Э т а п ы п р о ц е с с а у с в о е н и я
1этап - МОТИВАЦИОНРНЫЙ - связан с использованием проблемных ситуаций. Деятельность преподавателя на этом этапе состоит в постановке предварительно разработанных задач (проблем). С этой целью он может использовать беседу, рассказ, демонстрацию опыта и другие формы (методы) обучения. После принятия учащимися предложенной проблемы преподаватель должен руководить поиском решения, который осуществляют учащиеся. Обычно это реализуется с помощью беседы.
2 этап - предварительное ОЗНАКОМЛЕНИЕ с деятельностью и входящими в нее знаниями - могут быть использованы те же формы (методы), что и на предыдущем этапе : объяснение, беседа, демонстрация. При объяснении преподаватель сам выделяет существенные связи и отношения, которые подлежат усвоению, показывает, как их использовать при решении задач, предоставляет учащимся модель деятельности, которую намеревается у них сформировать. Если используется беседа, то все обозначенное реализуется при участии обучаемых. Демонстрации используются в тех случаях, когда необходимо проведение опыта или другой формы наглядного представления явлений.
3 этап - МАТЕРИАЛЬНЫХ и МАТЕРИАЛИЗОВАННЫХ действий - обучаемые сами должны выполнить формируемую деятельность. Наиболее адекватны для этого практические занятия. Для того, чтобы стимулировать проговаривание выполняемых действий и тем самым готовить учащихся к следующему этапу, весьма эффективно использовать формы работы парами сменного состава и небольшими группами. При этом функции обучаемых следует распределить так, чтобы они поочередно выполняли то контрольную, то ориентировочно-исполнительскую часть формируемой деятельности. Это требует составления специальных параллельных заданий для каждой пары, предусматривающих указанные части деятельности.
4 этап - ВНЕШНЕЙ РЕЧИ - работа парами (малыми группами) необходима на этом этапе, так как здесь требуется рассуждение вслух, решение задач должно уже идти без опоры на материальные предметы или их заменяющие материализованные объекты..... на внешнеречевом этапе ученик должен решать задачи, рассуждая вслух, доказывая правильность пути другому человеку... для того, чтобы побудить учащихся рассуждать вслух, доказывать правильность своих действий другому, полезно организовать работу учащихся парами (сменными парами). Один ученик выполняет задание, а другой следит, все ли он делает правильно, а потом они меняются ролями.
5 этап - выполнение действий во ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ про себя (внутреннее проговаривание) - это чисто индивидуальная работа, без опоры на схемы и модели, без рассуждения вслух.
6 этап - УМСТВЕННЫХ действий - творческого применения - учащийся успешно выполняет формируемый прием про себя, в уме, правильно используя и те знания, которые он усвоил с помощью этого приема и усвоенные ранее.
Умственная форма действий является заключительной на пути преобразования действия из внешнего плана во внутренний.
Инклюзивное (включеное) образование
Саламанкская декларация (300 участников 1994 год – ООН)
8 принципов инклюзивного образования:
1. Самоценность всех людей на Земле.
2. Чувства и разум имеют все люди, только выражены они в разной степени.
3. Общение – основная роскошь данная людям.
4. Необходимость в друг друге.
5. Взаимодействие – (добавил бы продуктивное взаимодействие).
6. Ровесники должны иметь возможность общаться друг с другом.
7. Достижения прогресса должны быть доступны и должны приносить пользу всем людям.
8. Мы разные, а значит лучше можем узнать жизнь.
2006 год – конвенция ООН «О правах инвалидов» (Россия присоединилась в 2008)
В России в 1992 году был принят документ «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Формы девиантного поведения:
1. противоправное
2. аддиктивное (наркотики, табак, алкоголь и пр.)
3. суициидальное
4. отклонения в сексуальном поведении
Марковская средняя школа (Пермский край, Чайковский район)
Современные образовательные технологии | 2.13 | 2.14 | 2.15 |
I ступень % педагогов, использующих технологии | II ступень % педагогов, использующих технологии | III ступень % педагогов, использующих технологии | |
Информационно-коммуникационные | |||
Обучение в сотрудничестве | |||
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и др. видов обучающих игр | |||
Технологии развивающего обучения: Технология Л.А. Занкова | |||
Проблемное обучение | |||
Исследовательские методы в обучении | |||
Проектные методы обучения | |||
Технология блочно-модульного обучения | |||
Коллективный способ обучения | |||
Технология развития «критического мышления» | |||
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) | |||
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуры (Е.И. Пассов) | |||
Технология дифференцированного обучения | |||
Образовательная картография |