Шелковый — ситцевый — льняной — шелковая — ситцевая — льняная — шелковое — ситцевое — льняное —
IX. Итог.
Закрепление вне занятия
1.Игра «Узнай на ощупь»(образцы тканей).
2. Игра «Подбери предметы к признакам» (трикотажный, -ая, -ое; фетровый, -ая, -ое;
соломенный -ая, -ое; меховой -ая, -ое; велюровый -ая, -ое).
3. Игра «Магазин»(продолжение игры «Фабрика»).
4. Счет — 1--10 — трикотажный свитер, трикотажная кофта, трикотажное пальто.
5. Спряжение внастоящем времени (см. глаголы упр. VII).
Занятие 7
Тема. Притяжательные прилагательные с
суффиксом -й- (на -ий, -ья, -ье, -ьи)
Цель: 1. Закрепление представлений о диких и домашних животных.
2. Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом -й- (на -ий, -ья, -ье, -ьи).
3. Обогащение лексики синонимами и антонимами.
Оборудование: Текст русской народной сказки «Хвосты».
Предметные картинки: животные с детенышами, белый кролик
(пос. Т.Б. Филичевой), барсук с барсучатами.
Хвосты: лисий, беличий, волчий, заячий, медвежий, коровий, кошачий,
собачий (пос. Т.Б. Филичевой), кроличий, барсучий, козий.
Ф л ане л еграф.
План занятия
I. Припоминание и называние диких и домашних животных.
П. Инсценировка по мотивам русской народной сказки «Хвосты».
Действие I. Игра «Кто где и с кем живет?» — закрепление сведений о жилищах животных и упражнение в словообразовании (на столах у логопеда и детей картинки с изображением животных с детенышами).
Логопед первым открывает картинку и начинает игру: Я барсук и живу в барсучьей норе вместе с барсучихойи барсучатами.
Дети по очереди продолжают игру по данному логопедом образцу.
Действие II. Игра «Чей хвост?» — упражнение в словообразовании.
Логопед: Жили звери, поживали... Но ни у кого в те времена не было хвостов. А без хвоста зверю ни красоты, ни радости!
Однажды по лесу прошел слух: хвосты раздавать будут! Привезли много разных хвостов: больших и маленьких, толстых и тонких, длинных и коротких, пушистых и гладких...
И побежали звери со всех сторон, понеслись, помчались во весь дух за хвостами (на фланелеграфе выставлены хвосты разных животных).
Дети бегут со своими картинками, каждый подбирает соответствующий хвост, оречевляя свои действия вслед за логопедом, и садится на место.
Логопед (барсук): Я выбрал себе толстый пушистый и не очень большой, но очень красивый серый барсучийхвост.
18
III.Игра «Наоборот» («Подбери противоположные по смыслу признаки»)— упражнение в подборе прилагательных-антонимов.
Хвосты большие — маленькие
пушистые — голые
длинные — короткие
красивые — безобразные ит.д.
IV. Игра «Скажи иначе» («Подбери одинаковые по смыслу действия»)— упражнение в подборе глаголов-синонимов.
Звери побежализа хвостами. помчались понеслись двинулись поскакали
Звери радовалисьтому, что получили хвосты. веселились ликовали праздновали торжествовали
V. Игра «Чей хвост лучше?»— закрепление употребления притяжательных
прилагательных с суффиксом -й- от названий животных.
Образец: Барсук говорит: «Лучше всех хвост мой — барсучий».
VI. Итог.
Закрепление вне занятия
1.Рассказывание русской народной сказки «Хвосты».
2.Игра «Звери играют в прятки».
3. Игра «Чья лапа, чей хвост, чье ухо?»
4.Игра «Чья шуба красивее и теплее?»
5.Игра «IV лишний»(дикие — домашние животные).
Занятие 8
Тема. Сравнительная степень качественных прилагательных
Цель: 1. Практическое усвоение (понимание и употребление в речи) степеней сравнения прилагательного красивый(и его синонимов).
2. Обогащение лексики синонимами к прилагательному красивый.
3. Закрепление притяжательных прилагательных с суффиксом -й-.
4. Подготовка к составлению описания предмета.
Оборудование:См. занятие 7.
Предметная картинка: мышонок (пос. Т.Б. Филичевой).
План занятия
I.Припоминание и называние детенышей диких и домашних животных.
