Глава ii. система образования 8 страница

Глава II. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Глава II закрепляет систему образования в виде взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно - правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Кроме перечисленных, подразумевается и такой элемент системы, как люди, которые и составляют систему. Это обучающиеся, их родители, педагоги, обслуживающий персонал, управленцы (менеджеры). Это и организации, заказывающие специалистов в образовательных учреждениях, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественно - политические движения, политические партии, другие общественные организации.

Система образования создана с одной целью - обеспечить право человека на образование. Критерием эффективности деятельности этой системы является уровень образованности граждан - воспитанности и обученности. Право на образование человек реализует всю свою жизнь, так как образование человека продолжается всю его жизнь. С помощью образования возможно максимальное развитие огромного интеллектуального потенциала человека.

К сожалению, в современном мире большинство людей не достигают возможного уровня развития и от этого очень много теряют сам человек, другие люди, общество, государство.

Право на образование - основное и естественное право человека - имеет целью удовлетворение потребности человека в информации и непосредственно в обучении и воспитании. Потребность в информации и образовании стоят на одном уровне с первичными потребностями человека: физиологическими, в обеспечении безопасности и защищенности.

Все элементы системы образования нуждаются в изменении, развитии. Одно из направлений - развитие государственных образовательных стандартов (ГОС). Целесообразно было бы в дополнение Закона ввести в него следующие статьи: 7.1 - основные понятия; 7.2 - принципы правового регулирования отношений в области стандартизации содержания образовательных отношений; 7.3 - порядок разработки, принятия, изменения и отмены ГОСов для различных уровней образования: 7.4 - структура содержания ГОСов и содержание ГОСов; 7.5 - ответственность за нарушение требований ГОСов.

Закон об образовании необходимо согласовать с разрабатываемым Законом «О государственных минимальных социальных стандартах». В проекте этого Закона ст. 8 в систему государственных минимальных стандартов включает и стандарты в области образования. Согласно ст. 10 в качестве государственных минимальных социальных стандартов в области образования устанавливаются: набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета различных уровней, определяемый федеральными законами; нормы и нормативы предельной наполняемости классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными образовательными услугами, устанавливаемые Правительством России; нормы и нормативы социальной поддержки обучающихся, устанавливаемые федеральными законами; норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных высших учебных заведениях, устанавливаемый федеральными законами.

В этом дополнении и в качестве вида стандартов целесообразно было бы привести и государственные образовательные стандарты как минимальную основу объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Также было бы целесообразно ввести в Закон «Об образовании» главу о стандартах в области образования.

Еще один из важнейших стандартов - уровень обязательного образования, который должен получить каждый гражданин страны.

Как уже отмечалось, России необходимо новое качество образования с постоянным повышением образовательного уровня населения, с сохранением лучших традиций отечественного образования, достигнутых успехов в математической, проектно - конструкторской, технологической, исследовательской подготовке специалистов. Это качество требует, по мнению многих ученых, перехода в России к всеобщему высшему образованию[7].

Комментарий к статье 8

§ 1. Исходя из методологии системного подхода, ст. 8 изложена не вполне корректно, так как в числе важнейших компонентов системы не названы физические лица, непосредственно участвующие в образовательном процессе, т.е. субъекты процесса, обеспечивающегося рассматриваемой системой. Это создает определенные трудности в правоприменении указанной статьи, так как не позволяет поименовать все стороны правоотношений и детально определить события, которые повлекут за собой ответственность любой из сторон перечисленных правоотношений.

В своем настоящем изложении в ст. 8 система образования предстает «безлюдной», вещью в себе и для себя, что диссонирует с общей гуманистической направленностью Закона.

§ 2. Статья дает правовое понятие «системы образования», которая строго очерчивает состав компонентов трех ее подсистем, имеющих собственную правовую основу регулирования. В их число входят: 1) программы, государственные образовательные стандарты различных уровней и направленности, между которыми должна обеспечиваться содержательная преемственность, исключающая возможность появления тупиковых ветвей образования; 2) сеть реализующих эти программы образовательных учреждений различных организационно - правовых форм, типов и видов; 3) органы управления образованием с подведомственной инфраструктурой (оптовыми базами, учебными коллекторами, предприятиями, производящими учебно - наглядные пособия, полиграфическими участками и производствами и т.д.).

