Педагогическое обследование.
Основные методы обследования.
В комплексной оценке психического развития, в выявлении индивидуальных типологических возможностей детей для дальнейшего обучения чрезвычайно важным является педагогическое обследование. Педагогическое исследование детей в целях определения готовности к обучению, развитие школьно значимых функций, познавательной деятельности и интеллекта.
Задача педагогического обследования: выявление готовности ребенка к обучению в школе, степени сформированное школьных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы.
На разных этапах педагогического обследования используются различные методы изучения произвольной деятельности и личностных особенностей ребенка: беседа, обучающий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей. Выбор методов обследования зависит от целей каждого этапа обследования и от индивидуальных особенностей ребенка (контактность, трудности адаптации в новых условиях, тревожность и т.д.)
Знакомство с проблемой ребенка начинается с изучения документации.
Учитель - дефектолог знакомится медицинскими сведениями, записями специалистов ЦПМПК, если ребенок уже проходил обследование.
В процессе предварительной беседы с родителямивыясняются условия жизни ребенка, особенности его развития, состав семьи, профессии родителей, а также анамнез: посещал ли детский сад, с какого возраста, получал ли коррекционную помощь, какую, круг интересов ребенка.
Непосредственное общениес ребенком начинается с установления контакта. Для максимального раскрытия интеллектуальных возможностей ребенка важно создать условия психоэмоциональной комфортности, предоставить ребенку пространство для свободных высказываний. Для поддержания интереса и работоспособности многие задания предлагаются в игровой и занимательной форме. В случае возникновения трудностей учитель-дефектолог оказывает разную степень помощи, вплоть до совместного выполнения действий с ребенком, при этом каждый удачный ответ подкрепляется похвалой и одобрением. На начальном этапе беседы одной из задач является выявление уровня осведомленности ребенка. Беседа строится с соблюдением основных дидактических принципов: постепенность усложнения, четкость формулировок. Если ребенок испытывает затруднения, предлагаются вспомогательные вопросы.
Примерные вопросы по выявлению уровня осведомленности первоклассников:
— Назови имя, отчество, фамилию, возраст, дату рождения.
— На какой улице ты живешь?
— Как называется наш город?
— Как называется наша страна?
— Как называется столица нашей страны?
На выяснение кругозора ребенка, знаний о себе, окружающих, особенностей его ориентировки в окружающем мире. Могут быть использованы вопросы, направленные на получение следующих сведений:
1. Знания о себе, семье, близких.
Цель — выявление знаний о возрасте ребенка, имена; родителей, их профессии, составе семьи, понимания родственных отношений.
2. Ориентировка в пространстве.
3. Ориентировка во времени, умение определять время суток (день, ночь, утро, вечер).
4. Знание о явлениях природы.
С помощью беседы можно выяснить, что ребенок знает о временах года, их признаках, может ли отгадать загадку определить время года по признакам, знание ребенка о погодных явлениях (дождь, снег, град, метель и т.д.), о растениях, месте их произрастания.
5. Общий кругозор.
6. Умение сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи, знание родовых понятий.
7. Отношение к учебе, познавательные интересы, хочется ли учиться.
Схема обследования
1. Начинается обследование со знакомства с документацией (медицинские сведения).
2. Проводится беседа с родителями или лицами, их заменяющими.
3. Устанавливается следующее: сформированность временных и пространственных представлений. Знание времен года: их основные признаки, последовательность, название месяцев по порядку и вразбивку, по временам года. Знание дней недели, умение называть предыдущий и последующий день по отношению к данному, знание частей суток, определение сторон тела на себе.
4. Определяется сформированность обобщающих понятий, уровень обобщения и характер выбора связей (выделение 4-го «лишнего» предмета, слова в ряду представлений). Нахождение различий и сходства в операциях сравнения.
5. Устанавливается понимание смысла сюжетной картинки, рассказа; определение логической последовательности, причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок.
6. Устанавливаются знания по математике.
Умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Предел знания последовательности чисел натурального ряда, умение назвать их в обратном порядке, соотношение числа и цифры, способ вычисления (конкретно, отвлеченно) на основе знания нумерации, знания состава числа, знания вычислительных приемов, понимание зависимости между компонентами и результатами действий, использование математической терминологии, понимание конкретного смысла терминов и действий. Умение устанавливать логические связи при решении простых, составных, типовых задач.
7. В заключение проводится беседа с родителями или лицами, их заменяющими, даются методические рекомендации по обучению, воспитанию и коррекции.