П.Игра «Спор животных»с элементами драматизации — продолжение русской народной сказки «Хвосты».
1.Вступительное слово логопеда:
Собрались животные на лесной поляне, любуются своими новыми хвостами, хвастаются и спорят, у кого хвост самый красивый, и каждый старается как можно красивеерассказать о своем хвосте.
2. Подбор синонимов к прилагательному красивый.
Как можно иначе назвать красивыйхвост? —
Прекрасный хвост, замечательныйхвост, чудесныйхвост, роскошныйхвост, миленькийхвост, пригожийхвост, великолепныйхвост, восхитительный хвост и т.д.
3. Игровые действия:
Дети с картинками (животное и его хвост) по очереди выбегают и расхваливают свой хвост:
Барсук(логопед): Барсучий — толстенький, пушистый, не большой и не маленький серый хвост — красивее всех хвостов.
Лиса:Лисий хвост еще красивее:он большой, роскошный,пышный и нарядный.
Медведь: Нет, красивее всех маленький, черненький, симпатичныймедвежий хвостик.
Заяц:Мой миленький,маленький серенький заячий хвостик-пушинка симпатичнее и красивеебольших хвостов.
Волк: Сильный, толстый, пушистый серый волчий хвост красивееи медвежьего и лисьего хвоста.
Белка:Самый красивый— маленький, пушистый, миленькийбеличий хвостик.
Корова:Коровий длинный гладкий хвост с замечательнойметелкой на конце, которая мух и комаров отгоняет, красивеевсех других хвостов.
Кошка (держит мышонка за хвост и тихо мурлычет):
Мышонок пищит, что красивеекошачьего хвоста нет на белом свете.
Собака:Собачий кудрявый хвост колечком красивее других.
Коза:Посмотрите на козий хвостик: маленький, симпатичный,торчащий колышком вверх. Нет хвостика симпатичнееи красивее.
Кролик:Кроличий белый хвостик-пушок похож на заячий, только еще мягче,пушистее и красивее.
III. Счет — 1--10 — пушистый хвост, восхитительный хвост.
IV. Спряжение в настоящем времени: любоваться великолепным хвостом.
V. Подбор родственных слов:
хвост— хвостик, хвостище, хвостатый.
VI. Итог.
Заключительное слово логопеда:
Так звери и спорят до сих пор. А вы как думаете, чей хвост красивее?
Закрепление вне занятия
1. Подбор родственных слов (лиса, заяц, волк, белка, медведь).
2. Подбор признаков к предметам (лиса, заяц, волк, белка, медведь и их хвостам).
3. Подбор действий (лиса, заяц, волк, белка, медведь).
4. Подбор предметов к признакам (лисий, -ья, -ье; беличий, -ья, -ье; медвежий, -ья, -ье и т.д.).
5. Игра «Чья шуба теплее, чей мех красивее, чье ухо длиннее?»
Занятие 9
Тема. Заучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики»
Цель: 1. Закрепление представлений о весне. Различение ранней и поздней весны.
2. Обогащение лексики признаками и действиями предметов.
3. Развитие диалогической речи.
4. Закрепление названий полевых цветов.
5. Заучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики».
Оборудование: Пейзажная картина «Степь в цвету».
Предметные картинки: колокольчики, васильки, ромашки, ландыши, маки, розы, лютики, лилия, одуванчики, тюльпаны. Текст стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики».
План занятия
I. Припоминание и называние примет ранней и поздней весны.
Ранняя весна Поздняя весна
Солнце светит, но слабо греет. Солнце ярко светит и сильно греет.
Снег потемнел, тает. Зеленеет трава.
Бегут, журчат ручейки. Цветут цветы (перечислить).
Деревья стоят голые. Распустились листья на деревьях.
Набухают почки на деревьях. Цветут яблони, вишни и др.
Подснежник пробивается сквозь снег. Появились жуки, бабочки, стрекозы.
Птицы (зимующие) весело поют. Птицы прилетели, выводят птенцов. И т.д.
II. Подбор признаков к предметам.
Солнце — ясное, яркое, теплое, весеннее....
Трава — зеленая, сочная, яркая....
Цветы — пестрые, красивые, яркие....
Птицы — веселые, звонкие, голосистые....
Весна — ранняя, поздняя, дружная.... И т.д.