В настоящее время система образовательной инфраструктуры значительно расширила свои рамки. Так, в последние годы органы управления образованием все чаще начали выступать в числе учредителей научно - исследовательских учреждений, издательских домов, профессиональных газет и журналов, благотворительных и других фондов, способствующих улучшению социальной защиты студентов, учащихся, работников образования.

Значительно разнообразнее становится и совокупность различных образовательных программ, которые дифференцируются теперь по уровням сложности, различным специализациям (профилям) с учетом разнообразия индивидуальных образовательных запросов личности, ее интересов и склонностей.

Главным звеном в этом разнообразии образовательных программ, учебных планов образовательных учреждений различных организационно - правовых форм, типов и видов являются государственные образовательные стандарты.

§ 3. Необходимо отметить, что сложившуюся в реальной практике систему образования по-настоящему превращают в систему, а не в случайный набор учебных программ и стихийно складывавшуюся сеть образовательных учреждений, именно государственные образовательные стандарты.

Понятие «система образования» обозначает определенную целостность, упорядоченность и взаимную связь разных частей структуры такого явления, как образование.

В то же время это понятие включает и социальный компонент. Это целый комплекс общественных отношений, складывающихся в системе образования: политических, идеологических, правовых, социальных, экономических, педагогических, этических, эстетических.

Это и люди, представленные в системе образования как носители определенных социальных ролей: обучающиеся, педагоги, родители, представители органов управления образованием и другие.

Понятие «образовательная программа» дано в комментарии к ст. 9 Закона. «Систему преемственных образовательных программ» необходимо рассматривать с позиции обязательности базирования последующей программы на объеме содержания предшествующей, а также обязательности последовательного освоения содержания программ и систематического повышения уровня общего и профессионального образования обучающегося.

Строгое соблюдение принципа преемственности между общеобразовательными, профессиональными и специальными программами различных уровней обеспечивает целостность и непрерывность всей системы образования в России и отсутствие в образовательном пространстве этой системы тупиковых образовательных ветвей.

§ 4. Федеральные органы исполнительной и законодательной власти несут ответственность за периодическое уточнение один раз в десять лет государственных стандартов основного общего образования (п. 5 ст. 7 Закона).

Государственные федеральные органы управления образованием и соответствующие органы субъектов Федерации разрабатывают соответственно федеральные и национально - региональные компоненты государственных образовательных стандартов и устанавливают эквивалентность (нострификацию) документов об образовании; разрабатывают целевые программы в области образования, прогнозируют развитие сети образовательных учреждений, контролируют исполнение законодательства в области образования, государственных образовательных стандартов.

Органы управления образованием несут ответственность за реализацию государственных образовательных стандартов всеми образовательными учреждениями любых организационно - правовых форм, типов и видов на подведомственной территории Российской Федерации, обеспечивая тем самым единство образовательного пространства России.

Образовательные учреждения любых организационно - правовых форм, типов и видов несут ответственность за реализацию государственных образовательных стандартов, образовательных программ, используемых ими в учебно - воспитательном процессе.

Юридическая (правовая) ответственность любой из сторон перечисленных правоотношений наступает в случае:

1) несвоевременной разработки или утверждения государственных образовательных стандартов;

2) выявления финансовой, материально - технической, кадровой, организационно - правовой необеспеченности государственных образовательных стандартов;

3) выявления искусственного занижения государственных образовательных стандартов в разрабатываемых образовательными учреждениями любых организационно - правовых форм, типов и видов образовательных программ (при условии, что образовательное учреждение работает по государственным образовательным стандартам).

Комментарий к статье 9

§ 1. Статья дает определение уровня и направленности образовательных программ как одного из основных компонентов системы образования.

