Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам

4. Произношение звуков в словах и словосочетаниях.
Развитие фонематического восприятия и фонематических
представлений. Словообразование

Выставляются фигурки зверят. Жил был ежонок Тишка. Однажды он получил телеграмму:

«Ждем в гости. _ ираф». Какой звук пропущен? (ж). От кого

телеграмма? (От жирафа.) Ежонок пригласил в путешествие своих друзей, а кого — угадайте сами: ку-зай, ку-миш, ли_оньку. На каком виде транспорта, в названии которого есть звук с, они могут добраться? (На самолете, на паруснике.)

Выставляются картинки.

Друзья выбрали ... (воздушный шар). Решили они взять подарки, сделанные из бумаги, стекла, пластмассы, фаянса, шелка, шерсти и кожи.

Выкладываются предметы.

Какие это были подарки? (Кожаная сумка, кожаный кошелек, кожаный ремешок, бумажные салфетки, фаянсовая чашка, солонка, металлическая кружка, хрустальная ваза, позолоченные ложки, металлический нож с пластмассовой ручкой, шелковая косынка, шерстяная шапочка). Назовите слова со звуками с, ш,з, ж.Что здесь прозрачное? Острое? Широкое? Узкое? Показ руками широкой кружки, узкой вазы.

Потрогайте кожаные, шелковые, металлические предметы. Почувствуйте, какие они разные на ощупь.

Взяли путешественники все подарки, погрузили... (в воздушный шар) и полетели.

Выставляются картинки поля, сады, леса. Дети исправляют преднамеренно неправильно произнесенные логопедом согласования.

Они пролетали над: «зеленый лес» (зелеными лесами), «широкое поле» (широкими полями). На поле растет рожь, значит, какое это поле? (Ржаное.) На этом поле пшеница, это поле ... (пшеничное). Над какими полями пролетает воздушный шар? Над какими садами?

5. Произношение звуков с, ш, з, ж в предложениях. Усвоение родительного и творительного падежа имен существительных

«Давайте сделаем остановку», — предложил Мишка. Догадайтесь, куда приземлились друзья.

Даются «рассыпанные» звуки л, у, ж, о, к. (На лужок.) Зайчишка, вылезая из шара, повредил ножку. Что бы вы сделали, увидев это?

Ответы детей.

Вышли путешественники на лужок и увидели ... (стрекозу, ■ кузнечика, ужат, лягушонка, шмеля, жука, осу).

Выставляются картинки.

В каких словах звучат звонкие согласные з, ж, а в каких
словах — глухие согласные с, ш?

Физминутка

Дети выполняют танцевальные движения под музыку В. Шаинского «Кузнечик».

7. Произношение звуков с, ш, з, ж в предложениях

Кому и что подарили наши путешественники? Кто с кем подружился? Пригласили друзья обитателей луга с собой?

Звуко-слоговой анализ и синтез

Вызовем им «мо-са-лет». (Самолет.) Только приземлился самолет в Африке, как его окружили разные звери. Угадайте, кто прибежал.

Выполняется несколько заданий:

а) узнавание слова «слон» по звуковой схеме;

б) узнавание слова «страус», слово неправильно выложено из
букв разрезной азбуки;

в) узнавание слова «мартышка», в слове пропущены звуки:
« _арты_ка»;

г) разгадывание ребуса; например, показывают рисунок, на кото
ром между носом и рогом находится буква о (носорог);

д) узнавание слова «жираф» по первому ипоследнему звуку: «ж_
_____ ф». (Жираф.)

Работа над ударным слогом

Исправление ошибок, допущенных логопедом. Лисонька спрашивает: «Ты мартышка?» Мишутка спрашивает: «Ты носорог?»

10. Произношение звуков с, ш, з, ж в связной речи

Давайте послушаем, как животные знакомятся друг с другом. Приводится пример рассказа-описания.

У меня прозрачные длинные крылья, круглые изумрудные глаза. Я летаю. Кто я?

Рассказы детей от имени животных и насекомых. П. Проблемная ситуацияСмогут ли путешественники остаться в Африке? 12. Итог занятия

Какие звуки мы повторяли в путешествии? Кто нам помогал? Давайте повеселимся вместе с новыми друзьями. Звучит музыка. Дети танцуют.

Тема «Звуки с, ш, з, ж»

2. НЕПОСЛУШНЫЙ ЗАЙЧОНОК

Материал.Плоскостные фигурки сказочных персонажей (зайчишка, мышка, барсучонок, медвежушко, лиса Лариска); предметные картинки (солнышко, ручей, подснежники, трава).

Ход занятия

Оргмомент.

Психогимнастика

Изобразите Непослушного зайчишку, спящего Мишку-мед-ведушку, хитрую лиску Лариску. Покажите, как сердятся мамы на своих непослушных деток.

Сообщение темы занятия

Сегодня будем слушать и произносить звуки с, ш, з, ж и сочинять сказку.

3. Сравнение звуков по артикуляционным и акустичес
ким признакам

Назовите звонкие согласные. Какие звуки с, ш?

Наши рекомендации