Второе семилетие и роль школы
С завершением смены зубов жизненное (эфирное) тело освобождается от внутренней деятельности, и ребёнок получает новые возможности, складывающиеся из внешнего восприятия. С эфирным телом связаны память, совесть, характер, темперамент, привычки. Р.Штейнер об эфирном теле говорит так: «… Эфирное тело (или жизненное) есть сущность, благодаря которой в каждое мгновение жизни физическое тело охраняется от распада». Жизненное тело является как бы душой физического. Внешние же впечатления эфирное тело получает через свою душу – душу ощущений, которая одновременно является частью третьего тела – астрального (или тела ощущений) и оболочкой эфирного. Таким образом, астральное тело (тело чувств, ощущений) является душой эфирного и его оболочкой.
Голова у человека самая твёрдая, поэтому пластические эфирные силы формируют её после рождения в первую очередь, пока она не затвердела, а к семи годам постепенно подготавливается и всё физическое тело (включая соотношение внутренних органов) к дальнейшему росту и укреплению в заданных пропорциях. Но подготовленная к мышлению голова, представляет из себя лишь физический инструмент, лишённый разума, моральности, чувств и собственных мыслей. К семи годам о готовности головы к мышлению говорят построенные эфирным телом вторые зубы (хорошие зубы развивает вязание на спицах). В зубах есть вещество (флуорин), которое мозг будет в дальнейшем использовать и поэтому нельзя отвлекать строящие силы и до завершения формирования зубов активизировать функцию мышления. Вы этим сами подорвёте здоровье ребёнка. Надо, в связи с этим, знать, что апелляция к мышлению вызывает те силы, благодаря которым откладываются соли и человек делается внутренне твёрдым. Нежная ткань мозга преждевременно грубеет. Особенно ярко это выражается, если к мышлению побуждают в раннем возрасте (до 7 лет) и принудительно. Много думая в школе, ребёнок тоже делается предрасположенным к раннему склерозу и к раннему обызвествлению артерий, и окажется лишённым тонкого восприятия. Материализм будет его родной стихией.
Эфирное тело, как и физическое, нуждается в укреплении, и если для физического тела после рождения пищей являются внешние вещества, то для эфирного тела пищей является духовно-образная наглядность, когда «…упорядоченная фантазия черпает свой материал из живых картин или одухотворённых образов и сравнений» (Р.Штейнер). Все идеи должны воздействовать через сказки, басни, легенды и т.д., в которых растения должны говорить, животные поступать морально и справедливость торжествовать. На эфирное тело благотворно влияет то, что несёт в себе внутренний смысл, внутреннюю ценность. Примеры о великих исторических событиях, о выдающихся людях. Лучше на эфирное тело воздействует художественное впечатление, оно преобразуется, когда произведение искусства вызывает представление о чём-то более возвышенном и благородном по сравнению с окружающей действительностью. Всё это способствует формированию совести и определяет направление духовной жизни. Особенно сильно облагораживает религия.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что второе семилетие посвящается развитию внутренних чувств ребёнка способных воспринять красоту мира и наполниться благоговением.
Если первая семилетка «императора» проходила в подражании и должна была утвердить ребёнка в том, что мир морален, и не вызвать в нём подсознательного страха, вторая семилетка должна пройти с настроением – мир прекрасен. Достигнуть этого можно через художественный элемент, через искусство и, особенно через музыкальное переживание мелодии, ритма и такта. Ведь теперь астральное тело натягивает струны своей «арфы», к которой прикасаются высокие духовные существа и подсознательно побуждают «Я» ребёнка к совместному творчеству. Это не абстракция, а реальность! Космос звучит, и тонкое влияние музыки сфер доходит вплоть до эфирного тела, запечатлевая в нём свои «хладниевы фигуры», которые как раз и хочется телесности выразить танцем, пением или игрой на инструменте. Духовный мир своей музыкой тонко воздействует через дыхание на кровообращение, на внутреннее тепло, на движение рук, ног и всего тела. То есть, дыхание задаёт определённый ритм, реализующийся через кровь, а сердце, побуждаемое кровью, несёт космический пульс во внутреннее человека. Зная это, можно по достоинству оценить роль музыки, ибо она услышана композитором и преобразована, сделана доступной слышанию и может продолжить жить в человеке.
Шекспир говорил, что человек, который не несёт в себе музыки, способен на предательство, убийство, коварство. А это означает, что музыка является своеобразным лекарством против сильного влияния люциферических сил побуждающих к аффектам и страстям.
Наличие космического ритма предполагает во втором семилетии и соответствующего преподавания. Оно должно во всём проходить ритмично, тогда и дыхание и кровообращение ребёнка будут здоровыми. Своими чувствами ребёнок тоже должен отдаваться ритму.
Известно, что думая долго, даже взрослый человек устаёт, мышление утомляет. От движения человек тоже устаёт. А вот ритмическая система человека не устаёт, она работает непрерывно всю жизнь и если преподавание строится на художественной основе и апеллирует к ритмической системе, то утомление у ребёнка будет минимальным.
Если ключом первой семилетки был пример и подражание, то ключом второй семилетки следует считать способность следовать авторитету.