III. Подбор действий к предметам.
Солнце — светит, греет, сияет, слепит, ласкает....
Птицы — поют, кричат, радуются, выводят птенцов....
Цветы — цветут, пестреют, живут, пахнут....
Деревья — оживают, распускаются, зеленеют....
IV. Рассматривание картины «Степь в цвету».
1. Развитие наблюдательности детей.
2. Отыскивание на картине примет поздней весны.
3. Упражнение в постановке вопросов к картине и ответах на них:
Какое время года изображено на картине?
Какая это весна, поздняя или ранняя?
Какие приметы поздней весны видны на картине?
Какое самое красивое время года?
Какие цветы цветут в степи? И т.д.
V.Чтение логопедом (наизусть) стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики».
VI.Краткая беседа по содержанию стихотворения:
Определите время года в стихотворении. Чем вы можете доказать, что поэт пишет о весне? Какими словами А.К. Толстой описывает колокольчики? Назовите признаки колокольчиков.
VII.Повторное чтение стихотворения с участием детей и заучиванием отдельных
поэтических выражений.
VIII.Игры на развитие мышления, внимания, памяти (с картинками):
«IV лишний», «Запомни, положи», «Что с чем поменяли местами?», «Отгадай цветок».
IX. Итог.
Закрепление вне занятия
1.Доучивание стихотворения А.К.Толстого «Колокольчики».
2.Игра «Подбери признаки».
3.Игра «Подбери действия».
4.Игра «Запомни, назови, положи»(5 полевых цветов).
5. Аппликация или рисование «Колокольчики».
Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию фонетической стороны речи (III период)
No | Тема | Первоначальные навыки | Лексико-грамматические | Оборудование | |
звукового и слогового анализа | игры и упражнения | ||||
Апрель | Звуки ы—и | Выделение ударных гласных Ы, И после согласных. Звуковой анализ слов дым, кит — игра «Живые слова». Составление схем этих слов. Преобразование слогов | Игра «Эхо» — упражнение на закрепление образования именительного падежа множ. числа существительных. «Что с чем поменяли местами!» | Предметные картинки: ДЫМ, дыня, тыква, губы, нитки, ягоды, липа, бинт, буквы, кубики, калина, малина, кит, тюльпаны, зубы, вагоны, конфеты, книга. Наборы для составления схем | |
Звук Л’ | Определение места звука Лг в слове. Деление слов на слоги и прямоугольников иа части по количеству слогов (составление схем слогового состава) | Игры: «Посадим аллеи», «Какая ветка, какой лист, какое полено!», «Приготовим кисель (коктейль, суфле...)» — закрепление образования и употребления относительных прилагательных | Предметные картинки: апельсин, малина, калина, лила, клюква, бинокль, улитка, пальма, клен, тополь, ель, лимон, лес, поляна, поле, маяк, майка, юбка. Полоски (слова) для деления на слоги. Карандаши | ||
Звуки Л'—Й | Преобразование слогов — игра «Наоборот». Деление слов иа слоги, составление схем слогового состава. Выделение ударного слога — игра «Эхо» | Составление предложений по предметным картинкам: а) закрепление согласования притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои с существительными; 6) упражнение в употреблении предлогов В, НА. Игра «Назови полным именем» — словообразование полных имен | Предметные картинки: цыпленок, олень, тюлень, павлин, соболь, юбка, лиса, дельфин, пеликан, лебедь, лес, поляна, поле, маяк, майка, ягоды, двойка, яхта, попугай, (воробей). Полоски (слова) для деления на слоги. Карандаши. 2 панно | ||
Звук В | Выделение звука В перед гласными. Определение места звука В в слове (начало, середина). Деление слов на слоги, вычерчивание схем слогового состава | Составление предложений по индивидуальным предметным картинкам с предлогом В | Предметные картинки: вата, ванна, ива, вагоны, вафли, васильки, совы, валенки, клюква, буквы, весы, павлин, фундук, венок, ветки, букет. Листки бумаги, карандаши — на столах у детей. 2 панно |
Мес. | № | Тема занятия | Первоначальные навыки звукового и слогового анализа | Лексико-грамматические игры и упражнения | Оборудование |
Май | Звук Ф | Определение места звука Ф в слове. Деление слов на слоги. Вычерчивание схем слогового состава. Звуковой анализ слова МИФ.Составление схемы звукового состава | Закрепление употребления предлога В — игра «Потерялось слово» | Предметные картинки: фундук, фонтан, вафли, лифт, туфли, телефон, кофта, шкаф, фокусник, фасоль, муха, флейта, буквы.Наборы для составления схем. Листки бумаги, карандаши — на столах у детей | |
Звук Ф' | Определение места звука Ф' в слове. Деление слов на слоги. Составление схем слогового состава. Выделение ударного слога | Упражнение с деформированной фразой на закрепление предлогов В, НА — игра «Путаница» | Предметные картинки: фикус, фен, фея, дельфин, кофейник, филин, фи-ники, конфета, вафли, лифт, флейта. Наборы для составления схем слов | ||
Повторение пройденного наиндивидуально-подгрупповых занятиях, в свободном общении, в играх, развлечениях, на прогулках, праздниках |
Занятие 1
Тема. Звуки Ы—И
Цель: 1. Различение звуков Ы—И на слух и в произношении.
