Тема: Организация развивающей среды ДОУ
Вопросы для обсуждения:
1. Основные подходы к созданию развивающей среды.
2. Принципы построения развивающей среды, их характеристика.
3. Игрушка – средство развития игровых умений детей и как средство воспитания и развития ребенка.
4. Виды игрушек, их своеобразие. Требования к игрушкам.
5. Подбор и размещение игрушек в разных возрастных группах.
Литература:
1. Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка. // Игра и развитие ребенка. – Арх-к, 2008. – С.462-473.
2. Новикова С.Л. и др. Педагогические требования к игрушкам // Игра дошкольника. – М.,1989. С. 201-217.
3. Смирнова Е. Игрушки: как оценить их качество // Игра и развитие ребенка. – Арх-ск.2008.С.477-484.
4. Стеркина Р.Б. Создание развивающей среды в детских учреждениях. – Арх-ск.2008.С.445-455.
Задания к семинару:
1. Определить понятия: «развивающая среда», «предметно-игровая среда», «игрушка».
2. Выписать принципы построения развивающей среды, определить условия их реализации.
3. Представить в схеме "Виды игрушек и требования к ним".
4. Представить в таблице "Подбор игрушек в разных возрастных группах".
План лабораторных РАБОТ
Лабораторное занятие 1, 2
ТЕМА: ДИАГНОСТИКА ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цель занятия: создать условия для формирования умений студентов определить уровень и особенности игровых умений дошкольников.
Вопросы для обсуждения
1. Установите соответствие между структурными компонентами сюжетно-ролевой игры и ее особенностями в разных возрастных группах.
2. Установите соответствие между уровнем развития игровых умений детей (видеофильм) и возрастными возможностями ребенка.
3. Определите задачи работы педагога по формированию игровых умений детей на основе программных требований.
Задания:
Задание 1. Выделение основных структурных компонентов сюжетно-ролевой игры.
Студентам предлагается посмотреть видеофильм «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ» и на основе содержания выделить компоненты сюжетно-ролевой игры, выявить их своеобразие и соответствия возрастным возможностям детей.
Задание 2. Выделение своеобразия уровней игровых умений детей.
Студенты знакомятся с диагностикой игровых умений детей (Д.Б. Эльконина) и на основе предложенных показателей выделить своеобразие каждого уровня.
Задание 3. Определение уровня игровых умений детей.
Студентам предлагается еще раз пересмотреть видеофильм «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ», выбрать одного ребенка для наблюдения, определить уровень развития игровых умений детей и аргументировать свой ответ.
Литература:
1. Д.Б. Эльконин. Психология игры.- М., 1999.
Лабораторное занятие 3, 4
ТЕМА: ПЛАНИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ.
Вопросы для обсуждения:
1. Виды планов сюжетно-ролевых игр детей.
2. Своеобразие планирования сюжетно-ролевых игр в разных группах.
Литература:
1. Зворыкина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное планирование работы по формированию игры. // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.:1989. – С.230-234, 255-269.
Задание к занятию:
Студенты до занятия делятся на 4 группы (в соответствии с возрастными группами) и составляют примерный перспективный план сюжетно-ролевой игры
Задание на лабораторном занятии:
Каждой подгруппе необходимо презентовать перспективный план сюжетно-ролевой игры, а так же дать анализ плана составленного другими подгруппами по следующим показателям:
· соответствие тематики, содержания форм и методов работы с детьми программным требованиям;
· реализация принципов последовательности и преемственности в перспективных планах от группы к группе.
Лабораторное занятие 5, 6
ТЕМА: ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ.
Цель: Способствовать формированию умений студентов отбирать и анализировать содержание программ воспитания дошкольников по теме «игра».
Вопросы для обсуждения:
1. Виды и своеобразие детских игр.
2. Игровые технологии, их характеристика.
Литература:
1. Турченко В.И. Дошкольная педагогика. – М.: 2012.
2. Игра дошкольника / Под редакцией Новоселовой С.А.- М.: 1989.
Задания:
Задание 1. Выявить функции педагога в организации игр детей.
