Время действия Рис, 4. Постепенность и неравномерность формирования навыка

Все изложенное о навыке позволяет заключить, что он фор­мируется постепенно через ряд преобразований за относительно длительный период времени. Эта закономерность и нашла свое отражение в этапности обучения. Но навык формируется не толь­ко постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления (рис.4). Неравномерность может иметь четыре разновидности:

1. Формирование навыка с «отрицательным ускорением». Это
означает, что в начале обучения происходит сравнительно быстрое
овладение действием, а затем качественный прирост навыка за­
медляется. Подобная неравномерность характерна для обучения
сравнительно легким действиям, когда ученик быстро схватывает
основу действия и долго осваивает его детали. Например, в экс­
перименте по изучению формирования навыка метания у детей
было установлено, что за первую половину обучения испытуемые
достигли успеха, оцениваемого в 5 очков, а за вторую такую же
по количеству дней и числу упражнений успех был равен только
1 очку (В. В. Белиновнч).

2. Формирование навыка с «положительным ускорением». Это
означает, что в начале обучения качественный прирост навыка
незначителен. Затем он резко возрастает. Данный вид неравно­
мерности характерен для обучения относительно сложным дейст­
виям, когда внешне незаметные качественные накопления только
с течением времени могут проявить себя в виде повышения уров­
ня владения действием.

3. Замедление в развитии навыка. Происходить это может
нри обоих видах ускорений, когда навык достигает определен­
ного совершенства. Следовательно, чем совершеннее навык, тем

больше требуется усилий и педагогического мастерства, чтобы добиться его дальнейшего улучшения.

4. Задержка в развитии навыка («плато»). Возможны две причины появления задержки: внутренняя, обусловленная проте­канием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качест­венные улучшения навыка; внешняя, вызванная неправильной ме­тодикой обучения или недостаточным уровнем развития двига­тельных качеств. Если причина определена правильно, то для преодоления задержки потребуется пли только время (первая причина), или существенное изменение средств и методов обуче­ния (вторая причина). Длительность задержки может быть самой разнообразной.

Разрушение кавыка происходит тогда, когда длительное время не повторяется двигательное действие. Оно подобно формиро­ванию навыка происходит постепенно, но в обратном порядке.

Вначале навык еще не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих силах, поэтому иногда происходят срывы в исполнении действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нару­шаются сложные координационные отношения между движения­ми, т. е. исчезает индивидуальность в технике исполнения, на что в прошлом было затрачено много времени и труда. Внешне это выражается в качественном ухудшении действия: ученик показы­вает меньший результат в метании снаряда, допускает ошибки в акробатическом упражнении и пр. При дальнейшем отсутствии повторений все эти явления становятся более ощутимыми. Нако­нец ученик может полностью потерять способность выполнять некоторые сложные действия.

Следовательно, качественные отличия навыка (быстро бегать, высоко прыгать и пр.) без систематических занятий ухудшаются быстро. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохра­няется сравнительно долго, и после повторений он быстро восста­навливается.

ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЮ НАВЫКОВ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Четвертый этап является этапом обучения применению зна­ний и навыков в различных условиях. Основная его задача — на­учить ученика свободно владеть навыком в бытовой, трудовой и спортивной деятельности. Только в этом случае навык получит свою практическую ценность. Для решения подобной задачи не­обходимо совершенствовать качество исполнения действия таким образом, чтобы, во-первых, индивидуализировалась техника вы­полнения физического упражнения; во-вторых, были бы освоены различные варианты основного двигательного навыка; в-третьах, выработаны умения использовать приобретенный навык в различ­ных видах двигательной деятельности; в-четвертых, приобретены

8 Заказ № 1180 1 13

умения видоизменять (приспосабливать) навык в соответствии с изменяющимися условиями деятельности; в-пятых, освоены уме­ния применять вновь сформированный навык с ранее приобретен­ными в различных сочетаниях с ними.

Перечисленные задачи решаются с помощью разнообразных методов обучения, среди которых ведущее значение приобретают соревновательный, игровой методы и метод разучивания в целом. Метод разучивания по частям используется в тех случаях, когда необходимо внести исправления или изменения в технику испол­нения.

Умение применять приобретенные знания и навыки свидетель­ствует о наивысшей степени владения двигательным действием. По существу, именно эти умения являются конечной целью обу­чения, из-за чего и называются умениями высшего порядка или умениями мастерства. Их дидактическую ценность трудно пере­оценить. Приспособление сформированного навыка к различным условиям — процесс творческий, интенсивно развивающий интел­лектуальную сферу ученика. Умения высшего порядка являются выражением прикладного значения физического воспитания и ре­зервом повышения спортивного мастерства.

Характерные признаки подобных умений обусловлены наличи­ем уже сформированных навыков и сравнительно высокого уров­ня специальных знаний.