§ 2. Образовательная программа специальным образом структурирует объем предметного содержания конкретной области изучения, который соответствует определенному возрасту, особенностям развития личности и образовательному уровню обучающихся воспитанников (см. п. 3 ст. 2 Закона). По своему объему и полноте содержание программы не должно быть ниже государственного образовательного стандарта соответствующего уровня образования.

Разработку государственных стандартов и на их основе примерных общеобразовательных и профессиональных программ обеспечивают государственные органы управления образованием.

Образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, каждая из которых кроме основной может иметь и дополнительную программу.

Специфика подготовки образовательных программ для специальных образовательных учреждений регламентируется данным Законом: «Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников» (п. 2 ст. 17 Закона).

Направленность и содержание общеобразовательных программ определяется государственной политикой и принципами государственной политики в области образования (ст. 1, 2 Закона), общими требованиями к содержанию образования (ст. 14 Закона и п. 2 ст. 9 Закона). Направленность и содержание профессиональных образовательных программ, наряду с указанными выше, определяется и п. 4, 6 ст. 9 данного Закона.

Разработка, принятие, утверждение и реализация содержания образования регламентируется ст. 14 и пп. 5 и пп. 6 п. 2 ст. 32 Закона.

О требованиях к основной (обязательной) и дополнительной (необязательной) части программы см. комментарий к ст. 7 Закона.

Содержание образования - система знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие и воспитание личности, необходимое для полноценной жизнедеятельности в соответствии с объективными требованиями общественного прогресса.

Уровень образования (ценз) - минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом, и допустимая граница нижнего уровня освоения этого объема содержания. Общий подход к определению общеобразовательного уровня (ценза) сформулирован в п. 3, а профессионального - в п. 5 данной статьи Закона, а всего в России установлено шесть уровней образования (образовательных цензов) в соответствии с п. 5 ст. 27 данного Закона.

Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной либо основной профессиональной образовательной программы (см. п. 6 данной статьи) устанавливается соответствующим государственным стандартом. Последний выступает в качестве основы для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования (п. 6 ст. 7 Закона).

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников - все это устанавливается в государственных образовательных стандартах (см. ст. 7 Закона). Первые варианты временных стандартов средней общеобразовательной школы были опубликованы в «Учительской газете» (май 1993 г.), предметных журналах; продолжается совершенствование базисного учебного плана средней общеобразовательной школы.

Стандарты общего и профессионального образования разрабатываются и постоянно совершенствуются с учетом требований международно - правовых актов в области общеобразовательной и профессиональной подготовки, например, Декларации прав ребенка (1959 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.).

Первая часть основной образовательной программы - фундаментальное базисное ядро общекультурного, общегосударственного значения, обеспечивает единство образовательного пространства в стране (например, русский язык и литература, математика, химия, физика, право). Это так называемый федеральный компонент программы.

Вторая часть основной образовательной программы - это национально - региональный компонент, отражающий национальное своеобразие культуры конкретного региона.

Изучение всего объема содержания предметов, входящего в основную программу, является обязательным.

Однако по факультативным предметам могут быть созданы дополнительные программы, обычно отражающие особенности данного учебного заведения, района.

Сроки и порядок освоения основных общеобразовательных программ указаны в ст. 7, 19, а профессиональных - в ст. 20 - 25 Закона.

§ 2. Требования Закона о реализации основных общеобразовательных программ указаны в ст. 17, а о реализации профессиональных образовательных программ - в ст. 20 Закона.

Определенные настоящим Законом (п. 7 ст. 9, п. 2 ст. 10) или Типовым положением об образовательном учреждении нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях хотя прямо и не указаны в Законе, но должны распространяться и на негосударственные образовательные учреждения в соответствии с п. 6 ст. 7 Закона с учетом специфики дневного, заочного, вечернего образования и экстерната. Темпы получения последнего могут быть разными при условии, что образовательное учреждение работает по государственным образовательным стандартам.

