Психолого-педагогическая характеристика личности учащейся 3 класса

Для составления психологической характеристики мною была выбрана ученица 3 класса, в котором я вела уроки немецкого языка, Варя. Варе 8 лет. У девочки довольно привлекательная внешность: светлое, овальное лицо, на котором всегда есть улыбка, радующая глаз. Ясный, умный взгляд, небольшие серые глаза; тонкие высокие брови; высокий лоб; нос с легкой горбинкой; белокурые, тщательно причесанные волосы. У девочки прямая осанка, стройная фигура; походка у девочки ровная, спокойная. Одевается Варя со вкусом, аккуратно, её внешний вид вызывает положительные эмоции. Сразу видно, что за девочкой ухаживают, что о ней заботятся родители, следят за её опрятностью.

Серьезных проблем со здоровьем у девочки не наблюдается. Но, к сожалению, Варя часто простывает, поэтому кашель и насморк часто её сопровождают.

Можно сказать, что Варя спортивна. Она активно принимает участие в школьных спортивных эстафетах и ходит на теннис в школе.

Варя воспитывается в полной семье. Семья Вари состоит из 5 человек: отец, мать, сестра, брат и сама Варя. Отец Вари работает в автосалоне, мать находится в декретном отпуске.

Сестра Вари ходит в театральную студию, поэтому часто они всей семьёй ходят на её спектакли. Часто с сестрой и с папой они ходят в кинотеатр и в цирк. Дома есть домашняя библиотека. Большинство – это детская литература. Каждый вечер отец читает Вари сказки перед сном.

Взаимоотношения в семье основываются на взаимной заинтересованности, поддержке и взаимопомощи. У родителей теплое отношение к ребёнку в сочетании с представлением ему самостоятельности и инициативы. На семью возлагается обязанность регулировать разнообразные отношения ребёнка с окружающим миром. Родители являются своеобразным «буфером», т. к. обрушивать сложности жизни на неокрепшую психику ребёнка недопустимо. В семье снимаются стрессы, получаемые ребенком в других сферах жизни. Здесь семья выполняет рекреационную функцию. Сотрудничество заключается в поддержке и взаимоотношении. В семье удовлетворяются основные потребности всех членов семьи. Каждый независимо от возраста чувствует свою значимость, получает в семье помощь и понимание от всех. Нельзя не подчеркнуть, что семейная атмосфера - отношение между членами семьи - ценности и родительские связи, создают исходную, решающую среду, в которой формируется личность ребенка. Из опыта семейной жизни он устанавливает представление о себе, о других, об окружающем мире в целом. Эта атмосфера формирует ценности самого ребёнка, обеспечивает ему чувство защищённости, собственной значимости.

Можно сделать вывод, что семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребёнку возможность заниматься спортом, посещать кинотеатры и цирк. В семье Вари воспитание становится благоприятным фактором воспитания личности. Варя растёт и воспитывается в атмосфере доброжелательности и любви. В семье Вари требования «не выпячиваются», они естественны, все действенно проявляют свою любовь и заботу друг о друге. У ребёнка нет страха перед выполнением и невыполнением норм, правил, требований, поскольку ему напомнят, подскажут, в случае необходимости - помогут. Но самое главное - ему внушают веру в собственные силы, возможности, другими словами, положительно стимулируют его компетентность.

Варя согласилась пройти со мной несколько тестов. Во время проведения тестов вела себя серьёзно. Было видно, что такой вид деятельности заинтересовал её.

У Вари хорошее восприятие учебного материала на уроке. Зрительное восприятие занимает ведущее место в системе перцептивных процессов. После проведения методик был сделан вывод, что Варя с легкостью работает с материалом, который был наглядным. Если же материал не был изображён, а проговаривался, то усваивался он гораздо хуже. Несмотря на это, проблем со слухом у Вари не наблюдается. При записывании текста под диктовку не допускается ошибок, связанных со слухом.

Восприятие девочки переходит в осмысление и понимание учебного материала, которое осуществляется путем первичного и в значительной степени обобщённого установления связей между явлениями и процессами, выяснения их строения, состава, назначения, раскрытие причин явлений и событий, мотивов отдельных поступков исторических личностей или литературных героев, трактовки содержания текста, значения отдельных слов.Осмысление информации характеризуется более глубоким течением процессов сравнения, анализа связи между явлениями, раскрытия разносторонних причинно-следственных зависимостей. Для прочного запоминания Варе необходимо повторное осмысление, неоднократное воспроизведение учебного материала. Осуществляется оно путём заучивания некоторых основных фактов, определений, связей, способов доказательства, обобщений и выводов, выполнение письменных упражнений, специально направленных на укрепление полученных знаний.

