Ключи и процедура подсчета тестовых баллов 5 страница

4. Составьте сценарий кризисной помощи жертве насилия, выбрав одну из известных вам форм (на примере конкретной ситуации).

5. Проведите скрининг-анализ типологии жестокости со сто­роны учителей или родителей подростков.

Литература

Беличева С.А. Превентивная психология. М., 1993.

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

Дети и насилие: Материалы Всероссийской научно-практи­ческой конференции / Под ред. М.Н. Лазутовой. Екатеринбург, 1996.

Оказание медико-психологической и правовой помощи де­тям и подросткам, пострадавшим от насилия: Метод, рекоменд., Руководитель авт. кол-ва В.А. Шелкова. Ярославль, 1996.

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1988.

Раздел IV

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ

Глава 1

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГА

1.1. ЧТО ТАКОЕ «ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ»?

«Воспитание родителей» — международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Исследования проблем семьи и семейного воспи­тания показывают, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и рекомендации нуж­ны не только родителям детей «группы риска» или про­блемным семьям. Они необходимы каждой семье на опреде­ленном этапе ее развития в силу внутренних потребностей и растущих требований общества к семье как социальному институту.

Анализ содержания «воспитание родителей»позволяет сде­лать вывод о том, что оно учитывает тесную связь развития ребенка с благополучием, внутренней атмосферой и обра­зом жизни семьи, а не только с определенными методами воспитания детей и формирования их поведения. В понятие «воспитание родителей» входят вопросы влияния семьи на формирование личности ребенка и его развитие в целом, а также вопросы отношения семьи к обществу и культуре. В конечном итоге речь идет о праве ребенка на таких родите­лей, которые способны обеспечить ему разностороннее раз­витие и благополучие. В таком виде воспитание родителей составляет часть социальной политики современного обще­ства. Понятие «семейное воспитание» шире термина «воспи­тание родителей», так как оно означает накопление и осво­ение необходимых знаний и навыков всеми членами семьи, а не только родителями. Объектом семейного воспитания помимо родителей могут быть дети и молодожены.

Следовательно, воспитание родителей — это прежде всего накопление знаний и навыков по выполнению родительских функций и воспитанию детей. Воспитание родителей следует рассматривать отдельно от семейной психотерапии и семей­ной консультации по вопросам семьи и брака, которые яв­ляются специфическими формами работы, ориентированны­ми на личность и взаимодействия между людьми (табл. 14). Воспитание родителей в большей степени — просветительс­кая работа, обращенная к сознанию человека*.

* Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993. С. 14.

Таблица 14

Содержание и сфера употребления термина «воспитание родителей»

В понятие «воспитание родителей» входит В понятие «воспитание родителей» не входит
Усвоение знаний и навыков по уходу за детьми и их воспитанию. Приобретение знаний о нормальном развитии ребенка и необходимых на­выков. Деятельность, опирающаяся на убеж­дения, что определенные знания помо­гут людям стать хорошими родителями и что эти знания можно усвоить. Ориентация на поставленные задачи Психотерапия для родителей. Консультации по вопросам брака и семьи или семейная терапия. Помощь родителям в их освобождении от комплексов. Ориентация на рассмотрение проблем взаимоотношений между людьми

При этом под функциямивоспитания детей подразумева­ется создание определенных взаимоотношений между роди­телями и детьми, а также их предпосылок, т. е. определен­ного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Функция всесторонней помощи в развитии ребенка означа­ет создание таких условий, при которых его физиологичес­кие, эмоциональные и интеллектуальные потребности бу­дут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне.

Цельювоспитания родителей является создание таких перспектив, в которых они нуждаются как воспитатели. Вос­питание родителей должно прежде всего помочь им приоб­рести уверенность и решительность, увидеть свои возмож­ности и почувствовать ответственность за своих детей.

В разных концепциях воспитания родителей ставятся раз­ные задачи.В одних внимание родителей сосредоточено на руководстве поведением ребенка, в других — на его интеллектуальном развитии, в третьих — на развитии личности и социальной компетентности.

Общим для всех программ по воспитанию родителей яв­ляется стремление расширить самостоятельность при реше­нии ими разных задач во взаимоотношениях с разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях.

Задачивоспитания родителей можно классифицировать, исходя из особенностей каждого из периодов развития ре­бенка и круга тех проблем, которые он должен решать на каждом этапе самостоятельно.

