Образовательных учреждений
Аттестация научно педагогических работников, вспомогательного состава, руководящих работников: нормативные документы, сроки, процедура. Основные направления и системы внутреннего аудита. Традиционные и инновационные технологии диагностики знаний преподавателей и обучающихся. Внешний аудит. Лицензирование направлений профессиональной подготовки бакалавров, магистров, специальностей, образовательных программ. Аккредитация образовательных учреждений разных уровней системы образования.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля):
6.1. Основная и дополнительная учебная литература, необходимая для освоения дисциплины:
1.Афанасьев В.В., Шаталов А.А. Диагностика и оценка качества обучения в вузе: Монография.– М.: Изд. МГОПИ.– 2005.– 172с.
2. Афанасьев В.В. и др. Мониторинг и диагностика качества образования: руководство по организации и оценке образовательных систем и продуктов. Монография – М.: НИИ школьные технологии. – 2008. – 322 с.
3.Афанасьев В.В. и др. Психолого-педагогическая диагностика качества образовательного процесса: учебно-методическое пособие. М.: НИИ школьных технологий. – 2008. – 133с.
4. Афанасьев В.В., Грибкова О.В. Управление социально-педагогическими системами: учебное пособие для студентов пед. вузов – М.: АС – Траст, 2008.- 184c.
5. Афанасьев В.В. Модели диагностики и оценки качества непрерывного педагогического образования: учебное пособие для студентов ср. и высш. пед. учеб. заведений. – Изд. МГОПИ, 2008. – 80c.
6. Афанасьев В.В., Кутякова Н.К., Ферцер В.Ю. Основные направления интеграции учреждений профессионального педагогического образования, реализующих образовательные программы различных уровней: Учебно-методическое пособие для студентов средних и высших педагогических учеб. заведений. – Орехово-Зуево. – Изд. МГОПИ, 2008. – 92c. (3,7 п.л.)
7. Афанасьев В.В., Кудаева Т.А. Диагностика и оценка качества образовательного процесса: Учебное пособие. - Рязань: Издательство «Литера М», 2010, – 272 с.
8. Проблемы проектирования педагогических технологий управления в современной образовательной практике // Образование и современность / Коллективная монография. Научный ред. Н.Н. Суртаева. – СПб. - Тюмень: ТОГИРРО, 2012. – 30-37.
9. Афанасьев В.В., Шишов С.Е., Кальней В.А. и др.Стипендиальное обеспечение студентов как фактор мотивации повышения качества профессиональной подготовки: психолого-педагогический аспект //Коллективная монография. – М. – Калуга, ИП Шилин И.В. («Эйдос»), 2013. – 250с.
10. Балыхин Г.А. Управление развитием образования. Организационно-экономический аспект. - М., 2013.
11.Гершунский Б.С. Образование как религия 3-го тысячелетия: гармония знания и веры. М., 2004.
12. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учебное пособие- 3-е изд.- М.: Академия,2008.
13. Третьяков П.И., Мартынов Е.Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам: практика педагогического менеджмента. - М., 2013.
14. Управление организацией: энциклопедический словарь/под ред. А.Г. Поршнева и др. – М., 2011.
6.2.Информационно-телекоммуникационные ресурсы сети «Интернет» необходимые для освоения дисциплины (модуля):
1. Электронная библиотека МГУТУ [Электронный ресурс]. – URL: http://psychlib.ru (дата обращения 10.05.2012).
2. ScienceDirect [Электронный ресурс]. – URL: http://www.sciencedirect.com/ (дата обращения 10.05.2012).
3. Science Magazine [Электронный ресурс]. – URL: http://www.sciencemag.org (дата обращения 10.05.2012).
4. Journal Citation Reports [Электронный ресурс]. – URL: http://admin–apps.webofknowledge.com/JCR/JCR?SID=U2faLKFnjHd8NnMG1mI (дата обращения 10.05.2012).
5. EbscoHost [Электронный ресурс]. – URL: http://search.epnet.com (дата обращения 10.05.2012).
6. ProQuest [Электронный ресурс]. – URL: http://proquest.umi.com/login (дата обращения 10.05.2012).
7. Российская государственная библиотека. Электронная библиотека: Диссертации [Электронный ресурс]. – URL: http://diss.rsl.ru (дата обращения: 12.04.2012).