2. Упражнение в образовании именительного падежа множественного числа существительных.
3. Выделение ударных гласных Ы, И после согласных.
4. Выделение Ы, И в конце слова.
5. Звуковой анализ слов ДЫМ, КИТ.
Оборудование: Предметные картинки: дым, дыня, тыква, губы, ягоды, нитки, липа,
бинт, буквы, кубики, калина, малина, кит, тюльпаны, вагоны, зубы, конфеты (пос. Т.Б. Филичевой); книга. Наборы для составления схем.
План занятия
I.Припоминание знакомых гласных.
II.Выделение ударных гласных Ы, И после согласных в словах: лист, сын, пышка, тихо, мишка, мышь.
III.Произнесение, характеристика звуков Ы, И.
IV. Воспроизведение слоговых рядов:
ПЫ-ТЫ-КЫ ПИ-ТИ-КИ ПИ-ПИ-ПЫ
ПЫ-КЫ-ТЫ ПИ-КИ-ТИ ПИ-ПЫ-ПЫ
КЫ-ТЫ-ПЫ КИ-ТИ-ПИ ПИ-ПЫ-ПИ
КЫ-ПЫ-ТЫ КИ-ПИ-ТИ ПЫ-ПЫ-ПИ
ТЫ-ПЫ-КЫ ТИ-ПИ-КИ ПЫ-ПИ-ПИ
ТЫ-КЫ-ПЫ ТИ-КИ-ПИ ПЫ-ПИ-ПЫ
V. Игра «Наоборот» — преобразование слогов, слов:
ПЫ-ПЫ-ПЫ -- ПИ-ПИ-ПИ МЫ-МЫ-МЫ --МИ-МИ-МИ
ТЫ-ТЫ-ТЫ -- НЫ-НЫ-НЫ --
КЫ-КЫ-КЫ - ВЫ-ВЫ-ВЫ --
БЫ-БЫ-БЫ -- ХЫ-ХЫ-ХЫ ->
ДЫ-ДЫ-ДЫ -- ФЫ-ФЫ-ФЫ --
бить -- быть забить -- забыть
вить -- выть завить -- завыть
нить -- ныть пилить -- пылить
Определение на слух и в произношении, какой из гласных Ы или И смягчает согласные звуки.
VI. Игра «Эхо» — упражнение на закрепление образования именительного падежа множественного числа существительных с выделением последнего гласного Ы или И.
Мак — макибант — бантывеник — веники
кит — лифт — букет —
дыня — книга — венок —
ива — тыква — вагон —
ель — индюк — лебедь —
VII. Физкультминутка.
VIII. Различение звуков Ы—И в произношении по картинкам:
а) проговаривание слов по картинкам на доске (на панно);
б) игры на развитие внимания и памяти:
«Что с чем поменяли местами?», «Что прибавилось?»;
в) выделение и отбор картинок на звук Ы, затем на звук И;
г) составление предложений по отобранным индивидуальным картинкам.
IX. Звуковой анализ и составление схем слов (коллективно)
ДЫМ КИТ
X. Итог.
Закрепление вне занятия
1. Игра «Живые слова».
2. Воспроизведение слоговых рядов (см. IV).
3. Игра «Наоборот».
4. Игра «Эхо».
5. Игра «Запомни, повтори» (тыква — нитки — книга — дыня).