До семи лет с другими людьми ребёнок связан, как со своими руками или ногами – он ещё не обособлен от мира. После семи лет с самостоятельно действующей через дыхание и кровообращение системой чувств, ребёнок отделяется от других и к взрослому возникает благоговение. Если человек в детстве испытал это чувство, то во второй половине жизни он придёт к правильному применению свободы,т.е. воспользуется ей в сфере культуры. В связи с этим стоит упомянуть частую родительскую ошибку, когда они допускают нетактичное или критическое высказывание в присутствии ребёнка в адрес того, с кем ребёнок общается и к кому имеет чувство благоговения. Это, прежде всего, касается школьного учителя или любого взрослого, являющегося для ребёнка авторитетом. Критический настрой родителей, даже справедливый, не должен подорвать основ душевного развития ребёнка. Ведь принцип подражания, естественный в возрасте до семи лет, должен преобразоваться в способность следовать авторитету, в благоговение, а потом в любовь, в глубокую любовь, уважение к учителю. Поэтому такая критика для ребёнка столь же опасна, как огонь для листьев растения, без которых оно лишится света и зачахнет. Также без благоговения зачахнет и эфирное тело ребёнка.
Обучение чтению следует начать с обучения письму. Этот парадокс чрезвычайно важно понять. С очень далёких времён существовала связь между звуком и явлением или предметом, и эта связь была закреплена буквой. Алфавит не был случайным набором абстрактных символов, а нёс в себе реальные образы мира* (см. примечания). Потому-то ребёнок сначала через человеческие отношения осваивает буквы. Он «прохаживает» гигантскую букву на полу вслед за педагогом, вживаясь в неё всей своей телесностью. После ритмичного протаптывания формы ногами переходят к её переживанию и преобразованию, доводя рукой на доске, в воздухе, на бумаге до нужного соответствия. К примеру, кольцевое протаптывание (по кругу) приводит к букве О, а неполный круг, принимает облик буквы С и т.д. Затем следует переживание образов, в которых будет открываться та или иная буква. У ребёнка, таким образом, гармонично вовлечены и чувственная и волевая сферы.
Освободившееся эфирное тело даёт возможность, без ущерба для здоровья, использовать память. Если активизировать память до семи лет, то ревматизма, болей в суставах не избежать в дальнейшей жизни. Если же 7 лет исполнилось, то память нужно использовать, и активно. Иностранный язык, стихи, но…. Не переусердствуйте, и помните, что ПЕРЕГРУЗКА памяти вызывает её ослабление, человек делается жёстким, чёрствым, усваивает лишь всякие предубеждения и более ничего усвоить не может; внешне у ребёнка появляется бледность, он всё более склоняется к боязливости, к состоянию страха и испуга. Если перегрузки продолжать, то ребёнок отстанет в росте. Это естественно, ведь духовно-душевное постоянно находится во взаимодействии с физически-телесным. Недогрузка же памяти (с 7 лет) приводит к воспалительным состояниям в отроческом и юношеском возрасте, а позже человек будет легко подвергаться воспалениям и простуде. Внешне такой «недогруженный» ребёнок выглядит покрасневшим, и это, в свою очередь, создаёт предпосылки к приступам ярости и гнева, а в дальнейшей жизни – к тяжёлым формам заболеваний. Это и не удивительно, ведь гнев вызывает выброс желчи и если это происходит часто – может вызвать желтуху. Чтобы избежать перегрузки и недогрузки памяти, обратите внимание на то, что восточный взгляд на второе семилетие, выраженный ключевым словом слуга, не зря подчёркивает потребность ребёнка в авторитете и твёрдой руке. Не оставляйте ребёнка без контроля, он в нём нуждается более всего.
После девятого года ребёнка нужно познакомить с внешним миром. К примеру, с растительным миром нужно познакомить таким образом, чтобы связь растения с Землёй он почувствовал так же, как связь волоса с головой. Показать, как корни растения взаимодействуют с почвой Земли. А потом показать противоположное корневому – цветочное, и вести как бы общую линию от Земли к Солнцу. У ребёнка должно возникнуть такое чувственное представление о растительном мире, что если бы ему кто-то пытался описать растение без связи с Землёй и Солнцем, то он испытывал бы внутреннее сожаление, как при выдёргивании растения. Поэтому растения лучше наблюдать в жизни, а не собирать гербарий. Придумывать о них сказки, по ходу импровизируя, и через различные растения приблизиться к облику Земли и к географии.
Таким же образом, каким была установлена и показана связь растительного мира с Землёй, показать связь животного мира с человеком. То, что мы видим вовне, в царстве животных, – это всё есть одностороннее отражение какой-либо системы органов человека. Как бы самостоятельно существующие фрагменты человека. К примеру, устрицы – односторонне головные животные; рыбы – грудные; высшие млекопитающие – обмен веществ и конечностей; черви – кишечник; каракатица – язык и т.д. «Человек – компендиум всего животного царства» (Р. Штейнер).
После девяти лет ребёнком задаётся множество вопросов, чтобы чувственным образом выделить себя из окружения и «прозондировать» это самое окружение. Скептик в это время действует на ребёнка разрушительно, вызывая у него печаль. Печаль взрослого оставляет у ребёнка печать этой печали, и даже став взрослым, и мудрым человек не может преодолеть в себе этой печати, и продолжает её нести. Истинно верующие действуют в это время очень благотворно. Духовно-душевное воздействие является в этом возрасте решающим. Для школьного учителя этот возраст ученика имеет особое значение, т.к. ставя учителю ряд вопросов и наблюдая за ним, ребёнок способен тонко воспринять душевный строй, внутреннюю сущность и отношение к себе учителя. Содержание же ответов не имеет для ребёнка большого значения, а вот то, каков учитель – громадное, ибо от этого зависит, будет ли ребёнок в дальнейшем распущенным, неустойчивым, или твёрдо и уверенно стоящим в жизни.