О реализации дополнительных общеобразовательных и профессиональных программ см. ст. 26 настоящего Закона. Выпускнику любого образовательного учреждения после его государственной аккредитации вручается в соответствии с уровнем образования документ государственного образца.

У дополнительных общеобразовательных и профессиональных программ нет стандартов. Задачей этих программ, как правило, является более полное удовлетворение разнообразных образовательных запросов личности.

§ 3. В последние годы появилось значительное число учебных заведений для образования одаренных детей и молодежи. Они, наряду с основной, реализуют, как правило, дополнительные программы, которые существенно превышают требования государственных образовательных стандартов и позволяют готовить интеллектуальную элиту народов России.

Комментарий к статье 10

§ 1. Статья дает возможность личности, используя разные формы образования, освоить образовательные программы, независимо от возраста, материального положения, состояния здоровья, занятости и других обстоятельств, исходя из ее потребности в образовании.

§ 2. Форма получения образования - способ организации деятельности человека по освоению образовательных программ.

Семейное образование - организация образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения.

Самообразование - самостоятельное освоение образовательной программы.

Экстернат - аттестация лиц, самостоятельно изучающих дисциплины, согласно образовательной программе.

§ 3. Экстернат в государственных вузах регулируется Положением об экстернате в государственных высших учебных заведениях РФ, утвержденным Приказом Госкомвуза РФ от 28 октября 1993 г. N 297.

Экстерн имеет следующие права: на бесплатную аттестацию в государственных вузах в рамках получения первого высшего образования (п. 3); на аттестацию как в одном, так и в нескольких вузах (п. 6); на согласование сроков проведения текущей аттестации с вузом (п. 7); на получение любых образовательных услуг в вузе за плату (п. 18) по договору с вузом; на получение диплома государственного образца об окончании высшего учебного заведения при условии успешного прохождения текущей и итоговой аттестации (п. 24).

Право на открытие экстерната предоставляется учредителю вуза (п. 4).

§ 4. Правоотношения по поводу получения общего образования в форме экстерната могут складываться на основе рекомендательных норм Примерного положения о получении общего образования в форме экстерната, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 27 июня 1994 г. N 225.

Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам основного общего и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Аттестация может быть проведена и в негосударственных образовательных учреждениях, прошедших аккредитацию и имеющих право выдавать согласно п. 17 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» документы государственного образца.

Правоотношение по получению общего образования в форме экстерната в отличие от получения образования в семье складываются между образовательным учреждением и экстернатом. Экстерн - лицо, обучающееся в форме экстерната. Министерство считает, что в форме экстерната могут освоить программы следующие группы лиц:

1) обучающиеся в государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждениях на 2 и 3 ступенях;

2) граждане, не завершившие общего образования;

3) обучающиеся, вынужденно не посещающие образовательное учреждение;

4) граждане РФ, проживающие на территории республик СНГ;

5) другие.

Участниками правоотношений при получении образования в форме экстерната являются: ребенок, совершеннолетние граждане, не имеющие общего образования; родители (законные представители); образовательное учреждение, органы управления образованием.

Образовательное учреждение обязано:

1) установить правила ускоренного усвоения образовательных программ по отдельным предметам в порядке экстерната (п. 2.3);

2) ознакомить экстерна с порядком проведения аттестации, программами учебных курсов или учебных предметов (п. 2.5);

3) организовать консультации по учебным предметам, выдачу литературы экстернам из библиотечного фонда (п. 2.5);

4) использовать организацию предметных кабинетов для проведения лабораторных и практических работ;

5) предусмотреть в уставе порядок обучения по индивидуальному плану (п. 2.3);

6) допустить к аттестации экстерна (п. 3.2);

7) установить порядок проведения аттестации экстернов (п. 3.2);

8) перевести в следующий класс экстерна, прошедшего аттестацию, и выдать ему справку с оценками за полный курс по всем дисциплинам (п. 3.3);

9) издать приказ о создании комиссии для проведения аттестации экстернов и создать такую комиссию (п. 3.10);

10) выдать аттестат об основном общем или среднем (полном) общем образовании с пометкой «экстернат» (п. 3.12).