Занятие 2
Тема. Звук Л'
Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука Л'.
2. Определение места звука Л' в слове.
3. Деление слов на слоги и прямоугольников на части по количеству слогов.
4. Закрепление образования и употребления относительных прилагательных.
Оборудование: Предметные картинки: лимон, апельсин, малина, калина, липа,
клюква, бинокль, улитка, пальма, клен, тополь, ель, лес, поляна, поле,
маяк, майка, юбка.
Полоски (слова) для деления на слоги. Карандаши.
План занятия
I.Припоминание и называние знакомых гласных и согласных звуков. Как они различаются?
И. Выделение звука Л' из слов в разной позиции:
лев, газель, лилия, аллея, сталь... Отгадывание темы занятия.
III.Произнесение (логопедом, детьми хором и индивидуально), характеристика звука Л': согласный, мягкий, звонкий.
IV. Воспроизведение слоговых рядов:
а) с изменением ударения:
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ то же с гласными И, Е, Е, Ю
б) с изменением ритмического рисунка:
ЛЯ-ЛЯ —ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ —ЛЯ-ЛЯ ЛИ-ЛИ — ЛИ-ЛИ-ЛИ ЛИ-ЛИ-ЛИ — ЛИ-ЛИ то же с гласными Е, Ё, Ю
в) по памяти:
ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ-ЛИ ЛЁ-ЛЮ-ЛИ-ЛЯ ЛЮ-ЛИ-ЛЯ-ЛЁ ЛИ-ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ
V. Выделение звука Л':
а) на слух (хлопками):
ЛЯ, ЛО, ЛЕ, ОЛЬ, СЛИ, ОКЛ, АКЛЬ;
для, лёд, елка, полено, ледяная, лопата, юла, медаль, пудель ... ;
б) в произношении по картинкам:
маяк, лимон, апельсин, малина, майка, калина, липа, клюква, бинокль, улитка, пальма, клен, тополь, лес, ель, поляна, поле, юбка.
VI. Игры на развитие внимания и памяти с картинками на Л':
«Что с чем поменяли местами?», «Запомни, назови, положи», «Телефон» —
с отбиванием мяча.
VII. Игра «Телеграф» — деление слов на слоги с последующим делением прямоугольников на части по количеству слогов.
VIII. Игра «Посадим аллеи» — преобразование предложений по образцу, закрепление образования и употребления относительных прилагательных.
Коля и Оля посадили аллею из кленов. — Коля и Оля посадили кленовую аллею.
Валя и Люда посадили аллею из лип. —
Люба и Валя посадили аллею из тополей. —
Лена и Олег посадили аллею из пальм. —
Аля и Павлик посадили аллею из калин. —
Поля и Толя посадили аллею из елей. —
IX. Игра «Бегите ко мне» — определение места звука в словах по предметным картинкам.
X. Итог.
Закрепление вне занятия
1. Игра «IV лишний» (хвойные и лиственные деревья; деревья и кустарники).
2. Игра «Какая ветка, какой лист, какое полено?»
3. Игра «Приготовим сок (кисель, суфле, вафли, коктейль ...)» из лимонов,
4. апельсинов, малины, калины...
5. Игра в мяч — называние слов на звук Л'.
6. Деление слов на слоги и прямоугольников на части по количеству слогов.
7. Скороговорка: Ехали мы ехали, до ели доехали, ель объехали и домой поехали.
Занятие 3
Тема. Звуки Л'—Й
Цель: 1. Различение звуков Л'—Й на слух и в произношении.
2. Преобразование слогов путем замены Й—Л'.
3. Деление слов на слоги, составление схем слогового состава.
4. Выделение ударного слога.
5. Упражнение в употреблении предлогов В, НА.
6. Закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.
Оборудование: Предметные картинки: цыпленок, юбка, олень, лиса, тюлень, дельфин, соболь, пеликан, павлин, лебедь, лес, поляна, поле, маяк, майка, ягоды, двойка, яхта, попугай, (воробей).
Прямоугольные полоски для обозначения слов. Карандаши. 2 панно.