Необходимость работы по воспитанию родителей осно­вывается, во-первых, на потребности родителей в поддерж­ке, во-вторых, на потребности самого ребенка в образован­ных родителях, в-третьих, на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальны­ми проблемами общества.

Следовательно, необходимость воспитания родителей мож­но обосновать либо ссылкой на благополучие ребенка и се­мьи в целом, либо подчеркивая общественную значимость данной проблемы. Воспитание родителей в границах прав се­мьи на самоопределение и на основе соблюдения принципа добровольности является здоровой социальной функцией.

1.2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Воспитание родителей всегда опирается на систему цен­ностей (религиозные, социальные, эстетические, нравствен­ные и др.). В нем всегда проявляются образ мышления и уровень культуры данного общества и учитываются потреб­ности самих родителей. Эти положения находят отражения в разнообразных концепциях и модели воспитания родителей,наиболее распространенными из которых являются следую­щие: с упором на терминологию и теорию — индивидуали­стические и общественно направленные, с упором на тер­минологию и теорию и с акцентом на проблемы родителей и практику семейного воспитания. Рассмотрим некоторые из этих теорий.

Адлеровская модель(А. Адлер). Это направление воспита­ния родителей основывается на сознательном и целенаправ­ленном изменении поведения родителей, которое определя­ется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. Чувство единения, возникающее при этом, делает человека способным к сотрудничеству с другими людьми, т.е фор­мирует социальный характер. Поскольку развитие личности и определяется социальными мотивами, а человек — суще­ство, социальное по своей природе, для него важно чувство принадлежности к определенной группе. По теории А. Адле­ра, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоот­ношения в семье являются главным фактором развития лич­ности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают куль­туру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои иде­алы, цели жизни, систему ценностей и учится жить.

Основными понятиями адлеровского воспитания роди­телей являются «равенство», «сотрудничество» и «естествен­ные результаты». С ними связаны и ведущие принципы вос­питания: отказ борьбы за власть и учет потребностей ребен­ка. По данной модели помощь родителям должна носить воспитательный характер. Нужно научить их уважать уни­кальность, индивидуальность и неприкосновенность лич­ности ребенка с самого раннего детства. Необходимо помочь каждому из родителей понять детей, войти в их образ мыш­ления, научиться разбираться в мотивах их поступков, раз­вивать свои методы воспитания и развития личности. Есте­ственные логические рассуждения, используемые в ходе воспитания, позволяют ребенку на практике осознать свое поведение или прочувствовать на деле результаты своих дей­ствий. Это способствует гармонизации отношений в семье и быстрому осознанию ребенком недостатков собственного поведения.

Учебно-теоретическая модель(Б. Скиннер). В основе мо­дели лежат результаты экспериментальных исследований, с помощью которых была сделана попытка определить, ка­ким образом установки на поведение родителей влияют на ребенка. Это направление основано на общей теории бихе­виоризма. В рассматриваемой модели подчеркивается, что поведение родителей и их детей можно изменить методом переучивания или научения. Воспитание родителей состоит в их обучении быстрым техникам поведения. Поведение ро­дителей меняется по мере осмысления ими своих и детских поступков, их мотивов. Они постепенно овладевают умени­ями регулирования поведения.

Способами формирования поведения являются положи­тельное подкрепление (поощрение), отрицательное подкреп­ление (наказание) и отсутствие подкрепления (нулевое внимание). Родители играют роль «агентов» социального окру­жения, которые регулируют поведение ребенка с помощью указанных выше средств. В ходе обучения родители обеспе­чиваются научными сведениями о регуляции поведения, знакомятся со специальной терминологией, помогающей описывать эти процессы. Родителей учат разбираться в ре­акциях ребенка и формировать их раздражители. Навыки диагностики поведения входят во все программы учебно-теоретического направления. Целью программ данного на­правления является обучение родителей наблюдению и из­мерению поведения и практическое применение принципов теории социального научения в изменении поведения в до­машних условиях.

Модель чувственной коммуникации(Т. Гордон). Модель базируется на феноменологической теории личности Карла Роджерса и практике клиентоцентрированной терапии, це­лью которой является создание условий для самовыраже­ния личности. Это достигается сглаживанием разницы меж­ду «Я-идеальным» и «Я-реальным» при определенных пси­хологических обстоятельствах. Если каждому человеку свойственны две главные потребности: позитивного отно­шения других и самоуважения, то условием здорового раз­вития ребенка является отсутствие противоречия между пред­ставлением о том, как к нему относятся другие «Я-идеальное» и действительным уровнем любви «Я-реальным». Изменить поведение человека можно, лишь поняв и при­няв его чувства. Тем самым психотерапевт помогает клиенту освободить свои чувства и осознать свое поведение и пред­принять конкретные шаги по его изменению.