8. Каталог ресурсов [Электронный ресурс]: Педагогика и педагогическое образование // Российский общеобразовательный портал. – URL: http://school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13 (дата обращения: 12.04.2012).
7. Методические указания для студентов по освоению дисциплины.
Рабочая программа предусматривает возможность обучения в рамках традиционной поточно-групповой системы обучения. При этом последовательность изучения учебно-образовательных модулей определяется его номером.
Обучение для магистров по дисциплине «Проектирование и экспертиза образовательных систем» рекомендуется в течение одного семестра 1 курса для всех профилей подготовки. Учебный план университета сформирован с учётом перехода на кредитно-модульную систему обучения и таким образом, что он обеспечивает студентам возможность: - изучение отдельных модулей в различные расширенные временные интервалы и различной последовательности; - выбора студентом преподавателя для освоения того или иного модуля; - выбора студентом преподавателя для руководства и консультирования по самостоятельной работе; - формирование для студентов индивидуальных учебных планов.
Кафедра, ведущая образовательный процесс по дисциплине обеспечивает:
- формирование вариативного расписания проведения обучения по отдельным учебно-образовательным модулям дисциплины различными преподавателями;
- углубленную научную, практическую и методическую подготовку преподавателей, специализирующихся на проведении занятий по отдельным модулям.
Магистранты перед началом изучения дисциплины должны быть ознакомлены с системой кредитных единиц и балльно-рейтинговой оценки, которые должны быть опубликованы и размещены на сайте вуза или кафедры.
8. Образовательные технологии.
Дискуссия. Анализ проблемных ситуаций Презентация с использованием ТСО. Логическое моделирование. Мозговой штурм. Ролевые игры.
Данные технологии являются эффективными эвристическими методами, обеспечивающими интенсификацию индивидуально- группового и профессионально ориентированного обучения на основе моделирования и имитации ситуаций будущей профессиональной деятельности обучающихся. Основная задача преподавателя - активизировать мыслительную деятельность студентов на занятии.
Дискуссия/диспута создает условия для свободного общения в процессе коллективного выполнения задания по решению проблемы. Дискуссия позволяет обучающимся высказать свои мнения, сопоставлять их с мнениями других, дискутировать, принимать совместные решения. Все это значительно активизирует их мыслительную деятельность, что представляется нам самым важным в образовательном процессе. Кроме того, в процессе взаимодействия с сокурсниками происходит более глубокое усвоение материала, формируются умения и навыки, связанные с применением изучаемых знаний. Не следует забывать также, что умело организованная дискуссия – это еще и возможность для обучающегося поиска себя, своего места в общей учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности.
Тренинг - вид учебной подготовки студента, заключающийся в закреплении и тренировке приобретенных на занятиях знаний и умений по изучаемой теме путем анализа и разрешения профессионально- ориентированных проблем. Конечная цель любого тренинга - переход от категории «знание» и «умение» к категории «владение».
Ролевая/деловая игра – это моделирование ситуаций будущей профессиональной деятельности обучающихся в образовательном учреждении, включающее подготовку к игре, распределение ролей, описание основной структуры игры, постановку цели, процедуру ее достижения, обсуждения и анализа результатов. Как известно, моделирование рассчитано на применение определенных навыков. Это могут быть навыки речевой деятельности (говорения: утверждения, отрицания, постановки вопросов, ответы на них; аудирования: восприятия на слух и осмысление услышанного, ее анализ и синтез собственного высказывания); профессиональной деятельности (условия, способы осуществления, специфика).
Моделирование можно представить еще и как игру-соревнование, где есть победители и побежденные. Соревнование возникает, если моделирование основывается на каком-то профессиональном конфликте, а обучающиеся пытаются найти выход из сложной ситуации. При этом важно, чтобы преподаватель не избегал конфликтов, умел их вовремя заметить, стремился разрешать их вместе с обучающимися.
