Схема обследования моторики

Бондаревский Е.И., Моторин А.Н.,

Серебровская М.В., Озерецкий Н.И.

Серия 1.

Функциональные пробы. Н.И. Озерецкий.

1. Цель: определение динамической координации движений верхних конечностей.

Выполнение:

- для детей до 5 лет -в исходной позе стоя со сдвинутыми ногами и закрытыми глазами дотронуться указательным пальцем до кончика носа;

- для детей до 8 лет – бросание мяча диаметром 10 см в цель на расстоянии 1,5 метра.

2. Цель: определение быстроты движений.

Выполнение:

а) темпинг-тест – лист бумаги делится на два ряда клеток размером 5 на 5 см. В каждом ряду по 3 клетки, всего клеток 6. Ребенок выполняет постукивания карандашом как можно быстрее в каждой клетке определенное (15 сек.) время ,не прерывая движения и переходя в другую клетку по сигналу «Дальше».

Результаты: подсчитывается число точек в каждой клетке.

- Если исходное количество точек равно 30 – 25, а затем снижается не более, чем на 20 – 25 % к последней клетке, это нормальный темп движений,

- снижение на 30 -40% - медленный темп,

- волнообразный характер изменений (сначала снижение темпа, а далее его увеличение) свидетельствует о нарушениях ритмической саморегуляции.

б) прямые линии – ребенок выполняет задание на проведение прямых линий между двумя начерченными (на расстоянии 2см) линиями. Время выполнения 30 сек.

Результаты:

- количество линий более 6 и они не выходят за пределы обозначенных линий – нормальный уровень скорости движений;

- выход линий за пределы вверх свидетельствует о преобладании тонуса мышц- разгибателей, вниз – мышц-сгибателей.

3.Тест на ритмичность движений характеризует сохранность корковой деятельности.

Выполнение:испытуемому предлагают выстукать каждой рукой отдельно несколько ритмических комбинаций:

- 1 удар – 2 удара;

- 3 удара – 1 удар.

4. Тест на одновременность движений, характеризует корковый уровень построения движений, выявляет синкенезии.

Выполнение:руки прямые вытянуты перед грудью. Испытуемый одновременно сжимает одну руку в кулак и разжимает другую в ладонь, направленную вниз 7 раз подряд. (время 30 сек)

5. Тест на координацию движений и двигательную память, состоит из 3 компонентов, в каждом из которых совершаются движения рук и ног в разных плоскостях.

Выполнение:руки опущены, ноги вместе. По команде испытуемый поднимает правую руку вверх, левую в сторону, правую ногу сгибает в колене. Затем меняет положение конечностей: левую ногу сгибает в колене, левую руку поднимает вверх, а правую ногу отводит в сторону.

6. Тест на динамическую координацию движений отражает ловкость, двигательную маневренность, уровень синергий.

Выполнение:испытуемый должен без помощи рук сесть на пол и встать по словесной инструкции или после показа. Предлагается сделать 1-2 контрольных действий для установления понимания испытуемым инструкции.

Серия 2.

Задание 1. Запоминание 5 букв.

Цель: определить объем зрительной памяти.

Предъявляемые стимулы: Е Г Р К С

Инструкция: «Сейчас я тебе покажу 5 букв, Спиши их, пожалуйста, правой рукой, глядя на образец.

Выполнение.

Задание выполняется независимо от того, правша или левша ребенок. После завершения списывания образец убирается, результат его копирования закрывается и дается новая инструкция: «А теперь напиши еще раз эти буквы».

Если задание выполняется правильно, т.е. ребенок написал все буквы в правильной последовательности, задание 1 считается выполненным.

При неправильном выполнении задания (появлении любой ошибки, не имевшей места при копировании) образец показывается снова с инструкцией: «Посмотри еще раз и постарайся хорошо запомнить все буквы в правильном порядке». Время рассматривания образца не ограничивается. После того как ребенок говорит: «Все уже посмотрел», образец убирается и его просят написать все буквы. При наличии хотя бы одной ошибки, образец показывается еще раз, но общее количество показов не должно превышать 5 раз. После 5 показа задание считается завершенным.

Задание 2. Запоминание 5 фигур.

Цель:определить объем зрительной памяти.

Предъявляемые стимулы:круг, зигзаг, квадрат, треугольник, овал

Инструкция:

«Сейчас я тебе покажу 5 фигур и попрошу тебя, глядя на эти фигуры, срисовать их левой рукой». Задание выполняется независимо от того ребенок правша или левша.

Выполнение.

После срисовывания образец убирается, результат копирования закрывается и ребенок получает новую инструкцию: «А теперь постарайся нарисовать эти же фигуры левой рукой по памяти».

Если задание выполняется правильно, т.е. ребенок написал все фигуры в правильной последовательности, задание 2 считается выполненным.

При неправильном выполнении задания (появлении любой ошибки, не имевшей места при копировании) образец показывается снова с инструкцией: «Посмотри еще раз и постарайся хорошо запомнить все фигуры в правильном порядке». Время рассматривания образца не ограничивается. После того как ребенок скажет: «Все уже посмотрел», образец убирается и его просят написать все фигуры. При наличии хотя бы одной ошибки, образец показывается еще раз, но общее количество показов не должно превышать 5 раз. После 5 показа задание считается завершенным независимо от его результата.

Обработка результатов. Объем зрительной памяти определяется по количеству правильно выполненных заданий при выполнении заданий 1 и 2. Оценка объема зрительной памяти. Производится с учетом числа предъявлений стимулов для их воспроизведения. Начисление баллов за объем зрительной памяти, как для букв, так и для фигур осуществляется с помощью таблицы 1.

Таблица 1.

Число предъявлений Кол. слов Кол. слов Кол. слов Кол. слов Кол. слов Кол. слов

Наши рекомендации