Лекция № 10. Современное развитие социально-культурной деятельности
Современное развитие социально-культурной деятельности и ее социальных институтов происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни российского государства – от экономики до идеологии.
Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей, как отдельных людей, так и общества в целом. Переход к частной собственности как основной форме общественных отношений и последовавшие за этим перемены в политике и социально-экономической области вызвали изменения в прежних стереотипах и доминировании определенных функций учреждений культуры и искусства.
В современных условиях, когда российское общество переживает период социокультурной трансформации, на первый план выдвигаются проблемы активности человека, его сознательного участия в социокультурной жизни, формирования его культурной компетентности,
ответственности перед собой и другими, готовности к самостоятельному жизненному выбору.
Российское законодательство о регулировании отношений в сфере сервиса, культуры, досуга. В 1992 г. выступил в силу Федеральный закон «О защите прав потребителей», в котором речь шла о всех потребителях страны, включая потребителей культурно-досуговых услуг.
В течение 90-х годов XX в. были выработаны и стали действовать многие законы, связанные с регулирование сферы культурной деятельности, искусства и художественного творчества. Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» регулирует правовые отношения в сфере создания, использования и обращения в стране культурных ценностей.
Отношения в сфере культуры регулируются также федеральными законами «О ввозе и вывозе культурных ценностей», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», «О библиотечном деле», «О музейном фонде и музеях в Российской Федерации», «О народных художественных промыслах» и другими федеральными законами и законодательными актами, принятыми субъектами РФ в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации.
Ряд специальных федеральных законов также регулирует правоотношения по вопросам культуры и художественно-творческой деятельности:
Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», регулирующий лицензирование работ по проектированию и производству работ в деле охраны и реставрации памятников истории и культуры, реализации предметов антиквариата, описания и реставрации архивных документов, музейных предметов, кинопоказа, изготовления и распространения аудиовизуальных произведений и фонограмм;
Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» регламентирует правовые отношения в сфере деятельности организаций культуры;
Федеральный закон от 14.03.95 №> 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает порядок сохранения памятников истории и культуры, расположенных на территориях природных заповедников, заказников и национальных парков;
Федеральный закон от 04.07.96 № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» создает условия для участия России в международном информационное обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защищает интересы, права и свободы физических и юридических лиц, в том числе художников, при международном информационном обмене.
Названные законы регламентируют те или иные аспекты организации проведения культурно-досуговой деятельности, а также бизнеса в сфере культуры и досуга.
В новой общественной и экономической ситуации в стране сравнительно быстро трансформировались основные качества досуга предыдущего периода: структура, объем, соотношение в нем традиционных и новых элементов, содержательная и функциональная нагруженность, формы реализации в разных социальных средах. Это заставило ученых по-новому взглянуть на отдых, досуг всех, без исключения, социальных слоев и групп. Поэтому благодаря усилиям исследователей изучение досуга не было прервано. К сегодняшнему дню выяснилось немало интересных особенностей, характеризующих трансформацию досуговых занятий в условиях социальных преобразований, когда образ жизни людей коренным образом меняется.
В последние 10-15 лет в российском обществе трансформировались важнейшие стороны жизни большей части населения страны. Основной удар пришелся на занятость — значительная доля занятого населения пережила состояние полностью или частично безработных. В результате многие люди вынуждены были сменить профессию, переквалифицироваться. Крайне болезненным для них стало резкое повышение стоимости жизни при одновременном падении доходов. Поэтому на первом плане стояла задача выживания, и только потом вставали вопросы, как использовать свободное время, восстановить работоспособность и т.п.
В советский период органы государственной власти строго контролировали процессы, связанные с духовным развитием общества и личности. В новых условиях центральная власть резко изменила свои функции в сфере культуры и досуга. Культурная политика, а также близкие с ней направления политической деятельности государства меняли свои цели и содержание; снижалось их финансирование; центр тяжести организации досуга и социокультурного сервиса переносился на места — в регионы, в города, на муниципальный уровень.
В настоящее время проведение населением свободного времени лишь в небольшой степени зависит от государственной политики и работы бюджетных учреждений культуры. Все это привело к тому, что культурно-до-суговые процессы стали зависеть в основном от инициативы населения. Досуговая политика органов местной власти, общественных организаций выполняла вспомогательную роль в организации отдыха людей. Коммер ческие сегменты сферы культуры и досуга стали активно действовать лишь во второй половине 1990-х годов.
