медленнее.
Сначала мама Тони из каждой группы, в которой Тони имел хоть один положительный результат, выявила следующее после "плюса" умение, над которым можно начинать работать. У нее получился такой список возможных задач:
ВР.Г.39. Выполняет указания, состоящие из двух слов, выбирая 1 из 2 предметов и совершая 1 из 2 действий.
ВР.В.47. Из шести предметов выбирает четыре в соответствии с функциональными признаками, которые ему называют.
ВР.Д.55. Из двух предметов - большого и маленького - выбирает маленький.
ВР.А.64. В течение 10 минут слушает рассказ, находясь с рассказчиком наедине.
Она также заметила, что по двум группам умений, соответствующим 2-3-летнему возрасту, Тони вообще не аттестован. Вероятно, Тони мог бы начать работать над ними, поэтому из каждой группы мама выписала первое умение, как возможную задачу:
ВР.Е.57. По просьбе говорящего кладет предмет на или под перевернутую вверх дном чашку.
ВР.Ж.61. Распознает множественное число существительных.
То же самое мама Тони проделала со всеми остальными проверочными таблицами ПУОРР и, кроме того, выделила возможные задачи по речевому развитию так, как указано в главах 2 и 3 книги 3. Теперь у нее на руках оказался длинный список умений, каждое из которых Тони готов освоить. Но как же она может справиться со всеми задачами одновременно? Ведь, помимо Тони, у нее есть и другие дети, и обязанности вне дома.
Время и возможности.
Третий момент, который надо учесть при выборе задач - это время и возможности, которыми вы располагаете. Несуществует строгих и устоявшихся правил относительно того,сколько времени следует заниматься одним умением и сколькими умениями лучше всего заниматься одновременно. В действительности, если вы тщательно и не спеша смогли бы заниматься всего несколькими умениями, то пользы от них было бы не меньше, а, может быть, и больше, чем от множества умений, если заниматься ими будут перегруженные обязанностями родители или педагоги! Умения, отложенные в данный момент в сторону, можно, безусловно, включить в программу позже.
В решении вопроса о том, сколько времени нужно выделить на то или иное занятие, и сколько умений включить в индивидуальную программу, вам помогут замечания, приведенные ниже.
1. Если малыш находится на начальной стадии обучения: Если вашему ребенку еще нет года, то специально для занятий вам нужно будет выделить совсем немного времени. Большинство упражнений можно выполнять в процессе обычного повседневного ухода за малышом и играя с ним.
2. Если ваш ребенок постарше и поактивнее: Даже в этом случае вы обнаружите, что многие задачи можно решать в обычных житейских ситуациях или во время игр.
Специальные занятия лучше всего делать короткими - это хорошо и для ребенка, и для вас. Большинство детей дошкольного возраста просто устают, если урок длится больше 15 минут. Идеально было бы распределить время следующим образом:
15 минут отвести на упражнения по Тонкой моторике и Восприятию речи,
два десятиминутных урока отдать упражнениям по Общей моторике (или меньше, если малыш уже хорошо ходит)
15 минут отвести на игровые занятия, в течение которых вы все свое внимание сосредоточите исключительно на развитии речи (хотя ею можно заниматься и в процессе повседневной деятельности).
В общей сложности, получается не более 50-ти минут в день. Но иногда в жестком распорядке дня и 50 минут найти трудно, однако если даже вы будете заниматься с ребенком меньше, вы все равно поможете ему, особенно, если сумеете решение некоторых задач программы включить в процесс повседневной деятельности.
3. Соизмеряйте свои задачи со временем, имеющимся в вашем распоряжении. Предположим, для занятий с ребенком вы имеете в своем распоряжении вполне определенное время. Тогда количество задач, которые вы сможете поставить перед ним одновременно, будет зависеть от характера самих выбранных вами задач, от особенностей вашего малыша и от вашей манеры преподавания. Возможно, чтобы решить этот вопрос, вам придется действовать методом проб и ошибок. С очень большой оговоркой можно предложить такой план занятий: пятнадцати минутный урок - на отработку четырех-пяти умений из проверочных таблиц по тонкой моторике и восприятию речи; десятиминутный урок - на решение двух-трех задач общей моторики и, может быть, пятнадцати минутное игровое занятие по развитию речи. Самообслуживание и социальные навыки представляют собой несколько иной предмет: здесь обучение должно проводиться исключительно в естественно возникающих ситуациях и в подходящее для этого время дня. Мы бы хотели, чтобы вы отнеслись к этому плану лишь как к исходному варианту, начиная с которого, вы придете к такой схеме, которая устроит именно вас.
4. Подключайте к занятиям всех членов семьи.Нередко остальные члены семьи с удовольствием соглашаются взять на себя часть работы, то есть, берутся заниматься с малышом какими-то определенными умениями. Особенно если они вместе с вами выбирают, чему учить ребенка.
5. Подключайте к занятиям воспитателей и нянечек детского сада.В выполнении некоторых задач вам могут помочь и несовсем близкие вам люди. Речь здесь идет вовсе не о том, чтобы просить чужого человека уделить дополнительное время вашему ребенку, а о том, чтобы время, которое так или иначе будет им потрачено на вашего малыша, использовалось особым образом. Имея многолетний опыт работы с педагогами дошкольных учреждений, мы заметили, что они всегда с удовольствием помогают отдельным семьям решать их индивидуальные задачи.
6. Выстраивайте задачи вашей индивидуальной программы в соответствии с их значением.Приоритет следует отдавать либо тем умениям, которые встречаются в начале приведенных в ПУОРР групп, либо тем, которые представляются особенно важными вам. Остальные умения вы можете на время отложить. В выборе приоритетов вам помогут замечания к каждому из умений.
7. Программа должна быть интересной и сбалансированной.Какими бы короткими ни были ваши занятия, они не должны быть однообразными. Это следует иметь в виду и при выборе приоритетов. Включите в программу обучения хотя бы одиннавык, который способствовал бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из "сильных" стороны малыша. Тогда, очень возможно, ему понравятся эти занятия, а удовольствие всегда помогает учиться.
8. Отслеживайте результаты.На метод проб и ошибок в какой-то степени полагаются все педагоги. Составьте план и придерживайтесь его в течение, скажем, двух недель (но никак не меньше, иначе ни у вас, ни у малыша не будет времени сориентироваться). После этого вы уже сможете понять, нужно ли внести какие-нибудь изменения - либо в то, чему вы учите, либо в то, где и когда вы занимаетесь.
Если вы следуете программе Маленькие Ступеньки, некоторые перемены в вашем расписании неизбежны, однако они не должны привести к каким-либо серьезным нарушениям в привычном образе жизни вашей семьи. Вам следует полагаться на свое представление о целесообразности той или иной дополнительной работы и о том, нарушит ли она гармонию в вашем доме. Ваш малыш, несомненно, только выиграет в своем развитии, если вы потратите время на решение задач его программы, но если эта программа вызовет в семье напряжение, это негативно отразится на эмоциональном состоянии ребенка, и в результате, занятия будут не достаточно эффективными. Если ваши обстоятельства позволяют вам работать одновременно лишь над одной-двумя задачами, ваш малыш все равно многое почерпнет для себя, благодаря вашим усилиям ему помочь.