План занятия
I. Припоминание и называние знакомых картинок на звук Л'.
II. Различение звуков Л'—Й:
а) на слух: ЛЯ, Я, ОЙ, ОЛЬ, ЛЁ, ЛЕ, ЕЛ, Ю, ЛЮ ... ;
копейка, коляска, лев, айва, тюльпаны, мойка, юла, альбом, пояс, зайка, ежик... ;
б) в произношении по картинкам:
проговаривание слов по картинкам на панно,
отбор картинок на звук Л' на второе панно.
III.Составление предложений по предметным картинкам:
а) с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, моипо картинкам на Й, оставшимися на первом панно;
б) с предлогами В, НА по картинкам на Л', отобранным на второе панно.
IV. Деление слов на слоги по индивидуальным предметным картинкам. Составление схем слогового состава путем деления прямоугольных полосок на части по количеству слогов в словах.
V. Игра «Эхо» — выделение ударного слога.
Цыплёнок — лё попугай —
маяк — як лебедь —
олень — поляна —
майка — ягоды —
павлин — яхта —
VI.Игра «Назови полным именем»— закрепление словообразования полных имен
по образцу.
Образец: Толя — Анатолий
Алеша —
Коля —
Вася —
Илюша —
Лена — Елена
Маша —
Люда —
Женя —
Настя —
Наташа —
Дуня —
VII. Игра «Наоборот» — преобразование слогов путем замены звука Й звуком Л'.
Образец: Я-Я-Я -- ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ
Ю-Ю-Ю Е-Е-Е
АЙ-АЙ-АЙ -> ОЙ-ОЙ-ОЙ ЫЙ-ЫЙ-ЫЙ -> ЭЙ-ЭЙ-ЭЙ ИЙ-ИЙ-ИЙ --
VIII. Игра «Цепочка» со скороговоркой «Ехали мы ехали...».
1. Припоминание деревьев и кустарников, в названии которых есть звук Л'.
2. Проговаривание скороговорки с заменой названий растений.
IX. Итог.
Закрепление вне занятия
1. Игра «Цепочка» — замена названий растений.
2. Игра «Назови полным именем».
3. Игра «Наоборот» (преобразование слогов).
4. Деление слов на слоги и прямоугольников на части по количеству слогов.
5. Игра «Эхо» — выделение ударного слога.
6. Игра в мяч (отбивание о пол) — припоминание картинок на звук Л'.
7. Игра «Запомни, назови, положи» (5 предметов или картинок).
Занятие 4
Тема. Звук В
Цель: 1. Четкое произнесение и характеристика звука В.
2. Различение звуков В—В'.
3. Выделение звука В перед гласными.
4. Определение места звука В в слове (начало, середина).
5. Деление слов на слоги, составление схем слогового состава.
6. Закрепление употребления предлога В.
Оборудование: Предметные картинки: вата, ванна, вагоны, вафли, васильки, валенки, клюква, буквы, совы, ива, павлин, фундук, венок, весы, ветки, букет. 2 панно. Листки бумаги, карандаши.
План занятия
I.Припоминание и называние знакомых согласных звуков и слов с ними.
II.Выделение звука В на слух в словах в положении перед гласными:
ворона, корова, воздух, голова, воробей, вокзал, квас ... Отгадывание темы занятия.
III.Произнесение (логопедом, детьми хором и каждым ребенком индивидуально),
характеристика звука В: согласный, звонкий, твердый, губной.
IV.Воспроизведение слоговых рядов:
КВА-КВО-КВУ-КВЫ СВА-СВО-СВУ-СВЫ
КВО-КВУ-КВЫ-КВА СВО-СВУ-СВЫ-СВА
КВУ-КВЫ-КВА-КВО СВУ-СВЫ-СВА-СВО
КВЫ-КВА-КВО-КВУ СВЫ-СВА-СВО-СВУ
V. Выделение звука В в произношении по картинкам:
а) проговаривание слов по картинкам;
б) отбор картинок на звук В на второе панно;
в) рассматривание оставшихся на первом панно картинок и объяснение детьми, почему их не отобрали (венок, весы, букет, ветки, фундук).
VI.Определение места звука В в словах по картинкам на втором панно (вата, ванна, вагоны, вафли, клюква, сова, васильки, валенки, буквы, ива, павлин).
VII.Деление слов на слоги по индивидуальным картинкам. Вычерчивание схем слогового состава (прямоугольник начертить на листке бумаги, затем разделить его на части по количеству слогов).
