Исправьте нарушения в сочетаемости слов. Определите, какие словосочетания закрепились в языке.
Повысить подготовку специалистов; повысить выпуск машин; высокая глубина знаний; памятный сувенир; экспонат выставки; народная демократия; патриот своей родины; народный фольклор; монументальный памятник; период времени; реальная действительность.
8. Логичность характеризует речь со стороны ее содержания. Условия логичности могут быть экстралингвистические (внеструктурные) и структурные (собственно лингвистические). Какие условия нарушены в следующих высказываниях?
1. Восстанием была охвачена вся страна. Только южная часть продолжала мирно трудиться. 2. Для иностранцев Лаос с населением 4,5 миллиона человек - столь же непонятная умом страна, как и Россия с ее вечным аршином. 3. Дискредитация социализма - его первостепенная задача. Грабеж страны и народа - вторая. И обе эти задачи по-прежнему являются первостепенными... 4. Самостоятельно, на собственных ногах идет на выборы... Фронт национального спасении. Будем надеяться, что переживший неоднократные расколы ФНС станет если не фронтом, то хотя бы одним из углов размытой оппозиции.
Сравните ответы учащихся на один и тот же вопрос. Проанализируйте речь учащихся с позиции коммуникативных качеств, помня, что в научном стиле главными достоинствами являются подчеркнутая логичность, терминологическая точность.
1- й ученик. У предков современных кротов передние и задние конечности были развиты одинаково. Но лучше других рыли ходы и норы те кроты, у которых лапки были шире, но короче. Такие кроты быстро разгребали землю и быстро находили пищу, всяких там насекомых, червей. Кроме того, они детям передавали по наследству эти способности. У них могли появиться сильные когти. Эти кроты еще лучше, быстрее рьли норы, их больше выживало, потому что они были более приспособлены к условиям. Эти когти оказались полезными и закрепились в процессе естественного отбора.
2-й ученик. Особенности строения передней конечности крота связаны с рытьем ходов в земле. Но это соответствие строения конечности ее функции развивалось постепенно. Предки кротов не имели конечностей роющего типа. Но среди них могли родиться кроты с более короткими, но широкими кистями передних конечностей. Эти кроты получали преимущество в питании и защите от врагов, так как могли быстрее рыть норы и ходы в почве. Возможно, у потомков этих кротов на более сильных конечностях могли появиться мощные когти также в результате изменчивости, которые могли передаваться по наследству. А так как эти приспособления оказались полезными в условиях почвенной среды, то они совершенствовались в результате естественного отбора. Так, по-моему, проходил процесс превращения обычной бегательной конечности в роющую.
10. Сравните два текста. Какими коммуникативными качествами обладает речь каждого учителя?
Текст 1. Одна из правдоподобных моделей атома похожа на Солнечную систему, и ее так и называют - «планетарная модель». В центре планетарной модели - ядро, массивный шар, в котором сосредоточена почти вся масса. Вокруг ядра вращаются маленькие и легкие шарики - электроны, чем-то напоминающие планеты, вращающиеся вокруг Солнца. Но помним, что эта модель - упрощенное представление об атоме. Она похожа на настоящий атом, наверное, не больше, чем игрушечный самолет на настоящий.
Текст 2. В конце ХIХ - начале ХХ века Россия часто походила на огромный корабль, плывущий не по вале стоявшей у штурвала команды, а в соответствии со случайными и непредсказуемыми течениями, определявшими и менявшими курс, был потерян ориентир в будущем, исторические цели, и в результате - мощная иерархическая машина работала часто на холостом ходу. Уже к концу прошлого веха отчетливо проступили признаки того, что принято называть кризисом власти.