Студенты анализируют содержание программ воспитания (двух) по разделу «Игра» и представляют материал в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Задачи и содержание работы педагога по формированию игровых умений
(на основе анализа программы «От рождения до школы»)
Показ\возр.гр | Мл.гр | Ср.гр | Ст.гр | Подг.гр | Выводы |
1.Дид.зад. | |||||
2.Правила | |||||
3.Игр.действ | |||||
Игр.мот. | |||||
Функц.пед. |
Аналогично заполняется таблица 2 на основе анализа другой программы воспитания и обучения в детском саду (на выбор студента)
Задание 2. Выбор игровых технологий для детей разных возрастных групп.
Студенты делятся на 3 подгруппы, определяют вид игр (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические) и отбирают игровые технологии для всех возрастных групп, затем проводят их презентацию.
Лабораторное занятие 7, 8
ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В ИГРЕ.
Цель: выявить игровые интересы детей и наличие игровых группок (объединений).
Задания:
Задание 1. Выявление игровых объединений детей, их устойчивость и характер.
Методика выполнения задания. Студенты ведут наблюдения за играми детей в утренний или вечерний отрезок времени. В процессе наблюдения фиксируется: содержание игр, количество участников (в начале и конце, устойчивость объединения), продолжительность игры, взаимоотношения детей в ходе игры (принимают совместное решение при затруднении, советуются, действуют разрозненно, под влиянием лидера), характер контроля за действиями друг друга, за выполнением правил (не контролируются, указывают на нарушения, но не требует выполнения, настаивает на выполнении правил), как поступают с нарушителями правил, реакция нарушителей.
Задание 2. Выявление оснований для игровых объединений детей.
Методика выполнения задания.
Студенты проводят беседу с детьми (членами наблюдаемых игровых объединений).
Примерные вопросы:
1. С кем любишь играть?
2. Почему любишь играть с …?
3. В какие игры любите играть вместе? и др.
Полученные данные фиксируются.
Вопросы для обсуждения:
1. Какая тематика детских игр?
2. Сколько играющих объединений было обнаружено в группе?
3. Какова устойчивость игровых объединений?
4. Какой уровень объединения детей (игра рядом, на основе использования общего материала, на основе интереса к содержанию игры, на основе личностных отношений).
5. В чем проявилось влияние играющей группы на поведение отдельных детей в игре? Каково соотношение между уровнем объединения детей и степенью влияния группы на отдельных детей.
Занятие 9, 10
ТЕМА: ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДОУ
Цель: способствовать формированию умений студентов представлять в виде схем содержание материала по теме.
Вопросы для обсуждения:
1. Принципы подбора игрового материала в разных возрастных группах.
2. Функциональные характеристики игрового материала.
Литература:
1. Новоселова С.Л. Педагогические требования к игрушкам.// Игра дошкольника – М.: 1989. С. 201-217.
2. Основная общеобразовательная программа для дошкольников «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Задание:
Студенты делятся на 4 группы и разрабатывают схемы подбора и размещения игрового материала в одной из возрастных групп. И представляют свою схему для обсуждения. Анализ представленных схем идет по следующим параметрам:
P виды игрового материала, их перечень и соответствие программным требованиям;
P педагогические требования к игровому материалу и соответствие возрастным особенностям детей.
