Примерные задания для оценки освоения МДК 03.04.
1. Охарактеризовать современные требования к организации предметно-развивающей среды для развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать предложенный фотоматериал и оценить условия, созданные для организации самостоятельной математической деятельности детей. Определить задачи математических игротек.
3. Ознакомиться с современными методическими рекомендациями по созданию развивающей среды и предложить подбор игрового материала для оснащения математической игротеки. Обосновать основные требования к организации игротек.
4. Раскрыть приёмы руководства самостоятельной математической деятельностью детей в условиях игротеки.
5. Оценить ответы детей в предложенной профессиональной ситуационной задаче (Тема «Освоение детьми количественного счёта»). Проанализировать типичные ошибки детей и их причины.
6. Опираясь на основную общеобразовательную программу «От рождения до школы», определить задачи работы по развитию числовых представлений у детей дошкольного возраста.
7. Предложить способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в овладении количественным счётом. Привести примеры математических игр.
8. Опираясь на учебно-методическое пособие, отобрать упражнения с рабочими листами (2 – 3 примера), направленные на развитие числовых представлений у детей дошкольного возраста. Оценить содержание и эффективность данного дидактического средства.
9. Охарактеризовать методику работы по освоению детьми старшего дошкольного возраста математических игр на плоскостное моделирование: обосновать систему работы по освоению детьми игр; определите цель и содержание на каждом этапе.
10.Продемонстрировать приёмы руководства игрой на плоскостное моделирование, подобрав необходимый наглядный материал. Определить, какие трудности может испытывать ребёнок в процессе математической игровой деятельности.
11.Предложить способы педагогической поддержки ребёнка в математической деятельности, способствующие проявлению познавательной активности.
12. Разработать полный развёрнутый интегрированный конспект НОД по математическому развитию детей (возрастная группа – по выбору студента), включив в структуру НОД проблемно-игровые ситуации, математические игры, литературный математический материал.
13.Осуществить самоанализ составленного конспекта занятия, оценив эффективность дидактических средств и целесообразность используемых в процессе занятия методов обучения.
14.Компетентность педагога в логико-математическом развитии ребёнка. Охарактеризовать основные положения.
15. Спроектировать подготовку и организацию математического вечера развлечений. Составить сценарий, определив форму проведения (вечер досуга, конкурс смекалистых, математический КВН), цель, предварительную работу, структуру, содержание.
16. Определить, какие виды занимательного математического материала целесообразно использовать в процессе проведения математического вечера развлечений. Обосновать свой выбор.
17.Осуществить самоанализ составленного математического вечера развлечений и оценить компоненты мероприятия: целевой, организационный, содержательный и результативный.
Литература.
1. Математика – это интересно: Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. / Авт.-сост. З.А.Михайлова, И.Н. Чеплашкина. – СПб., 2015.
2. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб., 2008.
3. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
4. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
5. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. – СПб., 2010.
Критерии оценки выполнения студентами кейс-заданий.
«Отлично» - студент правильно и точно определяет задачи обучения, воспитания и развития дошкольника в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования. Рационально отбирает методы и средства организации разных видов математической деятельности. Адекватно оценивает эффективность использования методов и средств организации деятельности детей; демонстрирует рациональность их использования. Владеет способами коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими трудности в обучении.
«Хорошо» - студент допускает неточности при формулировке задач обучения, воспитания и развития дошкольника. Допускает отдельные ошибки при отборе методов и средств организации математической деятельности детей, а также, при их использовании. Допускает неточности при определении способов коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими трудности в обучении и при осуществлении самоанализа проведения планируемых форм работы.
«Удовлетворительно» - студент формулирует цели и задачи обучения, воспитания и развития ребёнка, а также, осуществляет отбор методов и средств организации математической деятельности детей с помощью преподавателя. Допускает ошибки при использовании методов и средств, необходимых для организации разных видов математической деятельности, которые свидетельствуют о разрозненности знаний методики математического развития дошкольников. Определяет способы коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими трудности в обучении, с помощью преподавателя. Допускает фактологические ошибки при осуществлении самоанализа конспекта, игры.
«Неудовлетворительно» - студент демонстрирует несформированность умений определять цели и задачи обучения, воспитания и развития дошкольников. Допускает ошибки при использовании методов и средств, необходимых для организации разных видов математической деятельности. Студент демонстрирует несформированность умений осуществлять анализ использования методов и средств организации детей. Имеет разрозненные знания по методике математического развития дошкольников и способах коррекционно-педагогической работы с детьми. Допускает фактологические ошибки при осуществлении самоанализа конспекта, игры.
Преподаватель: Крапоткина Л.М.