Проблема раннего вмешательства в развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Одна из основных задачорганизации коррекционнойпомощи детям с интеллектуальной недостаточностью является создание системы раннего выявления и ранней комплексной помощи семьям, имеющим детей с проблемами в развитии -службы раннего вмешательства.
При условии грамотной организации эффективной ранней помощи можно предупредить проявления вторичных отклонений в развитии и обеспечить возможность включения ребенка в образовательный процесс, включение ребенка в общество (Выготский Л.С.).
Основные функции службы раннего вмешательства состоят в следующем:
1. изменение временных границ начала оказания специальной коррекционно-развивающей помощи (от первых месяцев жизни).
2. максимально ранняя диагностика нарушений развития у детей. Диагностика отклонений в развитии детей должна носить комплексный характер, иначе снижается эффективность дальнейшего коррекционного воздействия.
3. сокращение интервала между моментом определения характера проблем, имеющихся у ребенка, и началом целенаправленной коррекционной помощи.
4. обязательное включение родителей (или лиц их заменяющих) в коррекционный процесс. Задача состоит в том, чтобы помочь родителям изменить в благоприятную сторону условия, в которых живет их ребенок.
5. разработка необходимых коррекционно-развивающих программ, использование специфических приемов, методов и средств коррекционного воздействия.
Помимо коррекционных мероприятий осуществление ранней коррекционной помощи предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК, массаж, водные процедуры, общеразвивающие и музыкальные занятия, уход, закаливание, организацию правильного режима дня.
Ранняя педагогическая работа в учреждениях службы раннего вмешательства должна быть направлена на развитие у детей способности ориентироваться в окружающем, на коррекцию и профилактику отклонений в развитии, связанных со структурой дефекта и влиянием депривационных факторов риска.
Содержание работы может изменяться в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития, структуры нарушения.
5. Психолого-медико-педагогическая консультационная служба: структура, функции.
Психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК) создаются как постоянно действующий орган осуществления квалифицированной помощи детям и профилактической работы с родителями и педагогами.
Задачи ПМПК:
1. Выявление детей, нуждающихся в специальной медико-психолого-педагогической помощи.
2. Изучение и диагностика особенностей психофизического развития детей.
3. Дифференцированный отбор детей в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) и дошкольные учреждения специального назначения системы образования, в
учреждения социального обеспечения, а также в учебно-профилактические учреждения в соответствии с положением по приему в эти учреждения.
4. Решение вопросов перевода детей из одного типа детских учреждений в другой или на индивидуальное обучение.
5. Коррекционная и реабилитационная работа с детьми с учетом их индивидуальных, половых и возрастных особенностей.
6. Выявление диагностически сложных случаев и решение диагностических задач на основе обучения детей в диагностических группах.
7. Оказание научно-методической помощи семьям, имеющим детей с проблемами в развитии, детским школьным и дошкольным учреждениям, в которых они обучаются, а также осуществление консультации.
Структура ПМПК:
1. Информационно-научно-методический отдел. Собирает и систематизирует различную информацию о детях с проблемами развития.
2. Клинический отдел
Устанавливает характер отклонений, приведших к нарушениям в психофизическом развитии ребенка. Осуществляет проведение педиатрического, генетического, иммунологического, неврологического, психиатрического обследования ребенка.
3. Психологический отдел
Данному подразделению принадлежит ведущая роль в ПМПК, так как здесь осуществляется обобщение всех сведений о ребенке, накопленных различными специалистами, выявляются индивидуально-психологические особенности ребенка, и дается заключение, на основании которого ребенок направляется в тот или иной тип педагогического или лечебного учреждения. В функции этого отдела входят выявление индивидуальных особенностей психофизической сферы ребенка с определением первичных и вторичных отклонений и их причин; разработка рекомендаций по направлению детей в определенный тип детского учреждения или в диагностические группы и классы; консультирование родителей и педагогов.
4. Педагогический отдел
Проводит педагогическое изучение ребенка, как в условиях его индивидуального обследования, так и в условиях его обучения в диагностических группах или классах. Такие группы или классы организуются при ПМПК по мере необходимости (Диагностические группы сроком от 2 недель до 1 месяца. Диагностические классы сроком от полугода до 1 года).
Основные функции подразделения:
а) выявление объема и уровня знаний, умения и навыков ребенка, особенностей усвоения программного материала;
б) выявление поведенческих реакций ребенка и их отклонений;
г) проведение системного изучения ребенка в диагностических группах и классах;
д) разработка рекомендаций по коррекции отклонений в развитии (совместно с психологом) и конкретных методик для индивидуальной работы с ребенком;
е) пробное обучение в диагностических группах;
ж) обучение в диагностических классах;
з) работа с родителями, их консультирование;
и) консультативная помощь учреждениям, в которые определен ребенок для обучения.
5. Отдел социальной поддержки изучает обстановку и условия жизни детей в семье;оказывает социальную и правовую помощь ребенку и его семье;