Ролевая игра помогает обучающимся не только осознать, как действовать в той или иной ситуации, но и перешагнуть психологический барьер языковой скованности, боязни допустить ошибку. Она позволяет им полностью раскрепоститься и высказывать свои точки зрения, отличные друг от друга, так как в процессе ролевой игры создается свободная неформальная ситуация, налаживается взаимодействие обучающихся за счет сочетания различных приемов обучения. Кроме того, в процессе ролевой игры субъекты образования получают опыт ведения корректных профессиональных диспутов, споров, что составляет одну из важных характеристик профессионала международного уровня.
При использовании данного метода роль преподавателя заключается в разработке сценария действия, назначении обучающихся на роли, введении в ходе учебного процесса корректирующих условий, подведении промежуточных и окончательных итогов, выделении лучших и худших исполнителей и т.п. Однако в разыгрывании ролей уже содержится существенный элемент «самонастройки» учебного процесса. Ситуации, в которых находится тот или иной обучающийся, нельзя предсказать полностью, так как принимаемые решения связаны со сценарием или действиями других субъектов образования. Таким образом, возникает самообучение и корректировка процесса синтеза знания его участниками без прямого вмешательства преподавателя, хотя итоги по-прежнему подводит он.
В процессе организации деловой игры нельзя предсказать всех ситуаций, с которыми столкнется тот или иной обучающийся или вся игровая группа, можно лишь определить правила их поведения. Изменение условий игры целиком зависит от действий группы, так как любое решение принимается и индивидуально корректируется каждым субъектом образования, исходя из действий других играющих. В условиях правильно сконструированной игры итоги очевидны. Роль преподавателя заключается в разборе ее результатов.
Следует лишь помнить, что чем больше учебных ситуаций разрешит обучающийся во время игры на занятии, тем легче ему будет ориентироваться в реальной профессиональной обстановке. Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, чем больше в ней признаков саморегулирования, тем выше ее обучающая ценность.
9. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
По дисциплине «Проектирование и экспертиза образовательных систем»проводится контроль знаний студентов: входной, текущий, рубежный и
промежуточная аттестация – зачёт.
Входной контроль предназначен для выявления степени подготовленности студентов к изучению дисциплины «Проектирование и экспертиза образовательных систем». Он осуществляется по уровню остаточных знаний о категориях и понятиях ранее изученных дисциплин. С этой целью составляется перечень вопросов, охватывающих наиболее важные темы предшествующих дисциплин. Такой контроль проводится перед началом изучения дисциплины или на вводной лекции, как правило, в виде тестирования. Полученные результаты дают возможность преподавателю определить наиболее слабых и наиболее подготовленных студентов, что облегчает проблемы индивидуализации обучения. Кроме того, необходимо составить вопросы для самостоятельного изучения студентами с низким уровнем подготовки с целью выравнивания их знаний и дальнейшего успешного освоения программы изучаемой дисциплины. Результаты входного контроля не влияют на рейтинг студента.
Текущий контроль проводится по каждой теме практического занятия с целью определения уровня самостоятельной работы студента по учебным материалам дисциплины «Проектирование и экспертиза образовательных систем». Текущий контроль осуществляется преподавателем в начале занятия в течение отведенного времени и ставит своей целью определить готовность студента к выполнению практических заданий. Контроль текущих знаний проводится на занятиях в форме устного или письменного опроса. Объектами текущего контроля при изучении дисциплины являются: посещение лекций; подготовка и качество выполнения практических работ. Результаты текущего контроля влияют на рейтинг студента.
Рубежный контроль проводится после изучения каждого модуля дисциплины: тестирование, проведение практических занятий, выполнение тем, вынесенных на самостоятельное изучение, и индивидуальных заданий. При этом используются информационные технологии. Цель - выявить уровень знаний студентов по материалу изученного модуля дисциплины. Результаты рубежного контроля влияют на итоговый рейтинг студента.
Промежуточная аттестации по дисциплине «Проектирование и экспертиза образовательных систем» проводится в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки магистров 050400.68 «Психолого-педагогическое образование», квалификация (степень) – «Магистр», по всем профилям подготовки в форме зачёта. Она подводит итог знаниям студента, полученным за весь период изучения дисциплины.