Индивидуальные предприниматели. 2 страница
Деятельность общеобразовательной организации регламентируется Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении". Данный документ не утратил силу и применяется, поскольку не противоречит комментируемому Закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам РФ.
К общеобразовательным организациям согласно ему относятся:
а) начальная общеобразовательная школа (реализует образовательную программу начального общего образования);
б) основная общеобразовательная школа (реализует образовательные программы начального общего и основного общего образования);
в) средняя общеобразовательная школа (реализует образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования);
г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);
д) гимназия (реализует образовательные программы основного общего и среднего общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);
е) лицей (реализует образовательные программы основного общего и среднего общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественнонаучного профиля, и может реализовывать образовательную программу начального общего образования).
Здесь необходимо отметить, что комментируемый Закон отдельно не предусматривает выделение таких типов общеобразовательных организаций, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся, как гимназия и лицей, что вызывало вопросы перед введением его в действие. Высказывались опасения, что комментируемый Закон тем самым вообще не предусматривает возможность осуществления углубленной подготовки одаренных детей. Однако это не так, и объясняются изменения в законодательном регулировании следующим: "В связи с изменением порядка финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений в целом... статус учреждения как такового более не играет роли в вопросах финансового обеспечения оказания этим учреждением тех или иных услуг. Ключевым отличием статуса лицеев и гимназий от иных общеобразовательных учреждений было не само по себе наименование, а особые условия финансирования - с данным статусом были связаны повышенные нормативы финансирования учреждений. Однако нормативов финансирования учреждений больше нет. В связи с совершенствованием механизма финансирования государственных (муниципальных) учреждений и с переходом на финансирование по результатам работы посредством финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания никакого юридического смысла в особенном статусе лицеев и гимназий не стало" <16>;
--------------------------------
<16> Вавилов А.И. Новый Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и общее образование // Там же.
3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования.
Деятельность профессиональных образовательных организаций регламентируется Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 543 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)", которое также применяется, поскольку не противоречит комментируемому Закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам РФ.
Основными задачами среднего специального учебного заведения являются:
а) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования;
б) удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием;
в) формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности;
г) сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества.
Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:
а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.
Наименование среднего специального учебного заведения устанавливается при его создании и может изменяться в установленном порядке органом государственной власти, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение. Наименование среднего специального учебного заведения изменяется в обязательном порядке при изменении его государственного статуса. В соответствии с комментируемым Законом наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с данным Законом не позднее 1 января 2016 г. Напомним, что согласно комментируемому Закону начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), следовательно, образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования должны переименоваться в профессиональные образовательные организации (п. 2 ч. 5 ст. 108);
4) образовательная организация высшего образования - это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности:
а) образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
б) научную деятельность.
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) было утверждено Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71; деятельность военного образовательного учреждения высшего профессионального образования регулируется Типовым положением о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 января 2009 г. N 82, - они применяются в части, не противоречащей положениям комментируемого Закона. При этом следует учитывать, что категории образовательных организаций высшего образования установлены ст. 24 комментируемого Закона.
3. Образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы, подразделяются на следующие типы:
1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей ранее было утверждено Приказом Минобрнауки РФ от 26 июня 2012 г. N 504, однако с принятием Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008, утратило свою силу. Также разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования были направлены письмом Минобрнауки РФ от 9 октября 2013 г. N 06-735 "О дополнительном профессиональном образовании".
Названный Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы), а также индивидуальных предпринимателей.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры), а также индивидуально. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической), могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения;
2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610, действует в части, не противоречащей комментируемому Закону, и регламентирует деятельность образовательной организации дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, которая создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций. Согласно ст. 76 комментируемого Закона дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации не только программ повышения квалификации, но и программ профессиональной переподготовки (подробнее см. комментарий к ст. 76). В то же время согласно Типовому положению образовательная организация повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку. Эти особенности терминологии следует учитывать, применяя данное Положение.
Главными задачами образовательной организации повышения квалификации являются:
- удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;
- организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений, государственных служащих, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных специалистов;
- организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;
- научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю его работы.
4. Комментируемая статья предоставляет право образовательным организациям помимо осуществления основной деятельности осуществлять в качестве дополнительной образовательную деятельность по иным видам образовательных программ. Однако данное право реализуется в определенных рамках. Образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность только по определенным образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности, в зависимости от их вида. Например, для дошкольных образовательных организаций это дополнительные общеразвивающие программы, а для образовательных организаций высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы.