VIII.Закрепление употребления предлога В — составление предложений по индивидуальным предметным картинкам с обязательным употреблением предлога В. (При необходимости дается образец.)
IX. Игры на развитие внимания и памяти:
«Запомни, повтори»(клюква — валенки — сова — павлин и т.д.); игра в мяч — соревнование 2 команд в припоминании картинок.
X. Итог.
Закрепление вне занятия
1.Воспроизведение слоговых рядов (слоги со стечением согласных).
2. Игра «Запомни, повтори слова»( по 4 слова на В).
3. Игра «Бегите ко мне» (слова со звуком В в начале, в середине слова).
4. Игра «Эхо» — выделение ударного гласного, ударного слога.
5. Игра «Телеграф» — деление слов на слоги.
Занятие 5
Тема. Звук Ф
Цель: 1. Четкое произнесение и характеристика звука Ф.
2. Определение места звука Ф в слове.
3. Деление слов на слоги, составление схем слогового состава 1-, 2-, 3- сложных слов.
4. Звуковой анализ слова МИФ.
5. Закрепление употребления предлога В.
Оборудование: Предметные картинки: фундук, фонтан, вафли, лифт, туфли, телефон, кофта, шкаф, фокусник, фасоль, флейта, муха, буквы. Листки бумаги, карандаши. Наборы для составления схем.
План занятия
I.Припомнить и назвать слова со звуком В.
П. Выделение звука Ф из слов (в разной позиции):
флаг, шарф, муфта, жираф, фрукты, фотография... . Отгадывание темы занятия.
III.Произнесение, характеристика звука Ф: согласный, глухой, твердый, губной.
IV. Воспроизведение слоговых рядов:
ФА-ФО-ФУ-ФЫ АФ-ОФ-УФ-ЫФ
ФО-ФУ-ФЫ-ФА ОФ-УФ-ЫФ-АФ
ФУ-ФЫ-ФА-ФО УФ-ЫФ-АФ-ОФ
ФЫ-ФА-ФО-ФУ ЫФ-АФ-ОФ-УФ
V. Упражнение в звуковом анализе и синтезе:
ФА -- ФУ -- УФ -- ИФ-- М И Ф Составление схемы:
VI.Упражнение в произношении слов со звуком Ф по предметным картинкам:
а) проговаривание слов по картинкам на доске;
б) отбор картинок на звук Ф («лишние» картинки: мука, буквы — убираются);
в) игра «Раз,два, три»— определение места звука Ф в слове (дети уносят картинки).
VII.Деление слов на слоги (по индивидуальным картинкам), вычерчивание схем слогового состава по образцу.
Образец: шарфы
шарф
шарфики
VIII. Игра «Потерялось слово» — закрепление употребления предлога В.
Фундук растет на кустах... лесу.
Апельсиновые вафли продаются... продовольственном магазине.
Дети поднимаются на девятый этаж... лифте.
Зимой ходят в валенках, летом ... туфлях.
Фокусник выступает... цирке.
Мама кладет фасоль... суп.
Папа играет на флейте ... оркестре.
Выучив уроки, ученик аккуратно складывает учебники... портфель.
Летом... шерстяной кофте жарко.
Мама нашла номер телефона... телефонном справочнике.
IX. Счет — 1--10 — туфля, лифт, кофта.
X. Итог.
Закрепление вне занятия
1. Игра «Запомни, повтори» (фокусник — телефон — шкаф — лифт).
2. Игра «Бегите ко мне» (слова на Ф в начале, середине, конце слова).
3. Игра в мяч — припоминание картинок на Ф.
4. Игра «Живые слова» (миф, мох, сом, нос, мак).
5. Счет — 1--10 — флейта, телефон, туфля.
Занятие 6
Тема. . Звук Ф'
Цель: 1. Четкое произнесение и характеристика звука Ф\
2. Различение звуков Ф—Ф'.
3. Определение места звука Ф' в слове.
4. Деление слов на слоги и составление схем слогового состава.
5. Выделение ударного слога.
6. Закрепление употребления предлогов В, НА.
Оборудование: Предметные картинки: фикус, фен, фея, дельфин, кофейник, филин, финики, конфета, вафли, лифт, флейта. Наборы для составления схем.
План занятия
I. Припоминание и называние картинок, слов со звуком Ф.
II. Произнесение, характеристика звука Ф. Произнесение мягкой пары Ф', характеристика звука Ф': согласный, глухой, мягкий, губной.