Социальная дифференциация досуговых потребностей и способов проведения свободного времени. В середине 1990-х годов с развитием рыночных механизмов дифференцировалась социальная структура общества — в стране появилась небольшая часть состоятельных и сверхбогатых людей, разные социальные группы получили разные возможности проводить свободное время и выбирать виды досуга.
Одновременно формировались более разнообразные по характеру, уровню притязаний потребности и интересы россиян в сфере культуры, рекреации, досуга. В крупных городах развивались высокооплачиваемые формы досуга, порожденные запросами состоятельных групп, представителей бизнес-среды и связанные с ресторанным обслуживанием, развлечением (посещение ночных клубов, игорных заведений), дорогостоящим зарубежным туризмом.
Состоятельные группы подчеркнуто проводят свободное время в узкой среде, избегая взаимодействия с теми, кто стоит на нижних ступенях социальной иерархии. Представители данных групп нередко выбирают активные формы досуга с высоким уровнем сервиса, дорожа своими возможностями реализовать престижные виды отдыха, а также запросы на экзотические досуговые занятия. Многие выбирают модные способы свободного времяпрепровождения. Их досуговые занятия носят мозаичный характер; для них характерна быстрая смена культурных предпочтений и ориентации.
У основной части населения досуг тоже изменился - уменьшился его объем в бюджете суточного, недельного, месячного и годового времени. Иной стала функциональная направленность, произошла перекомпоновка внутренних элементов досуга. Особенно заметно уменьшилось свободное время у работающих мужчин, для которых стала характерна вторичная и третичная занятость. У женщин досуг уменьшился не столь явно, а в ряде случаев даже несколько увеличился. Однако это обусловлено их большей зависимостью от динамики отпусков без содержания, увольнений и безработицы.
В новых условиях некоторые массовые занятия советского времени сохранили свое значение: просмотр телевидения, общение с друзьями и родственниками, в определенной степени также чтение. Вместе с тем множество свободных занятий утратили свое лидерство, так как в новых условиях к ним стала обращаться гораздо меньшая доля населения. Особенно это относится к общественно значимым, организованным и активным видам досуга — посещению кино, театра, музеев, выставок, любительским занятиям в кружках, самообразованию, повышению квалификации, занятиям музыкой, пением, спортом, прослушиванию радио как самостоятельного времяпрепровождения.
Возможности выбора населением различных видов и способов проведения досуга. В новых условиях функциональный характер организованного досуга кардинально меняется. На рубеже XX-XXI вв. многие тенденции в социальной практике и экономике России приобрели более стабильный и определенный характер, что позволило осмыслить как утраты, так и конструктивные сдвиги в освоении новых видов досуговой деятельности. К этому времени возникли новые культурные производства, появились современные типы информационных сетей, в сфере досуга родилось предпринимательство - производство компакт-дисков, рекламных клипов, развитие сети Интернет, шоу-бизнеса, модельного и игрового бизнеса и др. Многие способы организации досуга, в изменившихся условиях были переструктурированы на коммерческой основе, обретя динамичные импульсы развития.
Ведущим фактором, определившим стремительное развитие куль турно-досуговой сферы, стало становление российского среднего класса.
Представители среднего класса стимулируют стремительное развитие в крупных городах страны развлекательных форм досуга, функционирующих на базе массовой культуры. По мере распространения в России новых организованных форм досуга и конкуренции на рынке культурных услуг выбор многих видов отдыха становится более доступным для всех, кто имеет возможность их оплатить.
Но для значительной части населения страны характерными остаются сниженные душевые доходы, ограниченный доступ к организованному досугу. Таким образом, основная часть населения страны в условиях экономических и социальных преобразований располагает ограниченными возможностями восстанавливаться в свободное время.
Досуг с помощью компьютера. Занятия, связанные с аудиовизуальными средствами, в постсоветский период занимают все больше свободного времени молодежи, представителей деловых и состоятельных кругов крупных городов. Особенно стремительно расширяется новый досуг, связанный с компьютером.
Сторонники компьютеризации досуга отмечают конструктивное значение следующих его аспектов:
♦ он чаще переносится в домашнюю обстановку и становится более независимым от общественных форм организации, обогащается, делается более свободным;
♦индивидуальное развитие получает новые возможности: становятся
доступными новая информация и новые знания, человек с помощью игры
может переноситься в прошлое и будущее;
♦экранные средства позволяют моделировать сложные жизненные
ситуации, овладевать новыми технологиями их преодоления;
♦широкие возможности компьютерного моделирования приводят к
использованию экранной культуры в деятельности досуговых центров
и учреждений культуры, создавая для пользователей новую обстановку
и оригинальные виды развлечений;
♦сетевое общение человека в Интернете в режиме on-line приобретает интерактивный характер, расширяя его возможности непосредственного контактирования с гражданами зарубежных стран, жителями разных континентов и т.п.