1. Умение высшего порядка отличается повышенной ролью
пусковой функции сознания. Только объективный анализ сложив­
шейся ситуации, причем чаще всего при дефиците времени, по­
зволяет воспроизвести тот навык, который приведет к наиболь­
шему эффекту.

2. Движения, составляющие конкретные действия, могут осу­
ществляться автоматнзированно, но могут попадать и под конт­
роль сознания, если потребуется коррекция при непривычным ус­
ловиях.

3. Умение подобного рода всегда проявляется в целостной
двигательной деятельности.

Умения высшего порядка могут быть сформированы не только у взрослых или спортсменов, но и у детей даже младшего возрас­та. Различие будет только в их сложности и уровнях проявления. Ходьба и бег, которыми свободно владеет ребенок даже при из­менении внешних условий,— лучшее тому доказательство.

Характер требований, которые предъявляются к навыкам при их использовании, позволяет выделить три основные разновидно­сти умений высшего порядка.

1. Умение эффективно использовать приобретенный навык в
соответствии с требованиями окружающей обстановки {например,
умение реализовать навык бега, преодолевая естественные препят­
ствия,— бег по пересеченной местности).

2. Умение использовать одновременно два или несколько сфор­
мированных навыка (например, метание при беге).

3. Умение использовать последовательно два или несколько

сформированных навыка (например, после кувырков выполнить упражнение в равновесии).

Перечисленные виды тесно связаны друг с другом и могут выражаться в различных сочетаниях. Например, умение использо­вать одновременно или последовательно приобретенные навыки в соответствии с требованиями окружающей обстановки. Подобное сочетание является наиболее сложным, но одновременно облада­ет большей прикладной значимостью.

Решение такой образовательной задачи, как формирование оп­ределенных систем двигательных навыков, зависит от правиль­ного использования эффекта взаимодействия навыков. Когда не­сколько навыков формируются одновременно или последователь­но, они оказывают друг на друга влияние. С физиологической точки зрения взаимодействие навыков есть процесс взаимодейст­вия или одновременно формируемых координационных структур действий (например, при обучении нескольким действиям в серия уроков или на одном уроке), или последовательно (после завер­шения изучения одного действия обучение другому). Различают несколько разновидностей взаимодействия навыков.

Взаимодействие, при котором ранее сформированный навык облегчает формирование последующего навыка, называется по­ложительным переносом. Например, навык метания ма­лого мяча поможет освоить метание гранаты. При формировании каждого последующего навыка используются те структурные эле­менты уже имеющихся навыков (кстати, приобретенных не толь­ко в процессе обучения, но и в результате жизненного опыта), которые сходны с соответствующими элементами нового навыка. При этом следует учитывать, что эффект переноса зависит преж­де всего от сходства основ техники, их ведущих движений. Такое сходство и учитывается при разработке подводящих упражнений. Правда, эффект переноса подводящих упражнении зависит, как экспериментально доказано, и от того, что их освоение не дово­дится до навыка.

Взаимодействие, при котором ранее сформированный навык затрудняет формирование последующего навыка или вновь фор­мируемый навык отрицательно влияет на ранее сформированный, называется отрицательным переносом. Например, по­добным взаимодействием характеризуются навыки лазанья по гимнастической стенке разноименным и одноименным способами. Отрицательный перенос вызывается распространением возбужде­ния по коре головного мозга, недостаточно развитым дифферен-цнровочным торможением в центральной нервной системе. Дока­зано, что подобный перенос ощущается наиболее сильно у тех навыков, которые различаются основами техники исполнения, но имеют сходство в движениях подготовительной фазы. Последейст­вие отрицательного переноса можно предотвратить или снизить его нежелательное влияние при учете некоторых методических по­ложений: 1) хорошо закрепленный навык оказывает меньшее отрицательное воздействие на вновь формируемый навык; если от-

8* 115

рицательно взаимодействуют отдельные элементы навыков, их следует закрепить с помощью соответствующих подводящих уп­ражнений; 2) осведомленность ученика о причинах возможного появления ошибок позволяет уменьшить проявление отрицатель­ного переноса.

Своеобразной разновидностью является перекрестный перенос, под которым понимается влияние навыка, сформиро­ванного для действия в одну сторону (или одной рукой, ногой), на формирование аналогичного навыка, но в другую сторону (или другой рукой, ногой). По сравнению с предыдущими видами пе­реноса здесь взаимодействуют одинаковые навыки, но выполняе­мые в разные стороны, или симметричными конечностямн. Эффект подобного переноса зависит от сложности и характера формируе­мых навыков. Сравнительно простые навыки, сформированные для действия одной рукой (ногой), могут без особого труда вос­производиться другой рукой (ногой). Качество воспроизведения при этом будет зависеть от направленности переноса: с «удобной» стороны на «неудобную», или наоборот. Доказано также, что эффект переноса обусловлен, во-первых, характером контроля за действием: при контроле зрением перенос осуществляется легче, чем при контроле мышечным чувством; во-вторых, хорошо усвоен­ным ритмом выполнения действия; в-третьих, глубоким понимани­ем структуры освоенного действия; в-четвертых, наличием анало­гичных исходных и конечных элементов у «старого» и «нового» действий.