График контроля самостоятельной работы студентов
Объем самостоятельной работы:
общее количество часов: 124 часа
из них
на подготовку к экзамену: 27;
на подготовку к СМ и ЛР и на самостоятельное изучение вопросов: 97
№ темы | Раздел | Кол-во часов | Форма контроля | Срок исполнения |
4 семестр | ||||
Теоретические основы игровой деятельности детей. | тестирование | февраль | ||
Особенности организации и руководство творческими играми детей дошкольного возраста | тестирование, анализ заданий | апрель | ||
Особенности организации и руководство игрой с правилами: дидактические и подвижные игры дошкольников | тестирование, анализ заданий | май | ||
Игрушка в детском саду | анализ заданий | май | ||
5. | Подготовка к экзамену | |||
Итог | экзамен |
Задания по самостоятельной работе студентов
№ | Радел | Задание | лит-ра | |
4 семестр | ||||
ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ | ||||
Теоретические основы игровой деятельности детей. | 1. Составить терминологический словарь понятий темы. 2. Сделать конспект источников 1 и 3 (СМ 1, 2). 3. На основе изучение работы Д.Б. Эльконина «Психология игры» (глава 6), выделить влияние сюжетно-ролевой игры на психическое развитие ребенка. 4. Выделить условия для реализации возможностей игровой деятельности. 5. Заполнить таблицу «Характеристика теорий игры» 6. Дать сравнительный анализ теорий происхождения игры по показателю: роль и место игрушки в становлении игры. | 1-4, 6, 8, 10, 11 | ||
Особенности организации и руководство творческими играми детей дошкольного возраста | 1. Выписать диагностику Д. Эльконина по сюжетно-ролевой игре. 2. Подобрать и представить в письменном виде фрагмент сюжетно-ролевой игры; выделить основные единицы сюжетно-ролевой игры и её своеобразие в зависимости от возраста 3. Разработать проект руководства сюжетно-ролевой игрой, подготовить к нему наглядный материал. 4. Заполнить таблицу «Задачи и содержание работы педагога по формированию у детей игровых умений в сюжетно-ролевой игре» 5. Заполнить таблицу «Характеристика основных направлений руководства сюжетно-ролевыми играми детей». 6. Составить терминологический словарь по теме. 7. Выписать задачи строительно-конструктивных игр и виды строительных материалов, используемых в разных возрастных группах. 8. Выделить этапы конструктивной деятельности детей и ее своеобразие. 9. Определить понятия: театрализованная игра, игра-драматизация, режиссерская игра. 10. Выписать репертуар художественных произведений для возрастных групп, сделать анализ одного текста. 11. Разработать технологии развития театрализованной игры на основе уже знакомых. 12. Выписать виды театрального игрового материала для детей разных групп (в таблицу). 13. Выписать признаки сходства и отличия режиссерских игр и сюжетно-ролевых игр. 14. Подобрать наглядный материал для режиссерских игр, обосновать его педагогическую ценность. 15. Записать фрагмент режиссерской игры и дать ему оценку. | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11 | ||
Особенности организации и руководство игрой с правилами: дидактические и подвижные игры дошкольников. | 1. Выписать структуру дидактической игры, дать характеристику каждому компоненту. 2. Подобрать по одной дидактической игре из каждого вида и определить их педагогическое значение. 3. Выписать этапы руководства дидактическими играми детей (на основе технологий Л.Венгера, Е.Удальцовой, А.Бондаренко). 4. Выписать структуру подвижной игры, дать характеристику каждому компоненту. 5. Подобрать подвижные игры для каждой возрастной группы, подготовиться к их организации. | 1-4, 5, 7, 10 | ||
Игрушка в детском саду | 1. Выписать перечень игрушек для возрастных групп (в таблицу). 2. Подобрать 2 игрушки для каждой возрастной группы и определить их педагогическую ценность. 3. Выписать принципы построения развивающей среды, определить условия их реализации. 4. Составить памятку родителям на тему: "Какая игрушка нужна ребенку". | 1-4, 10 | ||
Литература (основная)
1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2014. – Глава 5.
2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. – М.: Академия, 2012.
3. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. инст. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – Ч. 2.
4. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012.
Литература (дополнительная)
5. Воспитание детей в игре (Спецкурс). – М., 1994.
6. Дошкольное образование: Словарь терминов / Сост. Н.А.Виноградова и др.- М.: Айрис - пресс, 2005.
7. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
8. Игра и развитие ребенка. Хрестоматия. – Архангельск, 2008.
9. Основная общеобразовательная программа для дошкольников «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
10. Пастюк О.В. Дошкольная педагогика в таблицах и схемах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
11. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Интернет-ресурсы
1. www.ict.edu.ru/lib (Полные тексты (электронные версии) учебных и методических материалов с открытым доступом).
2. www.pedlib.ru (сайт: Педагогическая библиотека используется для работы с текстами учебных и методических материалов).
3. http://inter-pedagogika.ru/
4. http://www.edu.ru/modules.php