Глава 10. Дополнительное образование
Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых
Комментируемая статья не является новой для образовательного законодательства. Однако, несмотря на то, что в законе N 3266-1 дополнительному образованию была посвящена самостоятельная статья 26 "Дополнительное образование", нормы о дополнительном образовании детей и взрослых в рамках рассматриваемой статьи значительным образом переработаны с учетом опыта обобщения соответствующего нормативного материала.
Часть 1 комментируемой статьи определяет широкий набор задач, решаемых дополнительным образованием от развития творческих способностей индивидов до организации их свободного времени. Из чего можно заключить, что цели получения дополнительного образования гораздо шире, чем иных его видов. Одна из задач, которую решает дополнительное образование, хотя она прямо и не обозначена в комментируемой норме, - это создание в стране системы непрерывного образования: требование времени, следствие развития научно-технического прогресса и обеспечения всеобщей занятости населения.
Отдельно в комментируемой норме определены задачи дополнительного образования детей. Это:
а) адаптация их к жизни в обществе;
б) профессиональная их ориентация;
в) выявление и поддержка у них выдающихся способностей.
Решение этих задач требует, чтобы содержание образовательных программ дополнительного образования отвечали, как минимум, двум условиям: учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей.
В соответствии с частью 2 комментируемой статьи дополнительные общеобразовательные программы различаются как по содержанию, так и по объекту их применения. Так, общеразвивающие программы реализуются для детей и взрослых. А дополнительные профессиональные программы в сфере искусства, физкультуры и спорта рассчитаны на реализацию только для детей. С такой постановкой вопроса можно поспорить. Например, программа обучения рисованию за 1 час рассчитана на все возрасты обучаемых, а программа оздоровительной физкультуры - только для взрослых.
Часть 3 комментируемой статьи справедливо устанавливает, что в целом к освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню их образования, если иное не обусловлено их (программ) спецификой. Действительно, дополнительная программа по освоению компьютера может быть реализована среди обучаемых, как минимум, обладающих знанием грамоты и элементарными профессиональными навыками.
Часть 4 комментируемой статьи устанавливает весьма либеральные требования к дополнительным общеразвивающим программам: их содержание и сроки обучения определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. От себя добавим: если таковые имеются.
Тем не менее некоторые особенности реализации дополнительных профессиональных программ имеются (часть 5 комментируемой статьи). Они установлены частями 3-7 ст. 83 и частями 4-5 ст. 84 настоящего Закона (подробнее см. комментарий).
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование
Положения комментируемой статьи уже отчасти имеются в образовательном законодательстве, поскольку нашли отражение в ст. 26 Закона N 3266-1 "Дополнительное образование" и в отдельных нормах Закона N 125-ФЗ.
Части 1-5 комментируемой статьи определяют общие задачи дополнительного профессионального образования (часть 1) и различают программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки (часть 2). Далее в комментируемой статье поясняются указанные различия между названными программами, однако сделано это через разные квалифицирующие признаки.
Что касается дополнительных профессиональных программ, то в части 3 комментируемой статьи определены исходные образовательные требования к обучаемым:
лица имеющие среднее профессиональное и/или высшее образование;
лица, получающие названные виды образования.
Из чего можно заключить, что дополнительное профессиональное образование по своему содержанию может быть не связано с имеющимся или получаемым обучаемыми образованием. И преследует цель обучения новому виду деятельности (часть 5). А повышение квалификации в соответствии с частью 4 рассматриваемой статьи преследует цель получения новой компетенции в рамках ранее избранной специальности.
Части 6-16 комментируемой статьи устанавливают ряд формальных требований к содержанию и порядку утверждения программ дополнительного профессионального образования, изучение которых завершается выдачей удостоверения о повышении квалификации и/или диплома о профессиональной переподготовке. В том случае если эти формы обучения происходят в одной и той же образовательной организации, то они могут быть выданы одновременно с получением диплома об основном среднем профессиональном или высшем образовании и о квалификации (часть 16).