Народный учитель С. А. Рачинский. Организация работы в Татевской народной школе.
Семинары по педагогике.
Семестр.
1.Развитие педагогической мысли и воспитательной практики «в античном мире». Воспитание, школа и педагогическая мысль «в средневековье». Педагогика эпохи Возрождения.
План.
Особенности Спартанской и Афинской систем воспитания. Их значение для историко-педагогической науки.
Особенности воспитания в древнем Риме. Значение этого воспитания для развития пед. мысли.
Зарождение и развитие пед. мысли в Античном мире.
Доклад 1. Школа и пед. мысль эпохи Средневековья.
Доклад 2. Школа и пед. мысль Возрождения.
Законс. Том 1- стр.5-117, стр. 118-388
Педагогическая теория Яна Амоса Коменского- создателя педагогической науки в Новое время.
План.
Педагогическая деятельность Я. А. Коменского
Анализ основных положений педагогической теории Коменского, изложенной в великой Дидактике.(принцип природосообразности, возрастная периодизация, школьная система, классно- урочная система, дидактические принципы).
3. «Мир чувственных вещей в картинках»- первая учебная книга о реальном мире для «материнской школы» и школы родного языка.
Законс. Том 2- стр.10- 40
Педагогические воззрения Джона Локка.
Пед. взгляды Д. Локка.
Содержание и методы воспитания детей по Д. Локку.
3. Анализ сочинения Д. Локка «Мысли о воспитании».
Законс. Том 2- стр.48- 67
Теория естественного и свободного воспитания Жан-Жака Руссо.
План.
Жизнь и деятельность Ж.-Ж. Руссо.
Сущность естественного и свободного воспитания.
3. «Эмиль, или о воспитании»- педагогический трактат о воспитании нового человека.
Законс. Том 2- стр.153- 166.
Теория элементарного образования и развивающего обучения Иоганна Генриха Песталоцци.
План.
Жизнь и деятельность И. Г. Песталоцци.
2. Сущность теории элементарного образования и развивающего обучения Песталоцци «Лебединая песня».
Разработка Песталоцци методик начального обучения.
Доклад: Анализ сочинения Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей».
Законс. Том 2- стр.240- 250
Школа и педагогическая мысль в Западной Европе и США во второй половине XIX- первой половине XX вв.
Плана-нет.
Семестр.
Воспитание и образование в Древней Руси. Школа, пед. мысль в период образования русского государства со столицей Москва.
План.
Педагогические идеалы Древне Руси.
Просвещение и обучение на Руси в XIII- XIV вв.
Развитие просвещения , школы и пед. мысли в русском государстве в XV- XVII вв.
Доклад: Возникновение братских школ на Украине и в Беларусии в XVI- XVII вв.
Законс. Том 1стр.434- 440,469- 479,480- 484.
Прочитать стр.389- 503.
Развитие школы и пед. мысли России XVIII- первой половиныXIX вв.
План.
Просветительские реформы Петра I.
Научно- педагогическая деятельность М. В. Ломоносова. Создание и организация работы Московского университета и гимназий.
Просветительские реформы Екатерины II.
Создание государственной системы школьного образования в России по Уставам 1804г. и 1828г.
Законс. Том 2- стр.110- 119, 120- 132,133- 136, 143- 148, 209- 214, 214- 216.
3. Статья Н. И. Пирогова «Вопросы жизни» и ее значение в развитии общественного педагогического движения в России XIX в.
План.
Роль Н. И. Пирогова в общественно- педагогическом движении в России в 50- 60 гг. XIX в.
2. Анализ статьи Н. И. Пирогова «Вопросы жизни».
3. Педагогические взгляды Н. А. Добролюбова. Основные положения его статьи «О значении авторитета в воспитании».
Законс. Том 2- стр.329- 334, 428- 435.
Дидактика начального образования К. Д. Ушинского.
План.
Педагогическая деятельность и педагогические взгляды К. Д. Ушинского.
Разработка Ушинским вопросов дидактики начального образования.
Ушинский о народности в общественном воспитании.
Доклад 1: Анализ учебной книги Ушинского « Родное слово».
Доклад 2: Анализ учебной книги Ушинского «Детский мир».
Законс. Том 2- стр.364- 386.(4 статьи).
Деятели народной школы в России второй половины XIX- начала XX вв.
План.
Н. А. Корф- организатор народной школы в России.
Н. Ф. Бунаков- о развитии начального образования в России. Создание Петинской народной школы.
Народный учитель С. А. Рачинский. Организация работы в Татевской народной школе.
Доклад: Обучение и воспитание в Яснополянской школе Толстого.
Законс. Том 2- стр.401- 408, 409- 414, 415- 427.
Том 3- стр.24- 30.