В семейном воспитании модель чувственной коммуника­ции означает диалогичность общения, его открытость, рас­крепощенность чувств, их искренность. От развития чув­ственных коммуникаций к самовыражению каждого члена семьи стремится данная модель воспитания родителей. Ро­дители, овладевающие данной моделью, должны усвоить три основных умения: 1) активного слушания; 2) доступ­ного для ребенка выражения собственных чувств; 3) прак­тического использования принципа «оба правы» в семей­ном общении.

С названными навыками связано и умение поставить, правильно сформулировать проблему и найти ее адресата. Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответ­ственность за поиск их решения на самого ребенка

Модель, основанная на транзактном анализе(М Джеймс, Д. Джонгард). Согласно теории транзактного анализа Э. Бер­на личность каждого индивидуума определяется фактора­ми, которые можно назвать состояниями «Я». Это способ восприятия действительности, анализе получаемой инфор­мации и реагирования индивидуума на действительность. Человек может это делать по-разному: по-детски, по-взрос­лому, по-родительски.

«Ребенок» в личности — это спонтанность, творчество, интуиция. С этим началом связаны биологические потреб­ности и основные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, поскольку в ней представлено все самое естественное в человеке.

«Взрослый» в личности действует последовательно. Свой­ствами этого начала, этой части человеческой личности яв­ляются систематические наблюдения, объективность, следо­вание законам логики, рациональность. В развитии личности с областью «взрослый» связано все сознательное. Оно начи­нается с развития сенсорно-моторного уровня восприятия и достигает формального, абстрактно-логического мышления.

Положение «родителя» в личности включает в себя при­обретенные нормы поведения, привычки и ценности. Пове­дение авторитетных людей в социальном окружении учит личность определенным нормам и способам поведения че­рез «родительскую» часть. Родительское программирование во многом предопределяет, согласно Берну, судьбу ребенка. Оно осуществляется прежде всего через трансакции — еди­ницы общения, которые могут быть дополнительными, т.е. способствующими взаимопониманию, пересекающимися, вызывающими конфликты и напряжение, и скрытыми, при которых информация в ходе общения искажается.

Основная задача воспитания родителей — научить чле­нов семьи взаимным компромиссам и умению их использо­вать в других социальных сферах. Для этого они должны овладеть терминологией транзактного анализа при рассмот­рении своего поведения и взаимоотношений в семье, на­учиться определять характер потребностей и запросов ре­бенка и устанавливать с ним адекватные коммуникации. Это необходимо потому, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении отношений между родителями и ребенком.

Модель групповой терапии(X Джинот) В основе модели лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка. Модель носит сугубо практический характер и сосредоточена на рас­смотрении проблемных ситуаций.

Воспитание родителей, по Джиноту, осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Целью групповой терапии является достижение позитив­ных изменений в структуре личности родителей (для людей с эмоциональными нарушениями, не умеющими справлять­ся с проблемами отношений детей и родителей). Групповые консультации должны помочь родителям справиться с про­блемами, возникающими при воспитании детей. Во время консультации родителям помогают избавиться от чувства вины, показывая аналогичные переживания в других семь­ях, родители делятся переживаниями, опытом, рассказыва­ют друг другу о трудностях. Постепенно они начинают бо­лее объективно смотреть на проблемы своей семьи. Инст­руктаж родителей также происходит в группе и напоминает групповую консультацию.

Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни(И.В. Гребенников). В 70—80-е годы под ру­ководством И.В. Гребенникова была разработана и мето­дически оснащена программа педагогического просвещения родителей, которая исходила из предположения о том, что значительная часть недостатков и просчетов в семейном вос­питании и семейных отношениях связана с психолого-педа­гогической неграмотностью родителей. Разработка программ такого просвещения, ориентированных на особенности вос­питания детей разного возраста, специфику семей и семей­ных проблем, а также деятельная подготовка педагогов школ и дошкольных учреждений к их реализации, выпуск спе­циальных справочников, энциклопедий семейной жизни и семейного воспитания значительно активизировал внима­ние к проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специаль­ный школьный предмет «Этика и психология семейной жизни», подготовка кадров к его преподаванию. Главной проблемой реализации модели в ее психологических аспек­тах было отсутствие в учреждениях образования практичес­ких психологов и неспособности педагогов разрешать пси­хологические проблемы семьи и семейного воспитания.

