Отношения ребенка с самим собой 5 страница
Хорошо, если скульптор и глина успеют поменяться ролями. Следует подчеркнуть, что вернисаж должен проходить в атмосфере всеобщего восхищения. Тон задает учитель. (Сюжеты пантомим — дело учителя, приведенные здесь лишь пример.)
ДЕНЬ ШЕСТОЙ * УРОК 2
Групповые задания с недоопределенными правилами.Игра «Однорукие». В зависимости от того, как учитель организует эту игру, с ее помощью можно отрабатывать различные стороны сотрудничества. При внутригрупповой форме главным становится выработка умения договариваться, «содействовать». Причем договариваться не посредством слов, а именно действием («содействие»). Если игра выходит на уровень межгруппового взаимодействия, то дети учатся обращаться друг к другу за помощью. При этом скорее всего дети будут обращаться не к другим группам, не друг к другу, а к учителю. Ведь для ребенка, пришедшего в первый класс, учитель является безусловным центром, ребенок иногда попросту не «видит» других. Поэтому задача учителя — перевести адресованность к себе в адресованность к другим группам. Она, конечно, не решается на одном уроке. Но, организуя взаимодействие между группами, это следует постоянно иметь в виду.
Игра «Повтори! Дополни! Отличись!» лишь на первый взгляд кажется игрой на внимание. Содержанием ее являются анализ признаков предъявляемых предметов, замена одного или всех признаков либо их дублирование. Таким образом, от ребенка требуется анализ предлагаемого предмета.
- 77 -
Дети работают группами из четырех человек.
1. Группа получает конверт с набором фигур (4 формы, 3 размера, 2 цвета), раскладывает весь набор посредине (см. Приложение, II. Материальное обеспечение,пункт 16). Каждый ребенок выкладывает перед собой знак «Вопрос».
Проводится игра «Однорукие». Учитель предлагает детям представить, что все они однорукие (для вживания в роль можно посоветовать им подложить одну руку под себя). «Однорукие — лучшие во Вселенной сборщики конструкций. Они умеют читать мысли, поэтому договариваются друг с другом вмиг, без слов. Вот четверо одноруких строят дом. (Далее учитель рассказывает и рисует.) А рядом сажают дерево (рис. 22). Я скажу им «айн»— и каждый возьмет в руку нужную деталь. Шепну «цвай» — и все будет построено.
Рис. 22
Раз-два сделал — так работают однорукие. А сейчас попытайтесь вырастить елочку. (Вывешивает на доску образец — рис. 22.) Кому удалось сложить елочку вчетвером без единого слова? Те, у кого сразу не получилось, послушайте меня. Когда я скажу: «Задумайтесь», вы подумайте, кто какую деталь возьмет, и укажите на эту деталь пальцем. Тут вы увидите, что на какую-то деталь нацелились два пальца, а на какую-то нужную деталь никто не указывает. Тогда вы сможете договориться без слов. Попробуем? Собираем машину. (Образец постройки на доске — рис. 23.)
Рис.23
Отлично! Если одноруким не хватает для сборки одной руки, они поднимают один знак вопроса, спрашивая всех, нет ли свободной руки. Если им не хватает двух рук, они поднимают два знака вопроса».
- 78 -
Далее дети собирают птичку. Учитель ходит вдоль рядов и хвалит те группы, которые подняли знак вопроса: это честные однорукие. Они так устроены: делают только одно дело. В тех группах, где птичка собрана полностью, кто-то стал двуруким (собираются еще 3-4 фигурки — рис. 24).
Рис.24
Рис.25 |
Если учитель захочет налаживать взаимопомощь групп, задания с недостающими руками надо доводить до конца и следует разрешать детям переходить временно в другие группы. Если его этот организационный вопрос не занимает, он может сам работать «лишними» руками, совершая столько действий, сколько закажет группа. Следующее усложнение в работе вводится при сборе тележки (рис. 25).
Прежде чем дать команду приступать, учитель спрашивает, не беспокоит ли детей что-то в этой конструкции, чем она отличается от предыдущих? Подтверждает, что в ней только три детали, стало быть, четвертый однорукий будет бездельничать. А однорукие от безделья болеют: они его не переносят. Поэтому надо догадаться, как сделать эту работу вчетвером, какую деталь надо собирать вдвоем.
Далее дети собирают кораблик и домики трех видов (рис. 25). И наконец, детям предлагается собрать кота.
Кот — тестовая фигура, для нее в наборе недостает деталей: полукружий. Хорошо, если дети поднимут знак вопроса (где взять полукружья?). Если это сделают хотя бы две группы, отработку знака вопроса можно считать удачной.
Игра «Повтори! Дополни! Отличись!». Играть можно четверками и парами. Условия игры: если ведущий поднимает фигуру и говорит: «Повтори!» — все должны поднять такую же фигуру; если ведущий говорит: «Дополни!» — надо поднять фигуру, отличающуюся каким-то одним признаком. Например, если ведущий показывает фигуру и говорит: «У меня есть маленький зеленый кружок», ответ-дополнение может быть таким: «А у меня есть маленький зеленый треугольник» («Большой зеленый кружок» или «Маленький синий кружок»). На команду: «Отличись!» — надо показать фигуру, полностью отличающуюся от заданной. (В ответ на показ маленького зеленого круга надо показать фигуру не маленькую, не зеленую и не круглую.)
