Время действия Рис, 4. Постепенность и неравномерность формирования навыка
Все изложенное о навыке позволяет заключить, что он формируется постепенно через ряд преобразований за относительно длительный период времени. Эта закономерность и нашла свое отражение в этапности обучения. Но навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления (рис.4). Неравномерность может иметь четыре разновидности:
1. Формирование навыка с «отрицательным ускорением». Это
означает, что в начале обучения происходит сравнительно быстрое
овладение действием, а затем качественный прирост навыка за
медляется. Подобная неравномерность характерна для обучения
сравнительно легким действиям, когда ученик быстро схватывает
основу действия и долго осваивает его детали. Например, в экс
перименте по изучению формирования навыка метания у детей
было установлено, что за первую половину обучения испытуемые
достигли успеха, оцениваемого в 5 очков, а за вторую такую же
по количеству дней и числу упражнений успех был равен только
1 очку (В. В. Белиновнч).
2. Формирование навыка с «положительным ускорением». Это
означает, что в начале обучения качественный прирост навыка
незначителен. Затем он резко возрастает. Данный вид неравно
мерности характерен для обучения относительно сложным дейст
виям, когда внешне незаметные качественные накопления только
с течением времени могут проявить себя в виде повышения уров
ня владения действием.
3. Замедление в развитии навыка. Происходить это может
нри обоих видах ускорений, когда навык достигает определен
ного совершенства. Следовательно, чем совершеннее навык, тем
больше требуется усилий и педагогического мастерства, чтобы добиться его дальнейшего улучшения.
4. Задержка в развитии навыка («плато»). Возможны две причины появления задержки: внутренняя, обусловленная протеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка; внешняя, вызванная неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития двигательных качеств. Если причина определена правильно, то для преодоления задержки потребуется пли только время (первая причина), или существенное изменение средств и методов обучения (вторая причина). Длительность задержки может быть самой разнообразной.
Разрушение кавыка происходит тогда, когда длительное время не повторяется двигательное действие. Оно подобно формированию навыка происходит постепенно, но в обратном порядке.
Вначале навык еще не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих силах, поэтому иногда происходят срывы в исполнении действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, т. е. исчезает индивидуальность в технике исполнения, на что в прошлом было затрачено много времени и труда. Внешне это выражается в качественном ухудшении действия: ученик показывает меньший результат в метании снаряда, допускает ошибки в акробатическом упражнении и пр. При дальнейшем отсутствии повторений все эти явления становятся более ощутимыми. Наконец ученик может полностью потерять способность выполнять некоторые сложные действия.
Следовательно, качественные отличия навыка (быстро бегать, высоко прыгать и пр.) без систематических занятий ухудшаются быстро. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.
ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЮ НАВЫКОВ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Четвертый этап является этапом обучения применению знаний и навыков в различных условиях. Основная его задача — научить ученика свободно владеть навыком в бытовой, трудовой и спортивной деятельности. Только в этом случае навык получит свою практическую ценность. Для решения подобной задачи необходимо совершенствовать качество исполнения действия таким образом, чтобы, во-первых, индивидуализировалась техника выполнения физического упражнения; во-вторых, были бы освоены различные варианты основного двигательного навыка; в-третьах, выработаны умения использовать приобретенный навык в различных видах двигательной деятельности; в-четвертых, приобретены
8 Заказ № 1180 1 13
умения видоизменять (приспосабливать) навык в соответствии с изменяющимися условиями деятельности; в-пятых, освоены умения применять вновь сформированный навык с ранее приобретенными в различных сочетаниях с ними.
Перечисленные задачи решаются с помощью разнообразных методов обучения, среди которых ведущее значение приобретают соревновательный, игровой методы и метод разучивания в целом. Метод разучивания по частям используется в тех случаях, когда необходимо внести исправления или изменения в технику исполнения.
Умение применять приобретенные знания и навыки свидетельствует о наивысшей степени владения двигательным действием. По существу, именно эти умения являются конечной целью обучения, из-за чего и называются умениями высшего порядка или умениями мастерства. Их дидактическую ценность трудно переоценить. Приспособление сформированного навыка к различным условиям — процесс творческий, интенсивно развивающий интеллектуальную сферу ученика. Умения высшего порядка являются выражением прикладного значения физического воспитания и резервом повышения спортивного мастерства.
Характерные признаки подобных умений обусловлены наличием уже сформированных навыков и сравнительно высокого уровня специальных знаний.
1. Умение высшего порядка отличается повышенной ролью
пусковой функции сознания. Только объективный анализ сложив
шейся ситуации, причем чаще всего при дефиците времени, по
зволяет воспроизвести тот навык, который приведет к наиболь
шему эффекту.
