Профессионально-обусловленные требования

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ.

К ЛИЧНОСТИПЕДАГОГА

Учитель не только профессия, суть которой дать знания. Это вы­сокая миссия, предназначение которой - сотворение личности, ут­верждение человека в человеке. ЯЛ. Коменский приводил ряд бле­стящих аналогий между учителем и садовником, любовно выращи­вающим растения в саду, учителем и архитектором, который забот­ливо застраивает зданиями все уголки человеческого существования. Он уподоблял учителя скульптору, тщательно расписывающему и шлифующему умы и души людей. Наконец, он сравнивал учителя с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогиче­ская профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда дру­гих выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий од­новременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, форми­рования ее духовного мира.

Педагогическая профессия требует двойной подготовки - чело-вековедческой и специальной. Её своеобразие состоит и в том, что она по своей природе имеет адаптивный гуманистический, коллек­тивный и творческий характер.

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокуль­турной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности.

Учитель готовит своих воспитанников к определенной социаль­ной ситуации, к конкретным запросам общества. Он, объективно ос­таваясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневре­менной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.

Учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и

высокое предназначение своей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманистическое будущее. Выступая субъектом образо­вательного процесса, учитель должен признавать право быть субъек­тами и за учащимися. Это значит, что он должен быть способным довести их до уровня самоуправления в условиях доверительного общения и сотрудничества.

Педагогическая деятельность носит коллективный характер. В ней очень трудно вычленить вклад, каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности - воспитанника.

С осознанием закономерного усиления коллективистических на­чал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности. Под совокуп­ным субъектом в широком плане понимается педагогический коллек­тив школы или другого образовательного учреждения, а в более уз­ком - круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отноше­ние к группе учащихся или отдельному ученику.

Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения по­ставленных целей. Творчески работающий педагог создает свою пе­дагогическую систему, и она является средством для получения наи­лучшего в данных условиях результата.

Творческий потенциал педагога формируется на основе накоп­ленного им социального опыта, психолого-педагогических и пред­метных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих нахо­дить и применять оригинальные решения, новаторские формы и ме­тоды и тем самым совершенствовать исполнение своих профессио­нальных функций. Педагогическое творчество понимается как про­цесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения.

Но опыт убеждает, что творчество приходит только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей. Научить творчеству можно при

обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих учи­телей и специфической творческой познавательной мотивации, кото­рая выступает регулирующим фактором процессов решения педаго­гических задач.

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, которая заключается в направлен­ной передаче от старших поколений младшим накопленных челове­чеством культуры и опыта, создании условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ро­лей в обществе.

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением кон­кретизированных задач обучения и воспитания по различным на­правлениям. Цель педагогической деятельности - явление историче­ское. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к совре­менному человеку с учетом его духовных и природных возможно­стей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания раз^ личных социальных и этнических групп, а с другой - потребности и стремления отдельной личности.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельно­сти выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспи­танников.

Основными видами педагогической деятельности, осуществ­ляемыми в целостном педагогическом процессе, являются препода­вание и воспитательная работа.

Структура педагогической деятельности включает три взаи­мосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Конструктивная деятельность,в свою очередь, включает кон­структивно-содержательную (отбор и композиция учебного материа­ла, планирование и построение педагогического процесса), конструк­тивно-оперативную (планирование своих действий и действий уча­щихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Организаторская деятельностьпредполагает выполнение сис­темы действий, направленных на включение учащихся в различные

виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельностьнаправлена на установление пе­дагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родите­лями.

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовностьк педаго­гической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую под­готовку как основу профессионализма.

Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения про-фессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требо­вания к учителю объединить в три основных комплекса, взаимосвя­занных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; ка­чества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению пе­речня педагогических способностей, представляющих собой синтез качества ума, чувств и воли личности. В частности, В.А. Крутецкий выделяет дидактические, академические, коммуникативные способ­ности, а также педагогическое воображение и способность к распре­делению внимания.

Учителя нового типа характеризуют:

- высокая гражданская ответственность и социальная актив­
ность;

- любовь к детям, потребность и способность отдать им свое
сердце;

- подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и
умение работать вместе с другими;

- высокий профессионализм, инновационный стиль научно-
педагогического мышления, готовность к созданию новых
ценностей и принятию творческих решений;

- потребность в постоянном самообразовании и готовность к
нему;

- физическое и психическое здоровье, профессиональная рабо­тоспособность.

Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.

В профессиограмме учителя ведущее место занимает направлен­ность его личности. Рассмотрим в этой связи свойства личности учи­теля-воспитателя, характеризующие его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

В деятельности учителя идейная убежденность определяет все дру­гие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность. В частности, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Именно поэтому она по праву считает­ся наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности учи­теля. Учитель-гражданин не замыкается в узком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью села, города, где он жи­вет и работает.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профес­сионально-педагогической направленности, которая является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессио­нально-педагогические намерения и склонности. Основой педагоги­ческой направленности является интерес к профессии учителя, кото­рый находит свое выражение в положительном эмоциональном от­ношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогически­ми знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к пе­дагогическому делу.

Наличие или отсутствие призвания может выявиться только при включении будущего учителя в педагогическую деятельность, ибо профессиональная предназначенность человека не обусловлена пря­мо и однозначно своеобразием его природных особенностей. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это осново­полагающее качество является предпосылкой самосовершенствова­ния, целенаправленного саморазвития многих профессионально зна-

чимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

Среди таких качеств — педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенций; он требователен к себе, не­укоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Высшим, проявлением педагогического долга является самоот­верженность учителя. Именно в ней находит выражение его мотива-ционно-ценностное отношение к труду. Учитель, имеющий данное качество, работает, не считаясь со временем, подчас даже с состояни­ем здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинско-го.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответ­ственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка дейст­вия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия вы-брать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педа­гога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профес-сйоналъного мастерства. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны внимательность и справедливость.

Качества личности, характеризующие профессионально-педаго­гическую направленность педагога, являются предпосылкой и кон­центрированным выражением его авторитетности.

Непрерывность педагогического самообразования - необходи­мое условие профессионального становления и совершенствования. Один из главных факторов познавательного интереса - любовь к преподаваемому предмету. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических и культурных задач, быть постоянно в курсе новых исследований, видеть ближние и дальние перспективы преподавае­мой науки.

Наиболее общей характеристикой познавательной направленно­
сти личности учителя является культура научно-педагогического
мышления, основным признаком которого является диалектичность.
Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении
обнаруживать составляющие его противоречия. Диалектический
взгляд на явления педагогической действительности позволяет учи­
телю воспринимать ее как процесс, где через борьбу нового со ста­
рым совершается непрерывное развитие, влиять на этот процесс,
своевременно решая все возникающие в его дейтельности вопросы и
задачи. I

Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Наши рекомендации