Онтология — философское учение о бытии, его основах, принципах, структуре и закономерностях.
Миссия школы как социального института и социальной организации определяется доминирующими идеями, характеризующими систему Человек—Природа—Общество —Культура, в границах которой выстраивается и формирующийся у человека социальный опыт.
Среди причин, ограничивающих деятельность человека на протяжении всей его истории, — необходимость ее согласования с возможностями Природы.
Школа, организуя и реализуя процесс воспитания, влияет на складывающиеся индивидуальные и коллективные (общественные) отношения и взаимодействия с Природой. Так, например, она играла важную роль в трансляции предлагаемых «моделей мира» в различные периоды истории.
XVIII—XIX вв. — становление рационалистических воззрений. Человек представляется пассивным наблюдателем, который может лишь изучать Природу. Его судьба зависит от природных сил и их законов, в которые он не способен вмешиваться. Но ему дано
право использовать все то, что может дать Природа, возможности которой не ограничены по сравнению с запросами человека.
XX в. — знаменитый тезис о безграничных и неисчерпаемых возможностях человека, задача которого — «не ждать милости от Природы», а взять все то, чем она располагает.
Конец XX—начало XXI в. Возвращение к идеям выдающихся философов прошлого В. И. Вернадского, А. Бергсона, М. Ж. П. Тей-яр де Шардена и других, согласно которым разум человека — новый способ адаптации вида Ното заргепз к условиям обитания, новое качество материи. В школьном образовании предметом осмысления становятся сложные взаимодействия и взаимовлияния человека и мира. Человек имеет вполне определенную миссию в мировом процессе развития. Он всего лишь один из естественных элементов системы, с помощью которой Вселенная осуществляет потенциально присущую ей способность познавать саму себя.
Учет влияния Природы на развитие человека максимально полно представлен в принципе природосообразности, которым руководствуется школа со времен Я. А. Коменского. Процесс школьной жизнедеятельности должен осуществляться естественным путем, соотноситься с внешней природой, ее закономерностями, а также с природой самого ребенка, его возрастными и индивидуальными особенностями.
Современные подходы к реализации идеи природосообразности в школе разнообразны. Некоторые современные авторские концепции рассматривают идею природосообразности в качестве базовой.
Отдельные яркие примеры наглядно иллюстрируют общую тенденцию: школа не может не переживать (системный кризис образования) и не комментировать, отвечая на вопросы воспитанников, проявлений и сущности глубинного и многоаспектного кризиса современной цивилизации. Яркими отображениями данного кризиса выступают количественный и качественный рост глобальных проблем, нарастание таких характеристик современной жизни, как непредсказуемость экологических последствий жизнедеятельности человечества, быстрые изменения условий жизни и труда, увеличение стрессовых ситуаций, проявляющаяся недостаточность адаптационных способностей человека и человечества.
Цивилизация (от лат. сМИз — гражданский) — уровень общественного развития материальной и духовной культуры; в культурно-исторической периодизации, принятой в науке XVIII—XIX вв., — третья ступень общественного развития, следующая за дикостью и варварством.
В последние десятилетия наглядно выявилась иллюзорность надежд на возможность «технократического» решения. Научно-технический прогресс автоматически не решает, а, напротив, зачастую усугубляет наиболее острые проблемы. Однако трагический
опыт XX в. убедительно показывает невозможность преодолеть кризис цивилизации только путем насильственного преобразования социально-экономических отношений и политических систем. Более того, разрушение ранее существовавшего порядка, свержение еще вчера непререкаемых авторитетов вызывает у людей чувство растерянности, ценностного хаоса, страха. С учетом этого отдельные специалисты все чаще вспоминают о социал-реконст-руктивистской миссии школы. Известный итальянский ученый-футуролог А.Печчеи и члены Римского клуба отмечали, что с целью целенаправленного формирования гуманистического сознания необходимо создание системы глобальной педагогической терапии.