1.3. ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Анализ потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке

В отечественной психологии и педагогике наиболее попу­лярен информационно-просветительский подход обучения родителей, ориентированный на возрастную и педагогичес­кую психологию. Однако ее основной недостаток — аноним­ный характер просвещения родителей. Любая работа с роди­телями более эффективна, если ориентирована на потребно­сти конкретных родителей или групп семей. В то же время практический психолог рискует заблудиться в многочислен­ных личностных проблемах родителей. Комплексные психо­диагностические исследования требуют серьезного практиче­ского опыта анализа и интерпретации полученных данных и длительного времени. Сократить время на исследование, учесть потребности каждой семьи, сориентировать их на оп­ределенный возрастной подход, опыт семейного воспита­ния и его недостатки помогают спецпрактикумы.

Практикум по диагностике потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке

Целевая установка: выяснить, какие имеются до­стижения в семейном воспитании; выяснить, в какой по­мощи нуждаются родители.

Алгоритм проведения:

1. Сообщение целевой установки.

2. Деление родителей-участников на микрогруппы.

3. Консультации по заполнению диагностических анкет.

4. Заполнение анкет каждым играющим, работа аналити­ков групп.

5. Ознакомление групп с итогами диагностирования.

Послеигровая деятельность:

1. Составление общей диагностики системы.

2. Планирование работы психологической службы школы на основе диагностирования.

3. Проведение педконсилиумов на основании диагностики.

Ф.И.О. ученика

Анкета родителя

ФИО ученика_________________________ класс _______________

1. Что в характере вашего ребенка вас радует, вызывает удовлетворенность (подчеркните соответствующее):

A. 1) хорошие способности к учению,

2) хорошая работоспособность на уроке,

3) хорошие память, внимание,

Б. 4) сильная воля, уверенность в себе,

5) дисциплинированность, вежливость, послушание,

6) умение быть всегда в хорошем настроении,

7) доброта, чуткость, внимательность к людям,

8) умение находить общий язык с учителями, свер­стниками, родителями.

B. 9) умение вести себя в обществе,

10) отсутствие мстительности, злопамятности,

11) умение трудиться, трудолюбие,

12) скромность.

2. Что в характере вашего ребенка вас огорчает, в чем ему необходима помощь (подчеркните соответствующее):

A. 1) слабые способности к учению,

2) низкая работоспособность на уроке,

3) плохие память, внимание,

Б. 4) недисциплинированность, грубость, непослушание,

5) слабая воля, неуверенность в себе,

6) неумение держать хорошее настроение,

7) озлобленность, жестокость, невнимание к людям,

8) неумение находить общий язык с учителями, свер­стниками, родителями,

B. 9) неумение вести себя в обществе,

10) злопамятность, мстительность,

11) неумение трудиться,

12) излишняя скромность.

После заполнения диагностических анкет составляется об­щая диагностическая карта, где зафиксировано количество проблем, вызывающих затруднения родителей (табл. 15).

Диагностическая карта родителей

Таблица 15

№ п/п Ф.И.О. Номер проблемы Ключевые проблемы (расшифровка)
Общие сведения по классу Блок «А» 1 2 3 Блок «Б»   4 5 6 7 8 Блок «В»   9 10 11 12    
    16 10 10 12 9 3 2 10 4 3 10 2 А— 1,2,3 Б-4, 5, 8, 9 В— 10, 11,12

Приведенные в таблице 15 общие данные по классу сви­детельствуют о том, что родители учащихся больше всего затрудняются в развитии познавательных и волевых про­цессов и навыков общения. Получив эти данные, вы смо­жете составить программу психологического семинара и груп­повых консультаций для родителей. Причем есть возмож­ность привлечь помощников из числа самих родителей, которые заявили в своих анкетах об имеющемся положи­тельном опыте воспитания тех или иных качеств. Желатель­но, чтобы данные подтвердились и учителями начальных классов, и классными руководителями. С итогами диагнос­тирования следует ознакомить совет школы (родительский комитет).

Часто к школьному психологу обращаются классные ру­ководители, члены психолого-педагогического консилиу­ма, родительский актив, испытывающие трудности в изу­чении семей, составлении их характеристик, особенно если это связно с «проблемными» семьями. В таких случаях мож­но использовать примерную аналитическую схему.

Наши рекомендации