Ак же организовать учителю свою работу по подготовке учеников к ЕГЭ?
Во-первых, учителю необходимо самому знать сущностные вопросы содержания образования. Целесообразно организовать повторение по этим вопросам. Работа учителя и учащихся при повторении должна проходить в режиме объяснения. Учителю сначала самому необходимо показать образец выполнения задания и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требовать этого от ученика. При повторении нужно добиваться от учеников осмысления каждого шага , требовать от них ссылок на соответствующие правила, формулы, законы, чтобы у учащихся формировались нужные ассоциации. Следует заострить внимание на формулировании более точного, четкого и краткого ответа.
Стремление ученика не только правильно и полностью выполнить задания работы за 3 астрономических часа, но и аккуратно и корректно записать решения, порождает у него стрессовую ситуацию. В связи с этим необходимо психологически подготавливать учеников к предстоящему экзамену. Поэтому повторение нужно организовывать не сразу по всем темам, а по отдельным вопросам содержания. Обязательно необходимо осуществлять контроль за повторением, проводить самостоятельные и контрольные работы по каждому блоку в условиях, приближенных к экзаменационным, в форме тестирования. Начинать эту работу следует уже в среднем звене школы. Таким образом можно осуществить и повторение, и психологическую подготовку учащихся к экзамену. Для организации контроля можно использовать дополнительные пособия и материалы.
Необходимо ознакомить учащихся с критериями оценки работы, ориентировать их на то, что для получения отметок «3», «4», «5» нужно выполнить строго определенный объем заданий.
Когда учитель будет ценить не покорность и послушность, а начнет ценить характер, знания, способности ученика, которые могут дать высокие результаты на ЕГЭ, что в свою очередь создаст учителю высокий имидж.
Выполнение учителем-предметником этих условий поможет учащимся успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Сейчас очевидно, что дополнительная подготовка к ЕГЭ нужна. Остается только открытым вопрос о ее форме. Возможна организация подготовки к ЕГЭ на уроке. Но на сегодняшний день ситуация такова, что объем материала, изучаемого в школе, очень велик, и часто учителям не хватает времени на отработку основных навыков, не говоря уже о более сложных умениях. Поэтому сегодня, к сожалению (или к счастью?), преобладает другой вариант: родители, имеющие финансовые возможности, предпочитают платить за репетиторство и дополнительные уроки. Это неплохо, но в то же время нельзя забывать о том, что подготовку к единому государственному экзамену может осуществлять только специалист - предметник, хорошо знающий технологию проведения ЕГЭ. Учитывая, что любой экзамен – это стресс, и сдача единого государственного экзамена создает психологические проблемы для школьников, необходимость помощи специалиста – психолога возрастает.
Сегодня в ряде вузов Оренбуржья работают курсы по подготовке учащихся к ЕГЭ, и, по традиции, выпускники идут учиться туда, куда хотят поступать. Несомненно, такие курсы нужны, но реальность такова, что проведение вступительных испытаний и проверка экзаменационных работ не являются сегодня компетенцией вуза, и глубоко ошибаются те выпускники и их родители, которые думают, что вузы смогут повлиять на результат ЕГЭ.
Записываясь на подготовительные курсы, убедитесь в том, что педагоги, которые будут проводить их, действительно компетентны в технологических вопросах проведения ЕГЭ, непосредственно участвовали в организации и обработке его результатов!
Своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива является классный руководитель. И поэтому он может реально влиять на возможности освоения школьниками новой формы аттестации. Организуя «вхождение своих учеников в современную культуру» (Н.Е.Щуркова), классный руководитель помогает учащимся преодолеть тревогу перед незнакомым, непривычным и видеть в этом новом реальные возможности своего роста. А в итоге – грамотно анализировать сложившуюся ситуацию, выстраивать линию поведения, контролировать собственные реакции. Всему этому ребята учатся в классном коллективе, способствующем индивидуальному развитию каждого. Таким образом, очень многое зависит от того, насколько гибко и внимательно относится классный руководитель к выстраиванию ролевых позиций учащихся в деятельности коллектива, дает ли возможность им реализовать функции лидера, исполнителя, «лидера-вдохновителя», обеспечивая прохождение каждого через все эти позиции (методика И.П.Иванова); создает ли условия для формирования положительной Я-концепции своих воспитанников, их спокойной веры в свои силы.
Для успешной работы классных руководителей с учащимися в плане подготовки к единому государственному экзамену рекомендуем специально разработанную систему взаимодействия классного руководителя с родителями, школьниками, учителями-предметниками. Ключевыми позициями данной системы на всех уровнях взаимодействия (с учащимися, родителями и учителями-предметниками) выступают:
1) направленность на формирование позитивного отношения к новой форме аттестации;
2) осуществление постоянной связи между субъектами данной системы;
3) оказание всесторонней помощи учащимся на протяжении всего периода подготовки к ЕГЭ, во время проведения, а также после окончания процедуры;
4) ориентировка учащихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации.