Макрофакторы социализации в условиях современного мира — с присущими ему процессами интеграции и глобализации — имеют два уровня представленности в процессах социализации:
а) проявляются и осознаются как дифференцирующее начало
(национальное своеобразие, государственные различия, обще
ственное многообразие и т.п.);
б) предстают как интегративные свойства, изначально сход
ные в различных странах, государствах, общностях.
Эти тенденции проявляются, в частности, при сравнительной характеристике школ различных государств. Так, в большинстве стран Западной Европы в течение многих десятилетий школа сохраняла жесткую иерархическую структуру:
- полная средняя школа (грамматические школы в Великобритании, лицеи во Франции, Италии, Испании, гимназии в ФРГ, скандинавских странах, некоторых кантонах Швейцарии), которая характеризуется высоким теоретическим уровнем образования и четко сформулированной целевой установкой — подготовка к обучению в высшей школе;
- современные школы Великобритании, реальные школы в ФРГ с более низким теоретическим уровнем сообщаемых знаний, выраженной прикладной направленностью;
- практическое образование, обеспечивающее в дальнейшем путь в систему профессионального ученичества или непосредственно на неквалифицированную работу.
Иначе дело обстояло в массовой средней школе США, которая принимала на обучение всю молодежь в пределах обязательного возраста. Внутри этой школы учащиеся распределялись по разным учебным потокам, но в организационном плане американская школа была единой.
Интенсивное реформирование, характерное в последние десятилетия для систем образования практически всех развитых стран мира, существенно не затронуло структуру всеохватывающей школы США, но внесло серьезные изменения в структуру школьного образования Западной Европы. Здесь создается новый тип школы
для всех детей от 10—12 до 15—16 лет (окончания срока обязательного обучения). Как отмечает Б.Л.Вульфсон, объединенная школа Великобритании, колледж во Франции, интегрированная гимназия в Швеции, общие школы ФРГ и т.д., несмотря на общие характеристики (отказ от традиционной кастовости и обособленности разных направлений общеобразовательной учебы, уменьшение разрыва между учебными программами и т.п.), сохранили отдельные специфические черты, обусловленные государственными, общественными, национальными традициями.
Школы в странах Западной Европы демонстрируют массовую практику создания школьных советов (или советов учебных заведений, административных советов, советов управляющих и т.п.), деятельность которых регулируется законодательными и нормативными документами. Практика их деятельности определяется демократическими установками данного общества. В. И. Бочкарев полагает, что современный этап рождения школьных советов в 70 —80-е гг. XX века обусловлен характерным для большинства государств массовым движением учителей, студентов, учащихся старших классов, поддержанным родителями, — за демократизацию и модернизацию школы, за право участвовать через своих представителей в формировании национальной образовательной политики и управлении учебными заведениями. В большинстве европейских государств школьный совет считается органом, отвечающим за общую политику функционирования и развития учебного заведения в границах предусмотренной законодательством страны школьной автономии. Как правило, данный орган рассматривает вопросы определения цели и задач школы, бюджетной политики, правил внутреннего распорядка, дисциплинарных санкций, отношений с родителями, контроля и общей оценки деятельности школы.
Участие в управлении образовательным учреждением рассматривается как один из важнейших путей демократизации часто авторитарной системы управления образованием на разных уровнях, а для учащихся оно имеет важное значение в их подготовке к последующему участию в жизни демократического общества, воспитания гражданственности и «обучения» демократии.
Проявляющийся на уровне отдельных государств единый ци-вилизационный кризис актуализировал проблему культуры как условия существования и развития человека и человечества.
Культура (от лат. сиЧига) — обработка и уход за землей; уход, улучшение, облагораживание телесных, душевных, духовных склонностей и способностей человека; совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.