По внешним признакам выполняемые действия в обе стороны (или симметричными конечностями) похожи, как зеркальное ото­бражение. Однако с физиологической точки зрения в их основе лежат самостоятельные навыки. Следовательно, смысл переноса состоит не в том, что навык, приобретенный при действии в одну сторону, можно воспроизвести при действии в другую сторону, а в том, насколько ранее сформированный навык может помогать формированию «зеркального» навыка. Отсюда следует, что к обучению двусторонним действиям необходимо подходить как к двум разным действиям, ио при определенных условиях оказы­вающих друг на друга влияние.

Для трудовой, бытовой, в некоторых случаях и для спортив­ной деятельности имеет большое значение умение человека вы­полнять действия в обе стороны, правой и левой рукой (ногой). Поэтому задачи физического воспитания должны предусматри­вать формирование всех соответствующих навыков. Исключение делается для некоторых спортивных специализаций, да и то лишь при подготовке спортсменов старших разрядов. Считается, что совершенствование действий в обе стороны —это один из способов повышения уровня мастерства спортсмена. К сожалению, умение выполнять все действия в том или ином виде спорта в обе сторо­ны встречается лишь у 2—5% спортсменов (В. И. Лях). Счита­ется, что это в значительной мере объясняется недостаточным ис­пользованием возможностей дошкольников и младших школьни-

ков для развития двигательной симметрии, хотя у детей этого возраста имеется большая склонность выполнять упражнения в обе стороны. Заложенные в детстве основы «двусторонности» расширяют координационные возможности ребенка, создают пред­посылки для гармоничного развития двигательного аппарата. Учитывая функциональную асимметрию, в начале обучения следу­ет осваивать новое двигательное действие с «удобной» стороны ведущей рукой (ногой), а затем уже приступать к разучиванию в «неудобную» сторону иеведущей рукой (ногой). Кстати, в этом состоит смысл методического приема в виде «зеркального» вы­полнения.

В настоящее время еще нельзя с убеждением говорить о том, сколько времени надо отводить на упражнения в «удобную» и «неудобную» стороны ведущей и иеведущей рукой (ногой). Это зависит от индивидуальных особенностей детей, характера дейст­вия. Считается доказанным, что в спортивных играх следует уде­лять примерно равное внимание выполнению приемов в обе сто­роны (В. И. Лях и др.), отдается предпочтение одновременному обучению в обе стороны, а не последовательному (вначале вы­учить в одну сторону, а потом — в другую). Экспериментально доказана целесообразность одновременного разучивания п подво­дящих упражнений в гимнастике.

Обучая лсворуких детей и людей, успешно выполняющих дей­ствия в обе стороны (обеими верхними или нижними конечностя­ми), в особенности упражнениям с предметами, необходимо учи­тывать их природную функциональную предрасположенность к двигательному поведению. Принуждать леворуких к правосторон­ним действиям неправомерно, ибо это нарушит естественный про­цесс реализации действия (А. А. Логинов, В. М. Лебедев) и мо­жет затормозить умственное и физическое развитие. Поэтому детям следует предоставлять право свободного выбора ведущей стороны (руки, ноги) в любом двигательном действии.

Закономерности всех видов переноса используются при раз­работке классификаций физических упражнений, программ физи­ческого образования, при планировании учебного процесса и под­боре подводящих упражнений. При этом максимально использу­ется возможный эффект от положительного переноса и предупреждается отрицательное влияние. Например, определяя последовательность обучения лыжным ходам, начинают с освоения двухшажного попеременного хода, так как в его структуре имеют­ся сходные элементы других способов передвижения на лыжах. Предполагая возможное отрицательное влияние двух навыков, следует установить, при каком из них обучаемый будет испыты­вать затруднение. Именно его и надо формировать в первую оче­редь. Установлено, что в гимнастике таким навыком окажется, как правило, более сложный. Так, если предварительно сформи­рован кавык в подъеме завесом, то он затруднит освоение подъе­ма верхом; если же начать с формирования навыка в подъеме верхом, тоон не будет нарушаться от последующего освоения

подъема завесой, а формирование навыка в подъеме завесой бу­дет протекать без затруднений. Однако если два отрицательных взаимодействующих навыка уже сформированы, то их совмеще­ние может быть использовано как прием совершенствования дей­ствий. Например, навыки в опорном прыжке согнув ноги и вскоке в упор присев действуют по принципу отрицательного переноса. Но когда оба действия выучены, то для развития умения пере­страиваться с одного характера движений на другой их можно повторять поочередно: то прыжок, то вскок в упор.

Наши рекомендации