Работа классного руководителя с учащимися в первую очередь должна быть нацелена на глубокое, вдумчивое знакомство с нормативно-правовыми материалами Министерства образования Российской Федерации, администрации Оренбургской области о проведении ЕГЭ. В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников о ЕГЭ и ликвидировать пробелы. Далее целесообразно организовать обсуждение новой формы аттестации выпускников в рамках одного или нескольких классов. Форма проведения может быть различной: «круглый стол», дискуссия, дебаты и др. Предполагается, что итогом таких встреч станет позитивное отношение школьников к проведению ЕГЭ в регионе. Такого рода встречи ориентируют классного руководителя и на проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или претендующими на медаль.
Работа классного руководителя с учителями-предметниками заключается в содействии организации систематического повторения всех важнейших разделов дисциплин и постоянного контроля блоков повторения в календарно-тематических планах. Необходимо также отследить наличие различных форм контрольно-измерительных материалов (ООИПКРО оказывает услуги в этом направлении) и обеспечить подготовку и проведение тренинга, способствующего совершенствованию у учащихся навыка работы с КИМами. Кроме того, классный руководитель может совместно с учителями-предметниками обсуждать и предлагать к планированию формы контроля, близкие к новой форме аттестации. Рекомендуем включить в план работы классного руководителя и организацию психолого-педагогических консилиумов, заседаний малого педсовета, совещаний по проблемам подготовки к единому государственному экзамену, а также собеседований с учителями-предметниками. Успешному прохождению учащимися итоговой формы аттестации будет способствовать и индивидуальная работа учителей-предметников, организованная и контролируемая также классным руководителем.
Работа классного руководителя с родителями заключается в оказании необходимой помощи при изучении нормативно-правовой базы ЕГЭ, в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья. Особого разговора заслуживает организация учебной домашней работы, режим труда и отдыха выпускников. Классный руководитель, совместно с родителями, призван помочь каждому ребенку сделать выбор относительно ЕГЭ (имеется в виду определение предметов по выбору).
Субъектом, главной фигурой психолого-педагогического обеспечения, на уровне школы является психолог. Он сопровождает выпускников, педагогов, родителей. Педагог, получив психологический материал, обеспечивает им учащихся и родителей. Родители обеспечивают учащихся. Учащиеся, получив соответствующие роли (конфликт-менеджера, помощника психолога и др.) психологически обеспечивают своих сверстников.
Психолого-педагогическое сопровождение может также носить индивидуальный характер. Принципы, по которым строится работа психолога с выпускниками:
– психолого-педагогическое сопровождение (ППС) должно быть направлено на всех учащихся, заканчивающих среднюю школу;
– ППС спланировано на 10, 11 годы обучения, включая предпрофильную подготовку;
– ППС должно быть последовательным и гибким и ориентироваться на потребности выпускника;
– ППС является интегрированной частью общего образовательного процесса, который обеспечивает цели, содержание, технологии педагогического процесса;
– ППС охватывает весь школьный персонал, учеников и родителей.
Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения выпускника является ознакомление близких к выпускнику взрослых со способами правильного общения с ним, оказание ему психологической поддержки, создание в семье и школе благоприятного психологического климата. Приведенные ниже рекомендации показывают, как, в каком направлении, какими методами может осуществляться работа психолога с педагогами школы и родителями выпускников.
Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование.
Психологическая поддержка – это процесс:
– в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
– который помогает ребенку поверить в себя и в свои способности;
– который помогает ребенку избежать ошибок;
– который поддерживает ребенка при неудачах.
Для того, чтобы научится поддерживать ребенка, педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности.
Взрослые должны научиться, помогая ребенку, видеть естественное несовершенство человека и иметь с ним дело. Для этого взрослые должны знать, какие силы в широком окружении ребенка способны привести к разочарованию. По мнению многих психологов, такими силами являются:
1. Завышенные требования родителей.
2. Соперничество братьев и сестер (сиблингов ).
3. Чрезмерные амбиции ребенка.
Подлинная поддержка взрослыми выпускника должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей – его положительных сторон. Например, если учащемуся не удается вести себя так, как хотелось бы учителю, именно учитель должен помочь учащемуся понять, почему так происходит. Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом.
Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:
· забыть о прошлых неудачах ребенка;
· помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
· помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
3. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на долее мелкие, такие, с которыми он может справиться.
4. Проводить больше времени с ребенком.
5. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
6. Уметь взаимодействовать с ребенком.
7. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
8. Принимать индивидуальность ребенка. Демонстрировать оптимизм.