Человек в процессе своего развития, входя в культуру, присваивает ее и становится ее деятельным участником. Отечественный
психолог С.Л.Рубинштейн отмечал, что деятельность людей, изменяя действительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. Через их посредство создается преемственная связь между поколениями, благодаря которой последующие поколения не повторяются, а продолжают дело предыдущих и опираются на сделанное их предшественниками, даже когда они вступают с ними в борьбу». Включение ребенка в ценностную систему общей культуры проходит через субкультуру референтных групп и социальных общностей. Культурное самоопределение является одной из составных частей социализации личности.
Современная отечественная школа получила возможность развиваться по трем направлениям: как национальная, общероссийская и школа мировой культуры. Она вносит немалый вклад в многообразие сосуществующих в обществе культур, поскольку самые разные формы поликультурного взаимодействия берут свое начало уже в школе. Здесь они закладываются в «зародышевом» виде, в проформах, но при соответствующих условиях могут с полной силой продемонстрировать свой плодотворный или разрушительный (в психологическом или социальном плане) потенциал.
Акцентируя социокультурную сущность школы как социального института, отдельные педагоги, педагогические сообщества разрабатывают и реализуют соответствующие авторские концепции.
В современных условиях все чаще предметом анализа становится поликультурное пространство социализации личности. Как отмечает современный отечественный исследователь проблем поликультурности образования А.А.Сыродеева, какой бы стратегии ни придерживалась администрация школы при наборе учеников, поликультурность общественной реальности все равно присутствует в пространстве школы: это и часы досуга, которые ученики проводят за ее пределами, и проблемы, с которыми сталкиваются родители, а затем обсуждают их дома. Поликультурность социального мира предопределяет поликультурность школьной реальности. В зависимости от того какой акцент будет делать школа на практике многокультурного взаимодействия, общения, отношений, зависит становление личности — толерантной или нетерпимой к другой культуре и ее носителям.
Поликультурное образование призвано решать ряд практических и учебно-воспитательных проблем:
- плодотворного взаимодействия разных культур в социуме учебного заведения;
- культурной децентрации картины мира учеников, освобождения от ее стереотипов и дискриминации в отношении иных социокультурных групп;
- развития критического мышление, создания полифонично-сти общественной реальности, допустимости альтернативных точек зрения, логик рассуждения, языков самовыражения, выработки навыков ведения диалога;
- чуткого отношения к состоянию другого, терпимости к ина-ковости.
С точки зрения философа К.В.Романова, усиление полицентризма культуры в контексте образования связано с тремя стадиями.
Первая стадия обусловлена реализацией позиции культурной ассимиляции. Данная позиция нашла воплощение в практике массовой школы, которая утверждала идею становления новой национальной общности — советского народа в СССР и американского народа в США. «Переплавка» культур малых этносов осуществлялась на основе языка, картины мира и ценностей доминирующего этноса.
В начале 1970-х гг. в школьной системе образования утверждается плюралистический подход, соответствующий эпохе постмодернизма. Школьный мир в большей мере заиграл разнообразием красок культуры. Всеобщие тотальные идеи и программы начинают вытесняться локальными представлениями. Статус учителя, знающего истину и транслирующего ее в виде канона учебником, сменился на роль посредника в мире текстов. Учитель отныне трансформатор, который поддерживает самостоятельную работу ученика на определенных участках большого и сложного семиотического пространства.
С конца 1980-х гг. приобретает популярность критический подход к поликультурности. Для данного подхода мало акта признания непонятых культур и терпимого отношения к ним. Он требует позитивного отношения к иным культурам в пространстве школы. Особое значение приобретает вопрос о поликультурности жизни учителя и ученика. Расширяя исторические, географические и интеллектуальные рамки сравнительного изучения культур, ученик овладевает навыками культурной децентрации. Это существенно повышает умение отмечать альтернативные мнения, точки зрения, логики рассуждения, языки самовыражения. В результате усиливается способность к критическому мышлению и системному поиску продуктивных решений. Цель учителя состоит в том, чтобы обеспечить взаимопонимание разных культур, существующих в классе и школе, с культурами семьи, социальной среды и взрослой жизни.