5. Определенные требования предъявляются к наименованию образовательной организации. Наименование должно в обязательном порядке содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип.
Организационно-правовая форма отражает структуру образовательной организации и характер основной деятельности. Следует отметить, что образовательные организации являются некоммерческими организациями, поскольку основной целью их деятельности является оказание населению услуг в сфере образования. До вступления в силу комментируемого Закона для образовательных организаций существовала одна организационно-правовая форма - образовательное учреждение. Сейчас нельзя сказать, что ситуация в корне изменилась. Образовательные организации, учитывая особенности их деятельности и формирования, в большинстве своем существуют только в форме учреждений согласно положениям ГК РФ, регулирующим статус юридических лиц. Статьей 120 ГК РФ, в частности, определено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Типы образовательных организаций определены исчерпывающим образом в предыдущих положениях комментируемой статьи.
В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Таким образом, виды образовательных учреждений, выделение которых предусматривалось ранее действующим законодательством (например, "детский сад"), могут быть включены в наименование образовательной организации по комментируемому Закону как указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности; то же касается и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. При этом обязательным в любом случае является указание на организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
Согласно ч. 5 ст. 108 комментируемого Закона наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с данными требованиями не позднее 1 января 2016 г. "Например, если сейчас наименование звучит как: "Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная школа - детский сад N 2", то по новому Закону наименование должно быть следующим: "Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Начальная школа - детский сад N 2" <17>.
--------------------------------
<17> Рожков А.И. Консультация // Реализация Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". URL: http://www.273-фз.рф/voprosy_i_otvety/kak-po-novomu-zakonu-budet-regulirovatsya-deyatelnost-detskih-sadov-nachalnyh-shkol (дата обращения: 25.02.2014).
Статья 24. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования
Комментарий к статье 24
1. Ведущие классические университеты РФ - ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" (МГУ) и ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет" (СПбГУ) - являются уникальными научно-образовательными комплексами, включающими в себя структурные подразделения без прав юридического лица и юридические лица, старейшими образовательными организациями высшего образования страны, имеющими огромное значение для развития российского общества.
Особенности правового статуса МГУ и СПбГУ определяются Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете".
МГУ и СПбГУ являются федеральными государственными бюджетными учреждениями, что отражается в их наименовании.
Учредителем Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета от имени РФ выступает Правительство РФ. Оно утверждает уставы данных образовательных организаций, а также внесенные в них изменения (см. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2008 г. N 223 "Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова"; Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1241 "Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет").
Ректор МГУ и ректор СПбГУ назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. При назначении на должность определяется срок их полномочий, который не может превышать 5 лет, при этом ректоры могут быть переназначены на новый срок (см. Указ Президента РФ от 21 декабря 2009 г. N 1455 "О ректоре федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова"; Указ Президента РФ от 21 декабря 2009 г. N 1452 "О ректоре федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет"). Также ректоры МГУ и СПбГУ могут быть досрочно освобождены Президентом РФ от занимаемой должности.
В МГУ и СПбГУ входят филиалы, представительства, в том числе за рубежом, факультеты и иные структурные подразделения без прав юридического лица. В научно-образовательный комплекс МГУ и в научно-образовательный комплекс СПбГУ в соответствии с их уставами могут входить юридические лица, в том числе институты.
Деканы факультетов, заведующие кафедрами МГУ и СПбГУ избираются в порядке, установленном уставами этих университетов. Руководители иных подразделений назначаются на должность и освобождаются от должности ректорами этих университетов.
МГУ и СПбГУ реализуют образовательные программы высшего образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов. При этом Закон содержит строгое правило: требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в самостоятельно устанавливаемые данными университетами образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Порядок лицензирования образовательной деятельности и порядок государственной аккредитации образовательной деятельности МГУ и СПбГУ установлены Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" и Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности".
Рассматриваемые образовательные организации вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям), определяемым самостоятельно.
Лицам, завершившим обучение по реализуемым ими образовательным программам и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации с официальной символикой РФ, которые заверяются печатью соответственно МГУ и СПбГУ, формы которых утверждаются соответственно этими университетами. Выдаваемые документы об образовании и (или) о квалификации дают их обладателям права, аналогичные правам, предусмотренным для обладателей документов об образовании и (или) о квалификации установленного в соответствии с комментируемым Законом образца.