Варя обладает достаточно устойчивым вниманием. Она внимательно работает в течение всего урока, к концу урока внимание не рассеивается. Варя может долго работать, если в классе шумят товарищи, это не влияет на её внимание. Девочка может долго в деталях обдумывать ответ на какой-либо определённый вопрос, не отвлекаясь на посторонние вещи. Ошибки в письменных и контрольных работах распределены равномерно. Варе нравится длительная напряженная работа, она с ней справляется. Девочка очень усидчива. У ученицы редко встречаются «глупые» ошибки, если в классе стоит шум. Может качественно выполнять работу с мелкими деталями, она у неё не вызывает раздражения.

Легко воспринимаются и запоминаются Варей дополнительные разъяснения и беглые замечания преподавателей. Варя достаточно быстро переходит от выполнения одного задания к другому.

Использование экспериментальных методов дало возможность повысить точность оценки интересующих нас свойств внимания, многократно проверить полученные данные.

Память является основой психической деятельности. Без неё невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память у Вари имеет ярко выраженный познавательный характер. Непроизвольная память постепенно приобретает черты произвольности, становится сознательно регулируемой и опосредствованной. Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, и Варя ограничена во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания, которые позволяют избежать занудной зубрёжки: многократное повторение материала при расчленении его на части, как правило, не совпадающие со смысловыми единицами. Самоконтроль у Вари за результатами запоминания происходит лишь на уровне осознания. У Вари опосредованная память, которая характеризуется наличием и самостоятельным, инициативным использованием ребёнком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации.

У Вари наблюдается наглядно-действенное мышление. Она опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. По характеру решаемых задач у ученицы практическое мышление: на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. По степени развернутости наблюдается репродуктивное мышление. Мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

У Вари можно выделить следующие качества познавательной деятельности:

* быстрота мышления;

* гибкость мышления;

Варя способна изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, способна изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям.

* широта ума;

* творчество;

* критичность;

* инициативность;

* сообразительность.

При диагностики учебной мотивации при помощи методики М.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой у девочки высокий уровень учебной мотивации. Девочка очень любит учиться, старательна, усидчива. Она считает, что учёба важна для неё.

Среди изучаемых предметов в школе любимыми являются русский язык, немецкий язык, изобразительное искусство и физкультура. Среди изучаемых предметов в школе нелюбимых предметов у Вари нет.

Девочка является отличницей. Иногда получает оценки 4, но не расстраивается, так как понимает, что где-то допустила ошибку или недоучила.

Включаясь в работу, как правило, надеется на успех, склона к проявлению инициативности. Не ищет причины отказа, если ей поручают ответственные задания. При выполнении трудных заданий в условиях ограничения времени результативность деятельности не ухудшается, склона проявлять настойчивость в достижении цели. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность, как правило, не снижается.

Девочка позитивна, мотивирована на успех, уверена в своих делах, активна и целеустремлена.

Идеалом для Вари служит её старшая сестра – Мария, также Варя стремится быть похожей на своих родителей. Варя ответственна, пунктуальна, усидчива, ценит в людях доброту, честность.

Варя ценит в людях честность, трудолюбие, ответственность. Сама является очень благодарной девочкой, всегда спешит на помощь своим товарищам. Варя очень дисциплинирована, пунктуальна. Всегда выполняет домашнее задание и другие виды самостоятельной работы, сдает всё вовремя, не имеет задолженностей.

Тест Айзенка показал, что девочка отзывчивая, жизнерадостная, легко

идёт на контакт, общительная и склонна к лидерству. Эмоционально

стабильна. Ребенок рассудительный и покладистый. Не боится трудностей и

перемен, превосходно чувствует себя даже в новой обстановке, в новом

коллективе. Подвижный, активный, любит находится в центре внимания.

Очень дружелюбна, легко находит контакты, с ней интересно и весело. В классе Варю приветствуют. У девочки большой круг общения и всегда много друзей. Её позитивность привлекает людей, поэтому она всегда окружена вниманием.

Варя обладает яркой мимикой и жестикуляцией. Ещё одна отличительная черта Вари - это нестандартность мышления и любознательность. Постоянное желание узнать нечто новое заставляет постоянно менять увлечения и род своей деятельности. Неудивительно, что Варя мечтает путешествовать, а рутинная, монотонная работа не привлекает.

В классном коллективе пользуется уважением, принимает участие во всех праздничных школьных мероприятиях, болеет за свой класс, проявляет самостоятельность при выполнении определенных трудовых поручений. Умеет с желанием доводить начатую работу до конца, видеть и оценивать результаты своей деятельности.

Варя принимает активное участие в жизни школы, участвует в олимпиадах, конкурсах, праздниках. Девочка выполняет требования учителей, старается быть примером для одноклассников, старается не запускать изучение отдельных сложных предметов, стремится достижению уважения учителей.

Варя обладает склонностями к изобразительному искусству, её рисунки часто вывешивают в коридор на всеобщее обозрение. Занимается в кружках, спортивных секциях. Участвует в школьных соревнованиях.

Любит гулять на свежем воздухе вместе с семьёй. Любит смотреть телепередачи о животных, о путешествиях. Мечтает отправиться в кругосветное путешествие.

Наши рекомендации