Школа является поликультурной средой по определению: в ней происходит встреча поколений, носителей разных культур.
Очевидна для современной школы и проблема национального воспитания. Как считает А. М. Новиков, национальная направленность отечественной школы долгое время сдерживалась унификацией,
интернациональным нивелированием. Будучи одним из главных инструментов языковой и культурной ассимиляции нерусских этносов и деруссификацией русских во имя создания единого «советского народа», российская школа была лишена национальной составляющей.
Вместе с тем подлинная школа неотрывна от национальной почвы: когда преподавание ведется на родном большинству детей языке, они осваивают национальную историю, культуру и т.п. Всякое хорошо поставленное образование, подчеркивал выдающийся педагог и мыслитель С. И. Гессен, по необходимости будет национальным, и наоборот, подлинно национальным образованием, действительно созидающим, а не разрушающим нацию, будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование, хотя бы оно и не заботилось специально о развитии национального чувства. Школа передает, хранит и формирует национальную культуру, обогащая национальное общечеловеческим, а общечеловеческое национальным.
Мезофакторы социализации
Регион представляет собой территорию, отличающуюся общностью природно-климатических условий, укладом жизни и хозяйствования, восприятием окружающей действительности. В процессе жизнедеятельности в регионе складывается своя региональная человеческая общность, имеющая:
- уникальные культуросообразные целевые ориентиры, опре- $ деляющие их исторические миссии и будущее; ^
- собственное видение мира, систему ценностей, задающие % основания для действия общности в целом;
- исторические традиции, позволяющие непрерывно наращивать культурный потенциал общности.
Школа, несмотря на унификацию, имеет выраженное региональное своеобразие и предлагает характерные для региональной общности картину мира, ценности, традиции.
В качестве примера обратимся к характеристике своеобразного региона нашей страны — Республики Саха (Якутия).
В системе школьного образования данного региона очевидно проявляется противоречие между особенностями хозяйствования, традициями (одна форма инфраструктуры Севера связана с кочеванием оленеводов, другая, полукочевая, образовалась в связи с переводом кочевого населения на сезонный оседлый образ жизни) и требованиями системы государственного образования. Решением противоречия в советский период стало создание в местах кочевий стационарных населенных пунктов, сети школьных интернатов и школ-интернатов.
В новых социально-экономических и социокультурных условиях для реализации положения о максимальном приближении обучения и вос-
питания к жизни населения была поставлена задача создания таких видов школ, которые не отрывают детей от родителей, традиций хозяйствования, адекватных условий существования. Распространение получили три вида школ.
Кочевая школа-сад функционирует в кочевых родовых общинах. Это особый вид школы-сада семейного типа, охватывающий детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ней работают воспитатель группы дошкольников и учитель начальных классов для группы младших школьников. Учебный год и его структура определяются в рамках общегосударственных стандартов (с 1 сентября по 31 мая). Некоторые изменения предусматриваются в определении сроков каникул: осенние каникулы совпадают с периодом забоя оленей (особое время в жизни оленеводов — подведение итогов работы, праздничная приподнятость); зимние — с новогодними, рождественскими праздниками, весенние — с другим важным для оленевода сроком отела животных. Режим работы отличается от режима стационарных школ. Занятия проводятся с 9 до 15 часов с перерывами. Продолжительность занятий разная: групповых — от 30 до 40 минут, индивидуальных — в зависимости от возможностей, способностей, желаний и интересов учащихся — от 20 минут до часа и более. Способы обучения, приемы воздействия на детей ориентированы на своеобразие этнической психологии учеников и построены на народно-педагогических традициях воспитания.
Стационарная школа с филиалами в родовых общинах. Родовые общины разнятся по своей социальной инфраструктуре. Одни из них кочевые, что определяет территориальную разбросанность. Другие также расположены вдали от административного центра, но географически находятся в центре производственной деятельности людей. Этот мини-центр общины представляет собой полустационарное, полукочевое поселение (кочевье непродолжительное и на небольшие расстояния). Здесь создаются малокомплектные школы — филиалы стационарной школы, расположенной в административном центре.
