Учебно-методическое обеспечение курса
А) Основная литература.
1. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М. Академия, 2011.
2. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М.: Академия, 2014.
Б) Дополнительная литература.
1. Белянин В.П. Психолингвистика. М., 2004.
2. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия /Составление К.Ф. Седова. М., 2004.
3. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 1998.
4. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
5. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 2000.
6. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.
7. Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2002.
8. Общая психолингвистика: Хрестоматия /Составление К.Ф. Седова. М., 2004.
9. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. СПб., 1989.
В) Периодические издания.
1. Вестник Моск. ун-та. Сер.9. Филология.
2. Вопросы языкознания.
3. РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания.
4. Начальная школа.
5. Начальное образование.
6. Первое сентября. Начальная школа.
2. Дисциплина «Основы общего языкознания»
1) Создайте электронные презентации по двум темам дисциплины «Основы общего языкознания» и выступите с докладами с использованием данных презентаций.
2) Создайте коллаж по избранной теме.
3) Подготовьтесь к семинарским занятиям (Семинары 1-4)
Темы коллажей
1. Известные лингвисты ХIХ-ХХ вв. и их взгляды на языковой знак.
2. Представители фонологических школ и их вклад в развитие теории фонемы.
3. Понятие системы и структуры языка в трудах учёных-лингвистов ХIХ-ХХ вв.
4. Разграничение понятий «язык», «речь», «речевая деятельность» в работах известных лингвистов ХIХ-ХХ вв.
5. Знаковая теория языка в трудах языковедов ХIХ-ХХ вв.
6. Письмо и основные этапы его развития.
7. Типология языков и проблема универсалий.
8. Методы изучения языка в работах известных лингвистов ХIХ-ХХ вв.
9. Уровни языка и традиционные разделы изучения языка.
Темы для электронных презентаций (из вопросов к зачёту)
1. Языкознание как наука. Внешняя и внутренняя лингвистика.
2. Место и роль языкознания в системе наук.
3. Возникновение общего языкознания. Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта.
4. Основные теории происхождения языка.
5. Биологическое, социальное и индивидуальное в языке.
6. Язык как общественное явление.
7. Социальная обусловленность развития языков.
8. Язык и мышление.
9. Функции языка.
10. Язык, речь, речевая деятельность.
11. Предыстория письма. Предметная символика. Основные типы начертательного письма.
12. Семиотика как наука о знаковых системах. Типы знаков.
13. Знаковая теория языка. Особенности языкового знака.
14. Понятие системы и структуры языка. Концепция системности Ф. де Соссюра.
15. Конститутивные и неконститутивные единицы языка.
16. Понятие валентности и дистрибуции.
17. Фонетико-фонологический уровень языка.
18. Морфемно-морфологический уровень языка.
19. Лексико-семантический уровень языка.
20. Синтаксический уровень языка.
21. Понятие о синтетическом и аналитическом строении языка.
22. Изменение, развитие и совершенствование языка.
23. Концепция синхронии-диахронии Ф. де Соссюра.
24. Внутренние и внешние законы развития языка.
25. Человеческое мышление и его характер. Типы мышления.
26. Соотношение логики и грамматики: понятие и слово, суждение и предложение.
27. Методология, метод и методика изучения языка: сходства и различия.
28. Описательный метод изучения языка.
29. Сопоставительный метод изучения языка.
30. Сравнительно-исторический метод в языкознании.
31. Дистрибутивный метод изучения языка.
32. Метод компонентного анализа в языкознании.
33. Психолингвистические методы в языкознании.
34. Нейролингвистические методы в языкознании.
35. Методы и процедуры структурной лингвистики.
36. Методы социолингвистического анализа.
37. Парадигмальные проблемы современного языкознания.
38. Язык и культура. Этническая ментальность.
39. Метаязык и его параметры в общей системе металингвистики.
40. Модальная сущность фатического общения.
41. Теория языковых универсалий.
42. Понятие языковой картины мира.
43. Типологическая (морфологическая) классификация языков.
44. Лингвистическая карта мира. Семьи, группы языков. Языки-одиночки.
45. Генеалогическая классификация языков. Понятие языкового родства.
46. Ареальная классификация языков.
47. Функциональная классификация языков.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1.
Тема 1. Теоретические и философские основы языкознания
1. Языкознание как наука. Место и роль языкознания в системе наук.
2. Теории происхождения языка.
3. Природа, сущность и функции языка.
4. Язык, речь, речевая деятельность. Язык и мышление.
5. Язык и общество.
6. Язык и культура.
7. Письмо и основные этапы его развития.
Семинар 2.
Тема 2. Знаковая теория языка
1. Семиотика как наука.
2. Понятие о знаке.
3. Понятие о знаковой системе.
4. Язык как знаковая система.
Тема 3: Язык как система и структура
1. Понятие системы и структуры.
2. Конститутивные и неконститутивные единицы языка.
3. Парадигматические и синтагматические отношения единиц языка.
4. Понятие валентности и дистрибуции.
Семинар 3.
Тема 4: Уровни языковой структуры
1. Понятие уровней языка.
2. Фонетико-фонологический уровень.
3. Морфемно-морфологический уровень.
4. Лексико-семантический уровень.
5. Синтаксический уровень.
Тема 5: Лингвистическая карта мира. классификации языков
1. Языки мира.
2. Генеалогическая классификация языков.
3. Основные семьи языков.
4. Типологическая, или морфологическая, классификация языков.
Семинар 4