Права ребенка, окончившего школу 1 ступени:

1) выбрать с согласия родителей экстернатную форму образования (ст. 10 Закона РФ «Об образовании»);

2) обратиться с заявлением в образовательное учреждение для прохождения аттестации (п. 2.4);

3) получать консультации по учебным предметам, пользоваться литературой из библиотеки, предметным кабинетом для проведения лабораторных и практических работ (п. 2.5);

4) продолжить обучение в образовательном учреждении (п. 2.5);

5) ознакомиться с порядком проведения аттестации, программами учебных курсов или учебных предметов (п. 2.5);

6) пройти аттестацию (п. 3);

7) получить аттестат об основном общем и среднем (полном) общем образовании (п. 3.13) бесплатно (п. 4.1);

8) получать дополнительные платные образовательные услуги.

§ 5. Семейное образование - форма освоения ребенком общеобразовательных программ - дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (п. 1 ст. 17 Закона РФ «Об образовании»).

Минобразование РФ Приказом от 27 июня 1994 г. N 225 утвердило Примерное положение о получении образования в семье, с помощью которого органы управления образованием создают условия для реализации родителями их права выбирать формы обучения (ст. 52 Закона РФ «Об образовании»), на семейное образование.

В процессе семейного образования возникает четыре вида правоотношений: родители (законные представители) - образовательное учреждение; родители - ребенок; образовательное учреждение - ребенок; родители - педагог.

В правоотношении «родители (законные представители) - образовательное учреждение» на стороны возлагаются следующие права и обязанности.

Родители (законные представители) имеют следующие обязанности:

1) заключить договор с образовательным учреждением;

2) в договоре указать, выбрать семейную форму получения образования;

3) определить организационную форму семейного образования;

4) обеспечить освоение ребенком общеобразовательных программ;

5) подготовить ребенка к прохождению обязательной итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

Права родителей (законных представителей):

1) ознакомиться с приказом о зачислении ребенка в общеобразовательное учреждение;

2) ознакомиться с личной карточкой обучающегося;

3) получить в образовательном учреждении на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;

4) получить в образовательном учреждении методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

5) осуществить промежуточную и итоговую аттестацию ребенка;

6) получить денежные средства в размере затрат на образование ребенка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном образовательном учреждении;

7) получить компенсации, установленные государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста;

8) продолжить образование ребенка на любом этапе обучения в образовательном учреждении.

Обязанности образовательного учреждения:

1) заключить договор с родителями (лицами, их заменяющими) на организацию семейного образования;

2) предоставить родителям на время обучения детей бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке;

3) обеспечить методическую и консультативную помощь в соответствии с договором;

4) осуществлять по заявлению родителей промежуточную и итоговую аттестацию обучающегося;

5) предоставить возможность продолжить обучение в образовательном учреждении по заявлению родителей;

6) выдать детям, прошедшим итоговую аттестацию, документ государственного образца о соответствующем образовании;

7) издать приказ о приеме ребенка в образовательное учреждение;

8) завести личное дело на ребенка - карточку обучающегося;

9) выплачивать из средств учредителя денежные средства на образование.

Права образовательного учреждения:

1) расторгнуть договор при условии неосвоения обучающимся образовательных программ;

2) получать информацию от родителей детей о ходе образования в семье;

3) переводить обучающегося в следующий класс;

4) переводить ребенка в класс компенсирующего обучения;

5) оставить ребенка на повторный курс обучения.

§ 6. Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 463 утвержден перечень специальностей, получение которых в очно - заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается.