Филиалы школы в родовой общине охватывают детей с I по VII классы. Начиная с VIII класса усложняется программа учебных предметов, что затрудняет качественное обучение детей по всем предметам учителями-неспециалистами и делает невозможным полное усвоение детьми учебного материала самостоятельно (основная организационная форма обучения в такой школе). Вместе с тем учитывается, что родовая община лишь одна сторона жизни. Ребенок должен усвоить культуру современной цивилизации в других, более типичных, жизненных обстоятельствах. В этой связи обучение детей с VIII — IX класса (совпадает с началом профильного обучения) должно проходить в стационарной поселковой школе. В малокомплектной школе работают, как правило, три преподавателя: начальных классов, гуманитарных предметов, естественно-математических дисциплин. Возможно их чередование и работа учителей вахтовым методом. Это вызывает необходимость подготовки учителей широкого профиля со специальным методическим багажом для индивидуальной работы с детьми в нестандартных условиях.
Школа с гибкой организацией учебного процесса — третий тип школы, работа которой максимально связана с производственной деятельностью
Шакурова
и природными условиями региона. Для тех ребят, которые выезжают в оленеводческие бригады, учебный год в стационарных условиях сокращается на шесть недель (до 15 апреля — начала месяца отела): используется метод погружения либо работа по индивидуальным планам-программам, выполнение которых контролируется учителями, приезжающими на один-два дня в оленеводческую бригаду. Учитывается и природный фактор: снижение двигательной активности детей, гиподинамия, связанная с низкими температурами, нарушение светового баланса, снижение физической и умственной работоспособности в период полярной ночи («биологической тьмы»). С учетом этого вносятся коррективы в сроки учебного года.
Учитывая обширность территорий современной Российской Федерации, сохранение производственно-экономической специализации и социокультурной специфики отдельных регионов, можно обнаружить различия в образе, культуре и укладе школ каждого региона.
Вместе с тем система образования в России исторически складывалась с учетом не только региональных особенностей, но и особенностей расселения людей, типов создаваемых ими поселений.
Городская школа. Город — тип поселения, для которого характерны концентрация большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированные социально-профессиональная и нередко этническая структура населения.
Городская среда — сложная система, включающая многочисленные компоненты, влияющие на социализацию и воспитание человека. Это прежде всего: материально-пространственные компоненты (планировка, архитектура, предметная среда); система коммуникаций с соответствующим пространственно-временным зонированием; системы ценностей, механизмы культурной сте-реотипизации, информационные культурные потоки, преобладающие в общественном сознании и реально действующие.
Характеристики и особенности влияния каждой группы компонентов определяются типом города. Согласно одной из наиболее распространенных типологий, построенной на показателе количества проживающих, выделяют мегаполисы (сверхкрупный город с населением свыше 1 млн человек), большие (крупные) города с численностью жителей до 1 млн человек, средние города с численностью жителей до 500 тыс. человек, малые города (историко-культурные центры или новообразования) с численностью жителей до 50 тыс. человек.
Современный крупный и сверхкрупный город, как правило, характеризуется:
- средоточением культуры и контркультуры (криминогенного поведения и др.);
- сочетанием анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов и высокой избирательностью в эмоциональных привязанностях;
- слабым социальным контролем в сочетании с повышенными требованиями к индивидуальной саморегуляции;
- неустойчивостью социальных связей, повышенной социальной мобильностью (небольшая значимость территориальных общностей жителей) в сочетании с высокой социально-эмоциональной значимостью семьи, референтной группы.