В дальнейшем игру «Повтори! Дополни! Отличись!» можно продолжать на материале математики и русского языка. Например, дети выполняют задание подобрать слово по схеме. На команду: «Повтори!» — ребенок повторяет ответ предыдущего ученика, на команду: «Дополни!» — говорит слово, которое еще не называлось, на команду: «Отличись!» — придумывает слово не по этой схеме. Каждый ответ учитель оценивает знаками «+»
ДЕНЬ ШЕСТОЙ * УРОК 3
Адресованность, понятность сообщения.В каком-то смысле этот урок продолжает начатое на первом уроке («Понятно ли мы говорим?»). Однако здесь данная учебная задача предстает в «чистом» виде. Для того чтобы наглядно показать детям несогласованность позиций, разыгрывается настоящий спектакль. Учитель в лицах представляет наивность и небрежность Винни-Пуха, растерянность, горе
Пятачка. Образы Винни-Пуха и Пятачка могут войти в классный «фольклор», чтобы фразы типа: «Ты сейчас как Пятачок» или «Ну, это нам не Витя рассказывает, а Винни-Пух» — стали всем понятны и всеми узнаваемы.
В конце дня проводятся повторение, отработка содержательного оценивания. Оценка, как всегда, положительная: подчеркивается, как всем вместе интересно. Хорошо, если кому-то что-то не понравится, тогда будет повод это обсудить.
1. На доске нарисован план местности, где живут Винни-Пух и Пя-
тачок (см. Приложение, II. Материальное обеспечение,
пункт 17). «Винни-Пух закопал в землю большой-большой «секрет» и послал Пятачку письмо-план, по которому «секрет» легко найти. Пятачок шел по плану, но не нашел секрет. Почему?» — спрашивает учитель.
Учитель читает письмо Винни-Пуха и показывает указкой на плане: «Выйди из домика. Иди мимо цветов, потом мимо елки. Перейди мостик. Найди три горы. Копай под третьей горой». Соотнося указания, содержащиеся в письме, с планом, дети отмечают место, где Винни-Пух зарыл секрет, и место, где копал Пятачок. Размышляют, почему они не поняли друг друга, и приходят к выводу, что Винни-Пух написал неточный адрес, а Пятачок не задумался над тем, что имел в виду Винни-Пух, от чьего домика надо было двигаться. Вывод: если хочешь, чтобы тебя понял друг, прочти свое письмо его глазами, стань на его место. Как ты поймешь свое письмо, будучи на его месте?
2. Игра «Пишем письма, ясные и понятные для других людей». Зада-
ча: на своей парте расположить в каком угодно порядке 2 пенала,
2-3 книги, тетради или папки (что есть под рукой), портфель...
Вдвоем составить план местности, где-то (в пенале, под книгой)
спрятать «секрет» (карточку с именами детей, сидящих за партой,
или любую мелочь). Отметить на карте место, где он спрятан.
Далее начинается работа вчетвером. Пары обмениваются плана
ми, ищут «секреты» друг друга. Если не получается, вызывают учи-
теля, подняв знак вопроса. Учитель пробует сам действовать по
«трудному» плану и выступает как эксперт: определяет, понятно ли
составлено письмо, как его сделать понятнее.
Вариант этого же задания. Каждая пара рисует план класса или какого-то уголка этого класса, отмечает на нем местонахождение «секрета». Дети пишут свои имена на карте и на «секрете». Передают и то и другое учителю. Тот кладет «секрет» на указанное место, а план передает другой паре, тоже закончившей работу.
-80-
-81 -
Трудности в поиске по плану, на которые жалуется какая-либо группа, обсуждаются всем классом.
Итоги дня. Оценка дня по линеечкам. Сначала, нарисовав линеечку, учитель просит детей оценить сегодняшний день. Если дети не спрашивают о критериях оценки, учитель задает этот вопрос сам: «Что мы будем оценивать — хорошая ли сегодня погода, или какое у меня сегодня настроение, или кому нравится мое платье, а может быть, что-то другое?» Выслушав предложения детей, следует добавить 3-4 своих:
- Сегодня мы жили дружно — сегодня мы все время ссорились.
- Сегодня все было скучно — сегодня я не скучал ни секунды.
- Сегодня все было понятно — сегодня я ничего не понимал.
- Сегодня мы жили как в детском саду — сегодня мы жили по-школьному.
Оценку дня можно проводить в трех вариантах:
1) индивидуально — каждый на своем листе, подписав его;
2) всем классом: учитель вывешивает лист с большими линеечками, каждый ребенок ставит на общей линеечке свой крестик;
3) сначала каждый ребенок оценивает сегодняшний день сам, потом сдает свой листок учителю, а тот переносит все оценки на общеклассные линеечки.
Групповую оценку учитель показывает классу и помещает в «Хронику».
=====------------------------------ ДЕНЬ СЕДЬМОЙ* УРОК 1