Дебаты как речевой жанр и как форма проведения урока
Дебаты – такая форма организации устной публичной диалогической речи, в основе которой лежит обсуждение актуальных вопросов социального, литературного, философского характера. В процессе дебатов сопоставляются различные (в том числе и противоположные) точки зрения, позволяющие раскрыть проблему с разных позиций. Дебаты могут быть разной степени подготовленности, но тема, выносимая на обсуждение, должна быть известна всем заранее. Осуществляются дебаты обычно под руководством ведущего. Ведущий вызывает у участников дебатов желание выступать, доказывать свою точку зрения, убеждать. Ведущий поддерживает контакт с участниками дебатов, обращает их внимание на соблюдение основных правил для спорящих. Особенно важно подчеркнуть, что именно ведущий направляет спор в нужное русло, не дает участникам отклониться от темы, осуществляет переход к следующей теме.
Для дебатов как формы организации публичного спора характерны следующие признаки:
а) наличие противоположных точек зрения;
б) наличие ведущего, организующего дискуссионное общение
в) возможно участие третьей стороны: экспертов, наблюдателей, участников, которым предстоит сделать свой выбор, встать на чью-то сторону по окончании дебатов
5.2. Применение CASE-технологий: преимущества и недостатки
Различные статистические обзоры свидетельствуют сегодня об эффективности применения CASE-средств в процессе разработки программных систем. Однако % неудач все же существует и довольно велик. Разумеется, существуют свои недостатки применения технологий, значимыми являются недостатки со стороны аспектов бизнеса:
· CASE-средства не обязательно дают немедленный эффект; он может быть получен только спустя какое-то время;
· реальные затраты на внедрение CASE-средств обычно намного превышают затраты на их приобретение;
· CASE-средства обеспечивают возможности для получения существенной выгоды только после успешного завершения процесса их внедрения.
Ввиду разнообразной природы CASE-средств было бы ошибочно делать какие-либо безоговорочные утверждения относительно реального удовлетворения тех или иных ожиданий от их внедрения. Можно перечислить следующие факторы, усложняющие определение возможного эффекта от использования CASE-средств:
· широкое разнообразие качества и возможностей CASE-средств;
· относительно небольшое время использования CASE-средств в различных организациях и недостаток опыта их применения;
· широкое разнообразие в практике внедрения различных организаций;
· отсутствие детальных метрик и данных для уже выполненных и текущих проектов;
· широкий диапазон предметных областей проектов;
· различная степень интеграции CASE-средств в различных проектах.
Вокруг определения эффективности использования CASE технологий бытует два мнения: одни считают, что реальная выгода от использования некоторых типов CASE-средств может быть получена только после одно- двухлетнего опыта, другие полагают, что воздействие может реально проявиться в фазе эксплуатации жизненного цикла ИС, когда технологические улучшения могут привести к снижению эксплуатационных затрат. Однако существует ряд признаков организации, с отсутствием хотя бы одного из которых внедрение CASE-средств скорее всего закончится неудачно:
· Технология: понимание ограниченности существующих возможностей и способность принять новую технологию;
· Культура: готовность к внедрению новых процессов и взаимоотношений между разработчиками и пользователями;
· Управление: четкое руководство и организованность по отношению к наиболее важным этапам и процессам внедрения.
Пройдя нелегкий путь изучения рекомендаций по внедрению, анализу организации, бизнес рекомендаций, удачно использовав CASE-технологии в процессе разработки, группа разработчиков получит ряд преимуществ созданной системы:
· высокий уровень технологической поддержки процессов разработки и сопровождения ПО;
· положительное воздействие на некоторые или все из перечисленных факторов: производительность, качество продукции, соблюдение стандартов, документирование;
· приемлемый уровень отдачи от инвестиций в CASE-средства.
5.2 Наиболее эффективным представляется включение в обучение мультимедиа - и видео-кейсов. [1].
Кейс-метод опирается на совокупность определенных дидактических принципов:
· Индивидуальный подход к каждому студенту, учёт его потребностей и стиля обучения,
· Максимальное предоставление свободы в обучении (возможность выбора преподавателя, дисциплин, формы обучения, типа задач и способа их выполнения);
· Обеспечение студентов достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, видео-, аудиокассеты и СD - диски, продукция компаний, деятельность которых анализируется);
· Не загружать студента большим объемом теоретического материала, концентрироваться лишь на основных положениях;
· Обеспечение доступности преподавателя для студента, который должен иметь возможность в любое время обратиться к нему;
· Формирование у студентов умения работать с информацией;
· Акцентирование внимания на развитии сильных сторон студента.
Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций: обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской.
Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.
Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы студентов, так и для проведения предстоящего занятия. Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.
Кейс - метод развивает компетентностные качества личности: аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения.
Использование проектной технологии и компьютерной дают возможность на новом уровне проводить внеклассную работу. При проведении недели биологии, химии, экологии нами был использован фильм «Сохраним сейчас, чтобы не жалеть потом!»; в библиотеке для студентов КАПК организовано мероприятие «В гостях у хозяина тайги», где в стихах, легендах, исторических справках, под музыку «Времена года» рассказали ребятам о ценности и необходимости охраны таких древесных формах, как сосна сибирская, сосна обыкновенная, лиственница, ель, пихта, с восторгом ребята посмотрели фильм о природе нашего края.
Все вышеперечисленные положения послужили основой для первых попыток использования кейс – метода и компьютерных технологий при изучении дисциплин: «Химия», «Общая биология с основами экологии», «Экологические основы природопользования» в Красночикойском аграрно-педагогическом колледже. Для повышения уровня качества образования студентов колледжа по этой дисциплине разработаны методические рекомендации для самостоятельной работы студентов, которые позволят соблюдать все дидактические принципы и идеи кейс – метода, обеспечивая свободу действий при ее выполнении, удовлетворение от самопознания, самоутверждения, чувство ответственности.
6
Технология развития критического мышления предлагает множество форм работы с учебным материалом. Особенностью этих приёмов является самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Это позволяет использовать данную технологию на различных этапах урока:
при изучении нового материала;
повторении и обобщении знаний.
В качестве примера можно рассмотреть следующие фрагменты уроков:
фрагмент урока по теме «Лампа накаливания, электрические нагревательные приборы» (8 класс).