2. Движения, составляющие конкретные действия, могут осу
ществляться автоматнзированно, но могут попадать и под конт
роль сознания, если потребуется коррекция при непривычным ус
ловиях.
3. Умение подобного рода всегда проявляется в целостной
двигательной деятельности.
Умения высшего порядка могут быть сформированы не только у взрослых или спортсменов, но и у детей даже младшего возраста. Различие будет только в их сложности и уровнях проявления. Ходьба и бег, которыми свободно владеет ребенок даже при изменении внешних условий,— лучшее тому доказательство.
Характер требований, которые предъявляются к навыкам при их использовании, позволяет выделить три основные разновидности умений высшего порядка.
1. Умение эффективно использовать приобретенный навык в
соответствии с требованиями окружающей обстановки {например,
умение реализовать навык бега, преодолевая естественные препят
ствия,— бег по пересеченной местности).
2. Умение использовать одновременно два или несколько сфор
мированных навыка (например, метание при беге).
3. Умение использовать последовательно два или несколько
сформированных навыка (например, после кувырков выполнить упражнение в равновесии).
Перечисленные виды тесно связаны друг с другом и могут выражаться в различных сочетаниях. Например, умение использовать одновременно или последовательно приобретенные навыки в соответствии с требованиями окружающей обстановки. Подобное сочетание является наиболее сложным, но одновременно обладает большей прикладной значимостью.
Решение такой образовательной задачи, как формирование определенных систем двигательных навыков, зависит от правильного использования эффекта взаимодействия навыков. Когда несколько навыков формируются одновременно или последовательно, они оказывают друг на друга влияние. С физиологической точки зрения взаимодействие навыков есть процесс взаимодействия или одновременно формируемых координационных структур действий (например, при обучении нескольким действиям в серия уроков или на одном уроке), или последовательно (после завершения изучения одного действия обучение другому). Различают несколько разновидностей взаимодействия навыков.
Взаимодействие, при котором ранее сформированный навык облегчает формирование последующего навыка, называется положительным переносом. Например, навык метания малого мяча поможет освоить метание гранаты. При формировании каждого последующего навыка используются те структурные элементы уже имеющихся навыков (кстати, приобретенных не только в процессе обучения, но и в результате жизненного опыта), которые сходны с соответствующими элементами нового навыка. При этом следует учитывать, что эффект переноса зависит прежде всего от сходства основ техники, их ведущих движений. Такое сходство и учитывается при разработке подводящих упражнений. Правда, эффект переноса подводящих упражнении зависит, как экспериментально доказано, и от того, что их освоение не доводится до навыка.
Взаимодействие, при котором ранее сформированный навык затрудняет формирование последующего навыка или вновь формируемый навык отрицательно влияет на ранее сформированный, называется отрицательным переносом. Например, подобным взаимодействием характеризуются навыки лазанья по гимнастической стенке разноименным и одноименным способами. Отрицательный перенос вызывается распространением возбуждения по коре головного мозга, недостаточно развитым дифферен-цнровочным торможением в центральной нервной системе. Доказано, что подобный перенос ощущается наиболее сильно у тех навыков, которые различаются основами техники исполнения, но имеют сходство в движениях подготовительной фазы. Последействие отрицательного переноса можно предотвратить или снизить его нежелательное влияние при учете некоторых методических положений: 1) хорошо закрепленный навык оказывает меньшее отрицательное воздействие на вновь формируемый навык; если от-
8* 115
рицательно взаимодействуют отдельные элементы навыков, их следует закрепить с помощью соответствующих подводящих упражнений; 2) осведомленность ученика о причинах возможного появления ошибок позволяет уменьшить проявление отрицательного переноса.
Своеобразной разновидностью является перекрестный перенос, под которым понимается влияние навыка, сформированного для действия в одну сторону (или одной рукой, ногой), на формирование аналогичного навыка, но в другую сторону (или другой рукой, ногой). По сравнению с предыдущими видами переноса здесь взаимодействуют одинаковые навыки, но выполняемые в разные стороны, или симметричными конечностямн. Эффект подобного переноса зависит от сложности и характера формируемых навыков. Сравнительно простые навыки, сформированные для действия одной рукой (ногой), могут без особого труда воспроизводиться другой рукой (ногой). Качество воспроизведения при этом будет зависеть от направленности переноса: с «удобной» стороны на «неудобную», или наоборот. Доказано также, что эффект переноса обусловлен, во-первых, характером контроля за действием: при контроле зрением перенос осуществляется легче, чем при контроле мышечным чувством; во-вторых, хорошо усвоенным ритмом выполнения действия; в-третьих, глубоким пониманием структуры освоенного действия; в-четвертых, наличием аналогичных исходных и конечных элементов у «старого» и «нового» действий.