Отрицательные влияние экранной культуры на досуговые занятия - опасность индивидуального развития детей, подростков, молодежи в целом, так как обращение детей и молодежи сужает их время, отводимое на активные формы досуга. У постоянного пользователя компьютерных игр формируется психологическая зависимость от них, он с трудом может переключаться на другие виды развлечений. Человек перестает принимать самостоятельные решения даже по обыденным проблемам жизни, не «посоветовавшись» с компьютером.
Молодые люди, которые не ставят перед собой серьезных целей вне компьютера, проводя перед дисплеем, в основном за игрой, все свободное время, быстрее погружаются в ситуацию ухода от действительности. У них в наибольшей степени вырабатывается мозаичность восприятия, формируются трудности с концентрацией внимания, невозможность сосредоточиться и т.п.
Обращение к организованному досугу современного типа. В России интенсивно развиваются такие распространенные в развитых странах виды досуга, как:
♦ обращение к продукции экранной культуры (телевидению, кино,
компьютеру);
♦ зарубежный и внутренний туризм;
♦ оздоровительные занятия в фитнес-клубах, аквапарках, бассейнах;
♦ игровая деятельность (многообразные виды игр, включая азартные);
♦ посещение ресторанов, развлекательных центров;
♦ посещение обучающих центров.
Средне- и высокообеспеченные группы вызвали появление в стране основных звеньев индустрии развлечений, которые поначалу создавались на базе организаций и учреждений, существовавших в советский период. В них постепенно обновлялись виды досуговых занятий и формы обслуживания. Так, в крупных городах страны поэтапно преобразовывалась деятельность парков культуры и отдыха, кинотеатров, кафе и ресторанов, дискотек. Дети и родители в парках получали расширенные возможности отдыха: они могут не только воспользоваться аттракционами или игровыми площадками, но и пообщаться с дрессированными животными, поучаствовать в интерактивных розыгрышах, забавах, зайти в кафе или отметить семейный праздник в детском ресторане со сказочными персонажами и т.п.
Среди горожан постепенно стал расти спрос на посещение учреждений культуры и развлекательных центров, чьи услуги становились более качественными, а досуговые занятия — более многообразными.
Социальные издержки и ценностные противоречия в коммерческих сегментах организации досуга. В обществе создаются условия для свободы художественного творчества, снимаются многие неоправданные запреты на самодеятельные формы досуга, связанные с многообразными увлечениями и интересами людей, искусственные препятствия в процессе получения новой информации. Но доминирование в общественно значимом свободном времени облегченных, чисто развлекательных форм отдыха приводит к тому, что население не в состоянии реализовать через коммерческий досуг многообразный диапазон потребностей более глубокого и сложного типа.
Процессы межкультурного взаимодействия важны для современной России; они реализуются в нашей стране достаточно интенсивно. Вместе с тем не следует их упрощать, рассматривая российское общество как безликого коллективного потребителя, пассивно осваивающего все, что идет к нам с Запада. Россия — это масштабный и исторически сформированный цивилизационный организм, народы и исторические поколения которого выработали чувство культурной идентичности и собственные критерии того, что такое цели и эффективность досуга. Поэтому заимствования наше общество осуществляло не механически — они всегда обретали в российской культуре собственную форму.
Российская молодежь в наибольшей степени идентифицирует себя с молодежной отечественной культурой, а также со своим городом, близким социальным окружением.
Таким образом, в современной России сохраняются расхождения между:
- невысоким уровнем доходов основной части населения и относительно высокой стоимостью досуговых услуг современного типа;
- многообразием досуговых потребностей основной части населения и стремительным развитием в общественной практике преимущественно развлекательно-игровых форм организованного досуга;
- национальными, а также духовными традициями в культурно-досуговой сфере и насаждением чисто потребительских вкусов, стандартов поведения, распространяемых массовой культурой постмодерна.
В отечественном пространстве досуговой сферы складываются противоположные тенденции, обозначенные как противоречивые полюса культурно-рекреационных устремлений разных групп населения. Вместе с тем подобная ситуация не статична, она находится в постоянной динамике, трансформируясь посредством активности тех субъектов культурно-досуговой деятельности, которые не смиряются с ней, но стремятся привнести в нее те компоненты и качества, которых им недостает.