2. В отношении образовательных организаций высшего образования Правительством РФ могут устанавливаться следующие категории:
1) федеральный университет. Данная категория устанавливается в отношении образовательной организации высшего образования, созданной Правительством РФ от имени РФ в форме автономного учреждения в целях обеспечения подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития субъектов РФ.
Следует обратить внимание, что форма данной образовательной организации строго определена - автономное учреждение.
При создании федерального университета Правительство РФ учитывает предложения органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, подготовленные на основании программ социально-экономического развития субъектов РФ.
Развитие федеральных университетов осуществляется в рамках программ, утвержденных Правительством РФ. Данные программы разрабатываются федеральными университетами и должны предусматривать условия осуществления и критерии оценки эффективности образовательной деятельности, интеграцию образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизацию и совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, интеграцию в мировое образовательное пространство. Так, на сегодняшний день приняты:
- распоряжение Правительства РФ от 28 мая 2012 г. N 854-р "О программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет" на 2012 - 2021 гг.";
- распоряжение Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 1009-р "О программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" на 2011 - 2021 гг.";
- распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2011 г. N 968-р "О программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет" на 2011 - 2021 гг." и др.;
2) национальный исследовательский университет. Данная категория устанавливается образовательной организации высшего образования по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий.
Порядок конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования (в том числе условия их финансового обеспечения) устанавливается Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2009 г. N 550 "О конкурсном отборе программ развития образовательных организаций высшего образования, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет".
Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов установлены Приказом Минобрнауки РФ от 29 июля 2009 г. N 276 "О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет". Приказом установлены следующие критерии оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет":
- достижение в отчетном году показателей категории "А";
- достижение в отчетном году не менее половины показателей категории "Б" в каждой группе показателей.
Реализация программ развития национальных исследовательских университетов признается эффективной при одновременном выполнении установленных критериев.
Перечень показателей и критерии оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов, утвержденные настоящим Приказом, применяются при проведении в соответствии с Правилами о конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2009 г. N 550, конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет".
Оценка эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов проводится Минобрнауки РФ один раз в год на основании докладов национальных исследовательских университетов о ходе реализации их программ развития, представляемых в Минобрнауки РФ до 1 марта года, следующего за отчетным.
При установлении образовательной организации высшего образования категории "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет" в наименование такой организации включается указание на установленную категорию.
Образовательная организация высшего образования по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишена Правительством РФ категории "национальный исследовательский университет".
Статья 25. Устав образовательной организации
Комментарий к статье 25
Комментируемая статья не является новеллой в законодательстве об образования, в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" содержалась, например, аналогичная ст. 13, более обширная и детальная, чем комментируемая.
1. В соответствии с п. 18 ст. 2 комментируемого Закона под образовательной организацией понимается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Некоммерческой организацией согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ признается юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющее полученную прибыль между участниками. Это отличает некоммерческие организации от коммерческих, которые ставят извлечение прибыли в качестве основной цели. Для образовательных организаций основной целью является реализация образовательных программ, хотя это не означает, что образовательные организации не могут получать прибыли.
Таким образом, образовательные организации являются юридическими лицами и в соответствии с п. 1 ст. 52 ГК РФ должны действовать на основании учредительных документов.
К учредительным документам юридических лиц относятся: устав, учредительный договор. Юридическое лицо может действовать на основании одного из названных документов либо на основании обоих одновременно. В случаях, оговоренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Согласно ч. 1 комментируемой статьи образовательная организация как юридическое лицо действует на основании устава. Часть первая комментируемой статьи содержит отсылку к иным нормативным правовым актам, устанавливающим порядок утверждения устава, в частности к п. 1 ст. 52 ГК РФ, согласно которому устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками).
Таким образом, устав образовательной организации подлежит утверждению учредителем такой организации.
2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает требования к содержанию устава образовательной организации, по сравнению со ст. 13 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 она менее детальна, что, на наш взгляд, является недостатком.
Комментируемая статья содержит указание лишь на обязательную специфическую информацию, в остальной части требования к содержанию устава устанавливаются иными нормативными правовыми актами, в частности ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК РФ в уставе образовательной организации в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения:
- наименование образовательной организации и ее организационно-правовая форма;
- место ее нахождения;
- предмет и цели деятельности образовательной организации;
- другие сведения в соответствии с требованием законодательства РФ.