По внешним признакам выполняемые действия в обе стороны (или симметричными конечностями) похожи, как зеркальное отображение. Однако с физиологической точки зрения в их основе лежат самостоятельные навыки. Следовательно, смысл переноса состоит не в том, что навык, приобретенный при действии в одну сторону, можно воспроизвести при действии в другую сторону, а в том, насколько ранее сформированный навык может помогать формированию «зеркального» навыка. Отсюда следует, что к обучению двусторонним действиям необходимо подходить как к двум разным действиям, ио при определенных условиях оказывающих друг на друга влияние.
Для трудовой, бытовой, в некоторых случаях и для спортивной деятельности имеет большое значение умение человека выполнять действия в обе стороны, правой и левой рукой (ногой). Поэтому задачи физического воспитания должны предусматривать формирование всех соответствующих навыков. Исключение делается для некоторых спортивных специализаций, да и то лишь при подготовке спортсменов старших разрядов. Считается, что совершенствование действий в обе стороны —это один из способов повышения уровня мастерства спортсмена. К сожалению, умение выполнять все действия в том или ином виде спорта в обе стороны встречается лишь у 2—5% спортсменов (В. И. Лях). Считается, что это в значительной мере объясняется недостаточным использованием возможностей дошкольников и младших школьни-
ков для развития двигательной симметрии, хотя у детей этого возраста имеется большая склонность выполнять упражнения в обе стороны. Заложенные в детстве основы «двусторонности» расширяют координационные возможности ребенка, создают предпосылки для гармоничного развития двигательного аппарата. Учитывая функциональную асимметрию, в начале обучения следует осваивать новое двигательное действие с «удобной» стороны ведущей рукой (ногой), а затем уже приступать к разучиванию в «неудобную» сторону иеведущей рукой (ногой). Кстати, в этом состоит смысл методического приема в виде «зеркального» выполнения.
В настоящее время еще нельзя с убеждением говорить о том, сколько времени надо отводить на упражнения в «удобную» и «неудобную» стороны ведущей и иеведущей рукой (ногой). Это зависит от индивидуальных особенностей детей, характера действия. Считается доказанным, что в спортивных играх следует уделять примерно равное внимание выполнению приемов в обе стороны (В. И. Лях и др.), отдается предпочтение одновременному обучению в обе стороны, а не последовательному (вначале выучить в одну сторону, а потом — в другую). Экспериментально доказана целесообразность одновременного разучивания п подводящих упражнений в гимнастике.
Обучая лсворуких детей и людей, успешно выполняющих действия в обе стороны (обеими верхними или нижними конечностями), в особенности упражнениям с предметами, необходимо учитывать их природную функциональную предрасположенность к двигательному поведению. Принуждать леворуких к правосторонним действиям неправомерно, ибо это нарушит естественный процесс реализации действия (А. А. Логинов, В. М. Лебедев) и может затормозить умственное и физическое развитие. Поэтому детям следует предоставлять право свободного выбора ведущей стороны (руки, ноги) в любом двигательном действии.
Закономерности всех видов переноса используются при разработке классификаций физических упражнений, программ физического образования, при планировании учебного процесса и подборе подводящих упражнений. При этом максимально используется возможный эффект от положительного переноса и предупреждается отрицательное влияние. Например, определяя последовательность обучения лыжным ходам, начинают с освоения двухшажного попеременного хода, так как в его структуре имеются сходные элементы других способов передвижения на лыжах. Предполагая возможное отрицательное влияние двух навыков, следует установить, при каком из них обучаемый будет испытывать затруднение. Именно его и надо формировать в первую очередь. Установлено, что в гимнастике таким навыком окажется, как правило, более сложный. Так, если предварительно сформирован кавык в подъеме завесом, то он затруднит освоение подъема верхом; если же начать с формирования навыка в подъеме верхом, тоон не будет нарушаться от последующего освоения
подъема завесой, а формирование навыка в подъеме завесой будет протекать без затруднений. Однако если два отрицательных взаимодействующих навыка уже сформированы, то их совмещение может быть использовано как прием совершенствования действий. Например, навыки в опорном прыжке согнув ноги и вскоке в упор присев действуют по принципу отрицательного переноса. Но когда оба действия выучены, то для развития умения перестраиваться с одного характера движений на другой их можно повторять поочередно: то прыжок, то вскок в упор.