Схема обследования моторики
Бондаревский Е.И., Моторин А.Н.,
Серебровская М.В., Озерецкий Н.И.
Серия 1.
Функциональные пробы. Н.И. Озерецкий.
1. Цель: определение динамической координации движений верхних конечностей.
Выполнение:
- для детей до 5 лет -в исходной позе стоя со сдвинутыми ногами и закрытыми глазами дотронуться указательным пальцем до кончика носа;
- для детей до 8 лет – бросание мяча диаметром 10 см в цель на расстоянии 1,5 метра.
2. Цель: определение быстроты движений.
Выполнение:
а) темпинг-тест – лист бумаги делится на два ряда клеток размером 5 на 5 см. В каждом ряду по 3 клетки, всего клеток 6. Ребенок выполняет постукивания карандашом как можно быстрее в каждой клетке определенное (15 сек.) время ,не прерывая движения и переходя в другую клетку по сигналу «Дальше».
Результаты: подсчитывается число точек в каждой клетке.
- Если исходное количество точек равно 30 – 25, а затем снижается не более, чем на 20 – 25 % к последней клетке, это нормальный темп движений,
- снижение на 30 -40% - медленный темп,
- волнообразный характер изменений (сначала снижение темпа, а далее его увеличение) свидетельствует о нарушениях ритмической саморегуляции.
б) прямые линии – ребенок выполняет задание на проведение прямых линий между двумя начерченными (на расстоянии 2см) линиями. Время выполнения 30 сек.
Результаты:
- количество линий более 6 и они не выходят за пределы обозначенных линий – нормальный уровень скорости движений;
- выход линий за пределы вверх свидетельствует о преобладании тонуса мышц- разгибателей, вниз – мышц-сгибателей.
3.Тест на ритмичность движений характеризует сохранность корковой деятельности.
Выполнение:испытуемому предлагают выстукать каждой рукой отдельно несколько ритмических комбинаций:
- 1 удар – 2 удара;
- 3 удара – 1 удар.
4. Тест на одновременность движений, характеризует корковый уровень построения движений, выявляет синкенезии.
Выполнение:руки прямые вытянуты перед грудью. Испытуемый одновременно сжимает одну руку в кулак и разжимает другую в ладонь, направленную вниз 7 раз подряд. (время 30 сек)
5. Тест на координацию движений и двигательную память, состоит из 3 компонентов, в каждом из которых совершаются движения рук и ног в разных плоскостях.
Выполнение:руки опущены, ноги вместе. По команде испытуемый поднимает правую руку вверх, левую в сторону, правую ногу сгибает в колене. Затем меняет положение конечностей: левую ногу сгибает в колене, левую руку поднимает вверх, а правую ногу отводит в сторону.
6. Тест на динамическую координацию движений отражает ловкость, двигательную маневренность, уровень синергий.
Выполнение:испытуемый должен без помощи рук сесть на пол и встать по словесной инструкции или после показа. Предлагается сделать 1-2 контрольных действий для установления понимания испытуемым инструкции.
Серия 2.
Задание 1. Запоминание 5 букв.
Цель: определить объем зрительной памяти.
Предъявляемые стимулы: Е Г Р К С
Инструкция: «Сейчас я тебе покажу 5 букв, Спиши их, пожалуйста, правой рукой, глядя на образец.
Выполнение.
Задание выполняется независимо от того, правша или левша ребенок. После завершения списывания образец убирается, результат его копирования закрывается и дается новая инструкция: «А теперь напиши еще раз эти буквы».
Если задание выполняется правильно, т.е. ребенок написал все буквы в правильной последовательности, задание 1 считается выполненным.
При неправильном выполнении задания (появлении любой ошибки, не имевшей места при копировании) образец показывается снова с инструкцией: «Посмотри еще раз и постарайся хорошо запомнить все буквы в правильном порядке». Время рассматривания образца не ограничивается. После того как ребенок говорит: «Все уже посмотрел», образец убирается и его просят написать все буквы. При наличии хотя бы одной ошибки, образец показывается еще раз, но общее количество показов не должно превышать 5 раз. После 5 показа задание считается завершенным.
Задание 2. Запоминание 5 фигур.
Цель:определить объем зрительной памяти.
Предъявляемые стимулы:круг, зигзаг, квадрат, треугольник, овал
Инструкция:
«Сейчас я тебе покажу 5 фигур и попрошу тебя, глядя на эти фигуры, срисовать их левой рукой». Задание выполняется независимо от того ребенок правша или левша.
Выполнение.
После срисовывания образец убирается, результат копирования закрывается и ребенок получает новую инструкцию: «А теперь постарайся нарисовать эти же фигуры левой рукой по памяти».
Если задание выполняется правильно, т.е. ребенок написал все фигуры в правильной последовательности, задание 2 считается выполненным.
При неправильном выполнении задания (появлении любой ошибки, не имевшей места при копировании) образец показывается снова с инструкцией: «Посмотри еще раз и постарайся хорошо запомнить все фигуры в правильном порядке». Время рассматривания образца не ограничивается. После того как ребенок скажет: «Все уже посмотрел», образец убирается и его просят написать все фигуры. При наличии хотя бы одной ошибки, образец показывается еще раз, но общее количество показов не должно превышать 5 раз. После 5 показа задание считается завершенным независимо от его результата.
Обработка результатов. Объем зрительной памяти определяется по количеству правильно выполненных заданий при выполнении заданий 1 и 2. Оценка объема зрительной памяти. Производится с учетом числа предъявлений стимулов для их воспроизведения. Начисление баллов за объем зрительной памяти, как для букв, так и для фигур осуществляется с помощью таблицы 1.
Таблица 1.
Число предъявлений | Кол. слов | Кол. слов | Кол. слов | Кол. слов | Кол. слов | Кол. слов |