Организация обучения и присваиваемые квалификации. Полное среднее образование в Иордании включает в себя следующие ступени:
Полное среднее образование в Иордании включает в себя следующие ступени:
- базовое образование длительностью 10 лет (1 -10 классы):
- среднее образование длительностью 2 года, осуществляемое как в общеобразовательных школах, так и в профессионально-технических.
Заключительный цикл среднего образования разделен на два основных направления: Первое, - это полное среднее образование, которое реализуется как в общеобразовательных так и профессионально-технических школах. Данный 2-х летний цикл обучения заканчивается сдачей выпускных экзаменов (Tawjihi) в обоих типах школ. Учащиеся, успешно сдавшие их, получают Свидетельство о среднем образовании (Tawjihi - General Secondary Education Certificate Examination). Причем те, кто окончил общеобразовательные школы получают право на поступление в университеты, а выпускники технических и профессиональных школ на поступление в местные (community) колледжи;
Второе направление - это прикладное среднее образование, программы которого состоят из специализированных, профессионально направленных курсов. На этом направлении происходит обучение квалифицированных кадров с использованием ученических программ подготовки, которые разрабатываются Корпорацией по профессиональной подготовке и Министерством образования. Выпускники, успешно завершившие обучение по данным программам получают Свидетельство (Completion Certificate).
Государство уделяет постоянное внимание качеству профессионального образования в стране, устанавливая единые стандарты и общие критерии для оценки знаний получаемых в учебных заведениях по всей стране.
Доступ к высшему образованию открыт для обладателей Свидетельства о среднем образовании (Tawjihi), которые могут продолжать образование как в местных колледжах (частных и государственных), так и в университетах. В университетах страны используется система учебных зачетных единиц, которая дает право студентам выбирать курсы обучения, исходя из учебного плана. Средняя годовая нагрузка оценивается в 35 единиц (credits).
Развитие высшего образования происходит по двум самостоятельным направлениям, с одной стороны это традиционные университеты, а с другой учебные заведения неуниверситетского уровня (местные колледжи). Все третичное образование находится в ведение Совета по высшему образованию.
Образование неуниверситетского уровня, а также узкопрофессиональные программы подготовки, реализуются в местных колледжах, доступ в которые открыт для обладателей всех типов свидетельств о среднем образовании. В колледжах предусмотрены 2-3х летние программы подготовки по коммерции и банковскому делу, медицине и фармакологии, для подготовки учителей и т.д. Пять институтов предлагают программы, ведущие к получению различных политехнических специальностей. По окончании программы обучения студенты сдают единый экзамен ( Al-Shamel). Выпускники, успешно прошедшие испытание, получают промежуточный диплом (Intermediate Diploma).
Первая ступень университетского уровня осуществляется в некоторых университетах после 2-х лет обучения и присуждения ассоциированной степени (Associate Degree). Для получения степени Бакалавра (Bachelor's Degree) обычно требуется выполнение 4-х летних программ обучения. По таким направлениям, как стоматология, фармакология и инженерные дисциплины, учебные программы рассчитаны на 5 лет, а для медицины - на 6 лет подготовки, после которых следует одногодичная интернатура. Для получения степени Бакалавра необходимо набрать в целом 132-223 учебные зачетные единицы в зависимости от направления подготовки.
Вторая ступень университетского уровня осуществляется при получении степени Магистра (Master's Degree), которая присуждается в государственных университетах обладателям степени бакалавра после выполнения 2-х летних программ дальнейшей подготовки. Она может быть получена, как в результате выполнения учебного плана подготовки, написания и успешной защиты диссертации,( причем работа в течение года может быть оценена в 24 кредита, а исследовательская работа в 9 кредитов), а также в результате выполнения учебного плана ( те же 33 кредита) и успешной сдачи выпускного экзамена.
Для поступления на программы ведущие к присвоению степени Магистра, обладателям степени бакалавра необходимо иметь среднюю оценку не ниже "хорошо".
Докторская степень (Doctorate Degree) присуждается после 3-5 лет подготовки и написания и успешной защиты оригинальной диссертационной работы. Причем на докторские программы обучения принимаются только кандидаты имеющие степень Магистра со средней оценкой не ниже "очень хорошо".
В учебные заведения неуниверситетского уровня принимаются лица имеющие (Свидетельства о среднем образовании (Tawjihi)) с минимальным уровнем оценок 55%.
В учебные заведения университетского уровня (частные университеты) принимаются лица, имеющие (Свидетельства о среднем образовании (Tawjihi)) с минимальным уровнем оценок 80% для фармации и инженерных специальностей; 60% для других специальностей.
В государственные университеты принимаются лица имеющие (Свидетельства о среднем образовании (Tawjihi)) с минимальным уровнем оценок 80% для ветеринарной медицины, фармации и инженерных специальностей; 85% для медицины и стоматологии; 65% для естественнонаучных и других специальностей. (Кроме того, основанием для приема на учебу могут быть аналогичные Свидетельства, полученные в других арабских странах, а также Свидетельства выданные университетами Оксфорда, Кембриджа и Лондона).
Система оценок
В средней школе применяется цифровая шкала оценок 0-100.
Средняя оценка: 50
Высший уровень: 80-100
Проходной уровень: 50
Низшая оценка: 0
В высшей школе применяется шкала оценок 0-100. Средняя оценка: 60
Высшая оценка: 100
Проходной уровень: 60
Низшая оценка: 0
Иран
- Общая схема уровней образования и получения квалификаций
2. Основные показатели высшего образования в 2000/2001 уч. г.
Количество студентов на 10 тыс. населения | |
Общее количество студентов высшего образования (5-ый и 6-ой уровни Международной стандартной классификации образования МСКО-97) | 734 тыс. |
Из них обучаются по продвинутым программам исследовательской направленности (6-ой уровень МСКО) | 1 % |
Общее количество выпускников высшего образования (5-ый и 6-ой уровни МСКО-97) | 122 тыс. |