По очно - заочной (вечерней) форме к таким специальностям относятся: 0200 - гуманитарно - социальные специальности (0204 - криминалистическая экспертиза); 0400 - здравоохранение (0403 - медико - профилактическое дело, 0404 - стоматология); 0500 - культура и искусство (0506 - хореографическое искусство, 0507 - актерское искусство, 0508 - цирковое искусство, 0511 - искусство эстрады, 0512 - живопись, 0513- скульптура, 0516 - реставрация, консервация и хранение произведений искусства); 1000 - энергетика (1007 - атомные и ядерные энергетические установки); 1900 - приборостроение (1905 - биотехнические и медицинские аппараты и системы); 2400 - эксплуатация транспорта (2403 - летная эксплуатация летательных аппаратов); 2900 - строительство и архитектура (2901 - архитектура); 3100 - сельское и рыбное хозяйство (3104 - ветеринария); 3200 - окружающая среда и обеспечение жизнедеятельности (3203 - пожарная безопасность); 3400 - метрология, стандартизация и контроль качества (3405 - контроль качества металлов сварочных соединений; 3406 - дозиметрия и защита от излучения).

По заочной форме: 0200 - гуманитарно - социальные специальности (0204 - криминалистическая экспертиза); 0400 - здравоохранение; (0401 - лечебное дело; 0402 - акушерское дело; 0403 - медико - профилактическое дело; 0404 - стоматология; 0405 - стоматология ортопедическая; 0406 - фармация; 0407 - лабораторная диагностика; 0408 - сестринское дело); 0500 - культура и искусство (0501 - инструментальное исполнительство; 0502 - пение; 0503 - хоровое дирижирование; 0504 - теория музыки; 0506 - хореографическое искусство; 0507 - актерское искусство; 0508 - цирковое искусство; 0510 - театрально - декорационное искусство; 0511 - искусство эстрады; 0512 - живопись; 0513 - скульптура; 0514 - дизайн; 0515 - декоративно - прикладное искусство и народные промыслы; 0516 - реставрация, консервация и хранение произведений искусства); 1000 - энергетика (1007 - атомные и ядерные энергетические установки); 1900 - приборостроение (1902 - приборы контроля качества и диагностики; 1905 - биотехнические и медицинские аппараты и системы; 1906 - протезное производство); 2000 - электронная техника, радиотехника и связь (2707 - техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно - навигационных комплексов; 2400 - эксплуатация транспорта; эксплуатация летательных аппаратов); 2900 - строительство и архитектура (2901 - архитектура, 2906 - гидротехническое строительство); 3100 - сельское и рыбное хозяйство (3104 - ветеринария); 3200 - окружающая среда и обеспечение жизнедеятельности (3201 - охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов; 3203 - пожарная безопасность); 3400 - метрология, стандартизация и контроль качества (3405 - контроль качества металлов и сварных соединений; 3406 - дозиметрия и защита от излучений).