В большинстве крупных городов можно выделить несколько типичных жилых зон:
исторический и современный культурный центр, где сосредоточены основные культурные, образовательные учреждения, органы власти и управления;
так называемые «спальные» районы — районы крупнопанельного типового строительства, возведенные в основном в 60—90-е гг. XX в., как правило, не имеющие своего ярко выраженного архитектурного «лица»;
неблагоустроенные окраины — частный сектор, бараки, дома с минимумом удобств, построенные в начале эпохи индустриализации. Жители этих районов часто имеют мало надежд на улучшение жилищных и социально-культурных условий жизни;
новые микрорайоны, которые формировались в последние годы, — дома, строящиеся для богатых людей, с интересной архитектурой, мощной системой охраны; иногда они возвышаются прямо посреди бараков и пресловутого частного сектора.
Школа с ее системой ценностей и отношений становится фактором формирования культуры территории и в то же время отражает существующие в микрорайоне нормы и ценности. В каждой зоне можно выделить наиболее часто встречающийся тип школы (школа-символ): «старые» — школы с традициями — в историческом центре; по «авторским проектам» — в статусе гимназии, лицея и т. п. — в культурном центре; общеобразовательные школы по типовым проектам, работающие в две-три смены, — в спальных районах; старые школы в приспособленных под них зданиях — на неблагоустроенных окраинах; и т.д.
Безусловными символами мегаполисов, больших городов являются школы-гиганты с усложненной структурой управления. В 60-х гг. XX в. в стране разворачивается строительство школ на две, три и даже четыре тысячи учащихся. Объяснение давалось простое: раз в микрорайоне строят большие дома, то и школы должны не отставать, маленькие здания не смотрятся в окружении многоэтажек. Но еще К.Д.Ушинский писал: «Обширность и многолюдство учебного заведения иногда не должны превышать пределов возможности лич-
ного наблюдения и влияния главного воспитателя. С утверждением духа заведения пределы его могут расширяться; но опаснее всего для заведения, если в нем набито столько воспитанников, что наблюдение за ними (а иногда даже и самое знание их имен) становится для главного воспитателя невозможным. Тогда поневоле он должен положиться на других, которые, в свою очередь, предоставят это наблюдение третьим, и в школьную жизнь начнут вливаться со всех сторон разнородные элементы, с которыми не в состоянии уже будет справиться главный воспитатель и поневоле перестанет вести заведение: оно само поведет его за собой»1.
Столь же негативную оценку подобной школы встречаем и у А. С. Макаренко: «Школы-гиганты следовало бы разукрупнить, чтобы каждая имела свое лицо, чтобы дети были знакомы друг с другом, чтобы учителя узнавали в коридоре тех, кого они воспитывают, чтобы весь школьный коллектив дружески общался на школьных праздниках, на литературно-художественных вечерах, в кружках, чтобы крепла дружба и уважение друг к другу в совместной творческой работе...»2.
Педагоги крупных школ, врачи-гигиенисты категорически против укрупнения школьных зданий. В них дети чаще болеют, возникает больше проблем с отдыхом во время перемен, становится невозможным создание коллектива. Таким школам присущи типологические характеристики социокультурной среды крупного города: анонимность, слабый социальный контроль, неустойчивость контактов и др. Об этом свидетельствуют результаты многочисленных сравнительных исследований. Так, городских педагогов в меньшей степени волнует самоустранение семьи от воспитания детей, они менее пессимистично оценивают падение престижа образования в обществе в целом.
Но городские родители достаточно требовательны к школе. На первое место они ставят качественное образование, подготовку детей к поступлению в вузы и средние специальные учебные заведения, а также к самостоятельной жизни, воспитание личности учащегося и уважения к ней, профессиональное обучение учащихся, повышение качества работы учителя. Родители в городе имеют возможность выбора школы. Они в основной массе своей еще не готовы активно отстаивать свои права, более того, часто и не знают их, но способны оценить имеющуюся школу и сменить ее, если она их не устраивает. В результате больше четверти детей выбирают школу не своего района, поскольку она не является для семьи более привлекательной. У учащихся городских школ в числе приоритетных — потребности в хороших знаниях, во вне-