Личность педагога и его профессиональные компетентности.
В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело, занятие. В науке дея-ть рас-ся в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, психологией, историей, культурологией, педагогикой и т.д. В деят-и прояв-я одно из существенных свойств человека — быть активным. Именно это подчеркивается в философском определении деятельности как «специфически человеческой формы активного отношения к окружающему миру».Пед деят — это вид проф-ной деят-ти, содержанием кот явл обуч-е, вос-е, образ-е, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.).Одна из важнейших хар-к пед деят — ее совместный хар-р: она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. Эта деят не может быть деят только «для себя». Ее сущность — в переходе деят «для себя» в деят «для другого», «для других». В этой деят соед-ся самореализация педагога и его целенаправленное участие в изменении обучаемого (уровня его обученности, воспитанности, развития, образованности).
Общая цель, свойственная различным видам пед деят, — приобщение человека к ценностям культуры. Именно в цели проявляется специфика этой деятельности. Эта цель определяется как особая миссия, «предназначение которой — сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке»
Профессиональный педагог – это единственный чел-к, кот большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. К.Д.Ушинский писал, что если вы удачно выберете труд, и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет
Описание требований, деятельности, представленное в профессионально важных характеристиках (данных) человека, отвечающих им и обеспечивающих успех, именуются профессиональным портретом(моделью). Он играет роль эталона, образца, в сравнении с которым могут быть правильно решаться задачи воспитания, образования, обучения и развития профессионалов, конкурсного отбора и приема на работу, аттестования, диагностики причин успехов или неуспехов, продвижения по службе и др. Исходное значение имеет общий педагогический портрет педагога – профессионала (общий, потому что он предлагает построение на своей основе веера портретов – педагогов, занимающихся разными видами педагогической деятельности). он отражает две основные группы требований педагогической деятельности: общие - социально-педагогические, особые – специально-педагогические. Первая группа требований предполагает высокий уровень общего социального развития личности педагога – ориентацию на социальные ценности, патриотизм, гражданственность, нравственность, культурность, включенность в жизнь общества, готовность к взаимопониманию, сотрудничеству между людьми и тд. Исходя из всего этого мы можем утверждать, что хорошим педагогом м.б. только хороший гражданин и человек. Вторая группа требований к педагогу - специальные, вытекающие из уникальности педагогической деят-ти, кот выражаются в необходимости обладания высокой педагогической культурой. Пед кул-ра – высшая степень соответствия развитости личности и профессиональной подготовкой педагога к специфике педагогической деят-ти. Пед культура вкл в себя 5 основных компонентов личности и подготовленности педагога:1) педагогич направленность личности – педагог обладающий высокой культурой, относится не как к труду, профессии, а как к жизненному призванию, гражданской ответственности, образу жизни, своей жизненно профессиональной позиции, отсюда его увлеченность, страстность, самоотдача. Пед направленности присущи: соц зрелая, научно – корректная, прогрессивная, творческая концепция деятельности – духовное, цивилизованное, гуманное, педагогическое мировоззрение; 2)педагогич целеустремленность – любовь к человеку, бескорыстное стремление всеми силами помочь ему стать полноценной и успешной в жизни личностью 3)педагогич способности связаны с развитостью как общих, так и специальных профессионально важных качаств и способностей. Развитость способностей педагога связана с: общей способностью к педагогическому труду, гуманизмом, воспитательными, дидактическими, организаторскими способностями, развитым интеллектом, вниманием речью, риторикой, культурой, речью, риторикой, культурой речи, находчивостью, творческими способностями – чувством нового, склонностью к творчеству. выраженные педагогические способности у человека свидетельствуют о наличии у него педагогической одаренности, педагогического таланта. 4) пед мастерство – знания, умения и навыки по организации и построению педагогических систем и процессов, свойственных пед деят. Пед мастерство предполагает: умение искусно применять все рекомендации, пед опыт, методы и приемы воспитания, обучения и развития. 5) специальное мастерство – компетентность в том направлении пед деят, в которой специализируется педагог, она предполагает хорошее знание содержания учебой дисциплины, связи его с другими, логики разбивки по разделам и темам, научную подготовленность, знание новинок науки, связанной с изучаемым содержанием, активность. Педагог должен учить, непрерывно учась, работая над сбой. Педагоги, как и другие профессионалы и специалисты различаются по уровню педагогической культуры – разной степени соответствия требованиям педагогической деят, выд-ют 4 уровня: 1)высший профессиональный – ему присущи описанные выше характеристики, культуры, имеющиеся у педагога; 2)средний профессиональный – показатели культуры приближены к свойственным высшему уровню, но все же во многом еще отличаются от него; 3) низкий (начальный) профессиональный – характерен для начинающих педагогов, получивших предварительную подготовку, этот уровень обычно наблюдают в первые 3 года работы; 4) допрофессиональный– характерен наличием у занимающегося педагогической работой подчеркнутых в лично опыте обучения в средней и высшей школе представлений о том, что такое знания, как его проводить, в чем особенности семенара. Практически в жизни и в работе всех людей есть компонент педагогики. Поэтому каждый выпускник должен обладать необходимым минимумом педагогической компетентности, включающей общепедагогический и профессионально – педагогический компоненты: пед компетентность может варьироваться и выступать в трех видах: профессионально-педагогическая осведомленность, профессионально-педагогическая подготовленность, дополнительная профессионально-педагогическая образованность. Педагогика призвана подготовит каждого человека к жизни и помогать ему в ее трудностях и изменчивости. Педагогическая подготовленность– важный компонент цивилизованности современного человека, включающий: общую пед подготовленность и профессионально – педагогическую подготовленность. Можно выделить три основных вида пед компетентности – обязательная мин.пед.осведомленность – необх. каждому человеку с общим, профессиональным, средним и высшим образованием; углуб. функц. пед. компетентность – она необходима в организациях, где есть пед функция проф-ой деят, играющая важную роль в достижении основного, специфичного для нее результата; пед. образованность – она необходима людям, занимающимся проф.пед.деят. В современном обществе педагог явл фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери. которые здесь возникают, обычно невосполнимы.