В форме экстерната: 0100 - естественно - научные специальности (0101 - гидрология; 0102 - метрология; 0200 - гуманитарно - социальные специальности); 0204 - криминалистическая экспертиза; 0400 - здравоохранение (0401 - лечебное дело; 0402 - акушерское дело; 0403 - медико - профилактическое дело; 0404 - стоматология; 0405 - стоматология ортопедическая; 0406 - фармация; 0407 - лабораторная диагностика; 0408 - сестринское дело); 0500 - культура и искусство (0501 - инструментальное исполнительство; 0502 - пение; 0503 - хоровое дирижирование; 0504 - теория музыки; 0505 - музыкальное искусство эстрады; 0506 - хореографическое искусство; 0507 - актерское искусство; 0508 - цирковое искусство; 0510 - театрально - декорационное искусство; 0511 - искусство эстрады; 0512 - живопись; 0513 - скульптура; 0514 - дизайн; 0515 - декоративно - прикладное искусство и народные промыслы; 0516 - реставрация, консервация и хранение произведений искусства; 0518 - социально - культурная деятельность и народное художественное творчество); 0800 - геология и разведка полезных ископаемых (0801 - геологическая съемка и поиск месторождений полезных ископаемых; 0802 - геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых; 0803 - гидрогеологическая и инженерная геология; 0804 - технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых; 0805 - испытание скважин на нефть и газ; 0806 - геология и разведка нефтяных и газовых месторождений); 0900 - разработка полезных ископаемых (0901 - маркшейдерское дело; 0902 - открытая разработка месторождений полезных ископаемых; 0903 - подземная разработка месторождений полезных ископаемых; 0905 - сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ; 0906 - эксплуатация нефтяных и газовых месторождений; 0907 - бурение нефтяных и газовых скважин; 0908 - шахтное и подземное строительство); 1000 - энергетика (1004 - электроснабжение на железнодорожном транспорте; 1005 - теплоэнергетические установки; 1007 - атомные и ядерные энергетические установки); 1700 - технологические машины и оборудование (1703 - техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей; 1704 - техническое обслуживание судовых машин и механизмов; 1705 - техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; 1706 - эксплуатация и ремонт подъемно - транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования; 1707 - техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог; 1714 - техническое обслуживание газодинамических импульсных устройств); 1800 - электроника (1807 - эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики на морском транспорте); 1900 - приборостроение (1902 - приборы контроля качества и диагностики; 1905 - биотехнические и медицинские аппараты и системы; 1906 - протезное производство; 1907 - ортопедическая и реабилитационная техника); 2000 - электронная техника, радиотехника и связь (2007 - техническая эксплуатация электрифицированных пилотажно - навигационных комплексов; 2009 - средства связи с подвижными объектами; 2010 - техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования, по видам транспорта; 2011 - эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов; 2012 - устройство идентификации и генерации радиосигналов); 2100 - автоматика и управление (2103 - автоматика, телемеханика и управление на транспорте по видам транспорта); 2400 - эксплуатация транспорта (2401 - организация перевозок и управление движением на транспорте по видам транспорта; 2402 - управление движением воздушного транспорта; 2403 - летная эксплуатация летательных аппаратов; 2404 - обслуживание летательных аппаратов горюче - смазочными материалами; 2405 - морское судовождение; 2406 - судовождение и эксплуатация технического флота; 2407 - судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании; 2408 - эксплуатация внутренних водных путей; 2409 - эксплуатация транспортных энергетических установок по видам транспорта); 2500 - химическая технология органических веществ и высокомолекулярных соединений (2502 - химическая технология неорганических веществ; 2503 - электрохимическое производство; 2504 - коксохимическое производство; 2505 - переработка нефти и газа; 2506 - производство изделий и покрытий из полимерных материалов; 2507 - технология кинофотоматериалов и магнитных носителей; 2508 - производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий; 2509 - биохимическое производство; 2510 - переработка вторичного сырья; 2511 - технология высокомолекулярных соединений и устройств; 2512 - технология пиротехнических составов и изделий; 2513 - технология разделения изотопов и вакуумная техника; 2514 - аналитический контроль качества химических соединений); 2800 - технология товаров широкого потребления (2806 - химическая технология отделочного производства; 2807 - колорирование и художественное оформление изделий легкой промышленности); 2900 - строительство и архитектура (2901 - архитектура; 2902 - строительство и эксплуатация зданий и сооружений; 2903 - строительство и эксплуатация городских путей сообщения; 2904 - строительство железных дорог, путей и путевое хозяйство; 2905 - строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов; 2906 - гидротехническое строительство; 2907 - строительство тоннелей, метрополитенов и других подземных сооружений; 2908 - строительство мостов и других искусственных сооружений; 2909 - производство строительных изделий и конструкций; 2910 - изготовление металлических конструкций; 2911 - монтаж промышленного оборудования; 2912 - водоснабжение и водоотведение; 2913 - монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования предприятий и гражданских зданий; 2914 - монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств и вентиляции; 2915 - монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения); 3000 - геодезия и картография (3005 - аэрофотосъемка); 3100 - сельское и рыбное хозяйство (3104 - ветеринария); 3200 - окружающая среда и обеспечение жизнедеятельности (3201 - охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов; 3202 - мелиорация и охрана земель; 3203 - пожарная безопасность); 3400 - метрология, стандартизация и контроль за качеством (3405 - контроль качества металлов и сварных соединений; 3406 - дозиметрия и защита от излучений).

Наши рекомендации