III.Выделение на слух звука Ф' в словах:
фильм, фанта, фитиль, форма, флаг, физика, Федор, шарф, фабрика, кефир, флот, фиалки, фламинго, шофер, цифры, фонарь...
IV. Различение Ф'—Ф в произношении по картинкам:
а) проговаривание слов по картинкам;
б) отбор картинок на звук Ф' (дети уносят картинки на столы).
V. Игра «Раз-два»— определение места звука Ф' в словах по картинкам (в начале или в середине слова).
VI.Самостоятельное деление слов на слоги по индивидуальным картинкам. Выкладывание из полосок схем слогового состава.
VII.Игра «Путаница»— закрепление употребления предлогов В, НА в упражнении с деформированной фразой:
дельфин, море, плавать, в — Дельфин плавает в море.
фикус, окно, стоять, на —
кофейник, кофе, варить, в —
лес, филин, ночью, в, ухать, лес —
пальма, финики, на, расти —
мама, ваза, конфеты, в, класть —
фея, сказка, добрая, жить, в —
Федя, дельфин, фильм, и, сниматься, детский, в —
днем, лес, филин, спать в —
кофейник, плита, Федя, ставить, на —
VIII.Игра «Эхо»— выделение ударного слога.
Фикус — фи кофейник —
фен — филин —
фея — финики —
дельфин — фильмы —
конфета — Федор —
IX. Звуковой анализ слова ФЕН.
Составление схемы:
X. Итог.
Закрепление вне занятия
1.Игра в мяч — припоминание и называние картинок на звук Ф
2. Игра «Раз, два» — определение места звука Ф' в слове.
3. Игра «Телеграф»— деление слов на слоги.
4. Игра «Живые слова» (фен,миф, пиф, паф).
5. Игра «Эхо» — выделение ударного слога.
Использованные литература и дидактический материал
1.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: «Просвещение», 1968.
2. Волкова Л.С. и др. Логопедия. М.: «Просвещение», «Владос», 1995.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
4. Каше ГА. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: «Просвещение»,
1986.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием
речи в условиях специального детского сада. М.: «Альфа», 1993. 6.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: «Просвещение», 1985.
7. Ткаченко ТА. Если дошкольник плохо говорит. С-Петербург: «Акцидент», 1997.
8. Сухарева Э.Л. Учим играя. Ярославль, 1992.
9. Филичева Т.Б., Каше ГА. Дидактический материал по исправлению недостатков
речи у дошкольников. М.: «Просвещение», 1989.
10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и
обучение. М.: «Гном-Пресс», 1999.
Содержание
Введение ......................................................................................................................................... 3
Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи
(III период)............................................................................................................................... 4
Занятие 1.Пересказ русской народной сказки «Снегурочка»по серии сюжетных
картинок................................................................................................................................ 7
Занятие 2. Притяжательные прилагательные с суффиксом -ин- ............................................... 8
Занятие3. Составление повествовательного рассказа «Скворечник»по серии
сюжетных картинок с дополнительной опорой на предметные картинки .... 10 Занятие 4. Составление описательного рассказа «Весна идет»по простым
1-фигурным сюжетным картинкам и опорным словам.................................................. 12
Занятие5. Относительные прилагательные............................................................................. 14
Занятие 6. Относительные прилагательные.............................................................................. 16
Занятие 7.Притяжательные прилагательные с суффиксом -й-
(на -ий, -ья, -ье, -ьи)....................................................................................................... 18
Занятие8. Сравнительная степень качественных прилагательных ...................................... 20
Занятие 9.Заучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики» .......................... 22
Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию фонетической стороны речи(III период)................................................................................. 24
Занятие 1. Звуки Ы—И ............................................................................................................. 26
Занятие 2.Звук Л' ....................................................................................................................... 27
Занятие 3.Звуки Л'—Й.............................................................................................................. 29
Занятие 4.Звук В ........................................................................................................................ 31
Занятие 5.Звук Ф........................................................................................................................ 33
Занятие 6.ЗвукФ'......................................................................................................................... 34
Использованные литература и дидактический материал............................................... 37
Приложение. Иллюстративный материал к фронтальным логопедическим занятиям по развитию понимания речи, формированию лексико-грамматических категорий и связной речи