Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования
Статья 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования
Положения комментируемой статьи не являются новыми для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы о международном сотрудничестве в сфере образования были представлены в обоих образовательных законах и более полное отражение нашли в законодательстве о высшей школе.
Между тем рассматриваемая статья органично интегрирует положения ранее действовавшего законодательства, с учетом перспективной практики международного взаимодействия.
Во-первых, статья закрепляет целевые ориентиры международного сотрудничества, определяющие последовательную гармонизацию образовательных систем государств, их поступательного развития с учетом расширения образовательных возможностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Данные цели, как следует из комментируемой статьи, обеспечиваются, в том числе, путем развития сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций, международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования, привлечения иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечения взаимного признания образования и (или) квалификации и т.п.
В настоящее время постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 г. N 638*(184), регламентирующим вопросы сотрудничества с зарубежными странами в области образования, определены квоты для обучения российских граждан за рубежом, а также иностранцев в образовательных организациях в РФ и условия финансирования получения соответствующего образования.
Во-вторых, статья определяет основные направления международного сотрудничества российских образовательных организаций с иностранными организациями в сфере образования через заключение соответствующих договоров.
Статья 106. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации
Комментируемая статья посвящена вопросам порядка подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации. Следует отметить, что положения комментируемой статьи не являются новыми для отечественного образовательного законодательства, поскольку аналогичные нормы содержал в ст. 27 Закон N 3266-1.
Как следует из комментируемой статьи, целью подтверждения документов об образовании (квалификации) является обеспечение надлежащего признания юридической силы таких документов в иностранном государстве. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации осуществляется в соответствии с международными договорами РФ и (или) нормативными правовыми актами РФ, при наличии переданных полномочий.
Подтверждение документов осуществляется путем проставления на них апостиля органами исполнительной власти субъектов РФ.
Апостиль - apostille - формальная процедура удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати и штампа, которыми скреплен этот документ, установленная Гаагской конвенцией 1961 года, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов. Фактически Апостиль представляет собой штамп, который в проставляется на документах, исходящих из официальных органов стран-участниц Конвенции.
Апостиль удостоверяет подлинность подписи и должность лица, подписавшего документ, а также подлинность печати или штампа, которыми этот документ скреплен, что делает документ юридически действительным на территории государств-участников Гаагской конвенции 1961 года.
Проставление апостиля осуществляется по заявлениям граждан, направляемым в письменной или электронной форме (электронного документа) с помощью интернет-ресурсов.
Постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 г. N 165*(185) определен порядок подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
За проставление апостиля на документе государственного образца об образовании (квалификации) заявителем уплачивается государственная пошлина. Порядок уплаты и размеры государственной пошлины определены налоговым законодательством. В частности, как следует из пп. 5. п. 1 ст. 333.18 НК РФ*(186), плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за проставлением апостиля до его проставления. Размер госпошлины за проставление апостиля составляет 1500 рублей за каждый документ (пп. 48 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Документ об уплате государственной пошлины за проставление апостиля на документе об образовании и (или) о квалификации может быть направлен заявителем в форме электронного документа и с использованием интернет-ресурсов.
Статья 107. Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве
Комментируемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку аналогичные положения содержала ст. 27.2. Закона N 125-ФЗ, именуемая как "Признание документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации".
Название рассматриваемой статьи сформулировано несколько иначе, что в целом не меняет ее содержательную нагрузку. Однако сравнительный анализ положений образовательных законов позволяет сделать вывод об определенном техническом обновлении в формулировании инструментов, обеспечивающих признание образования в рамках комментируемой статьи.
Прежде всего, уточнено понятие "признание", под которым понимается официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и (или) профессиональной деятельности в РФ. Признание иностранного образования или иностранной квалификации предоставляет их обладателю академические, профессиональные и (или) иные права, но только в рамках международных договоров о взаимном признании и (или) законодательства РФ.
Осуществляется признание образования или квалификации, подпадающих под действие международных договоров, а также полученных в образовательных организациях по установленному перечню. Такой перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.05.2012 г. N 811-р*(187) и на данный момент включает в себя порядка 194 вузов из Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Дании, Израиля, Ирландии, Испании, Италии, Канады, Китая, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Сингапура, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, ЮАР, Южной Кореи, Японии. При этом выбор соответствующих иностранных образовательных организаций осуществляется на основании установленных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 389*(188) критериев.
Для соответствия образовательной организации установленным требованиям такая организация:
входила и (или) входит одновременно в первые 300 позиций академического рейтинга университетов мира (Academic Ranking of World Universities), всемирного рейтинга университетов (QS World University Rankings) и рейтинга университетов мира Таймс (The Times Higher Education World University Rankings);
организация не располагается на территориях государств, с которыми заключены международные договоры Российской Федерации, регулирующие вопросы признания и (или) установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации, об ученых степенях и ученых званиях, обеспечивающие доступ обладателей таких документов к получению образования и осуществлению профессиональной деятельности в Российской Федерации.
За выдачу свидетельства о признании документа иностранного государства об уровне образования и (или) квалификации на территории РФ и дубликата такого свидетельства заявителем уплачивается государственная пошлина (ст. 333.18 НК РФ).
Размеры государственной пошлины установлены пп. 49, 50 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. Так, размер государственной пошлины за выдачу свидетельства о признании документа иностранного государства об уровне образования и (или) квалификации в силу пп. 49 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 4000 руб. Размер государственной пошлины за выдачу дубликата свидетельства о признании документа иностранного государства об уровне образования и (или) квалификации на основании пп. 50 п. 1 ст. 333.33 НК РФ - 200 руб.
Признание документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории РФ не освобождает обладателей указанных документов от соблюдения установленных законодательством РФ общих требований к приему в образовательные учреждения или на работу (в том числе знания государственного языка РФ).
Признаваемые документы иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории РФ должны быть в установленном порядке легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Под легализацией в данном случае понимается консульская легализация, которая в соответствии со ст. 27 Консульского устава Российской Федерации*(189) представляет собой процедуру, предусматривающую удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания.
Непосредственно процедура легализации осуществляется в соответствии с Административными регламентами МИД РФ*(190).
В случае несоответствия образования или квалификации указанным требованиям признание такого образования (квалификации) и, соответственно, документов, его подтверждающего, осуществляется по результатам экспертизы, которая проводится Рособрнадзором на основании поданного гражданином соответствующего заявления. Подача заявления может осуществляться в письменной или электронной форме, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
По результатам экспертизы Рособрнадзор принимает одно из следующих решений:
1) признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации, в том числе признание иностранного образования в качестве периода обучения по образовательной программе определенного уровня, с правом на продолжение обучения по данной образовательной программе в РФ;
2) отказ в признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации.
При положительном результате экспертизы заявителю выдается свидетельство о признании, форма и сроки выдачи которого определяются Минобрнауки РФ.
Информационное обеспечение процедуры признания документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории РФ осуществляется национальным информационным центром. Согласно распоряжению Правительства РФ от 26.06.2012 г. N 1089-р*(191) такие функции осуществляет федеральное государственное научное учреждение "Главный государственный экспертный центр оценки образования".