Организация обучения и присваиваемые квалификации. Система образования Республики Мали включается в себя следующие основные ступени:
Система образования Республики Мали включается в себя следующие основные ступени:
фундаментальное образование длительностью девять лет, состоящее из шести лет обучения в начальной школе и трех лет в неполной средней школе;
полное среднее образование длительностью три года;
высшее образование со сроком обучения от четырех до шести лет.
Для поступления в высшие учебные заведения Республики Мали требуется свидетельство о полном среднем образовании, получаемое по окончании общеобразовательного или технического лицея,— диплом бакалавра второй ступени (Diplorne du Baccalaureat Malien 2e Partie).
Специализация обучения в лицее указывается в дипломе и, как правило, должна соответствовать профилю избранной специальности. Зачисление в вуз проводится на основе вступительного конкурса, который учитывает оценки за среднюю школу и предусматривает сдачу экзаменов по профилирующим дисциплинам. Лица, окончившие некоторые профессионально-технические учебные заведения со сроком обучения три-четыре года (на базе неполного среднего образования), также допускаются к вступительному конкурсу в вузы, профиль которых соответствует их подготовке.
Основу высшей школы Мали составляют ряд высших специализированных учебных заведений. Высшая нормальная школа (Ecole Normale Superieure) готовит преподавателей старших классов средней школы (лицея). Национальная инженерная школа (Ecole Nationale d'Ingenieurs) выпускает инженеров-строителей, электромехаников, топографов, геологов. Подготовку высшего и среднего медицинского персонала обеспечивает Национальная школа медицины и фармации (Ecole Nationale de Medecine et de Pharmacie). Национальная административная школа (Ecole Nationale d'Administration) готовит кадры для административно-управленческого аппарата: экономистов, юристов и дипломатов. Будущие специалисты в области сельского хозяйства обучаются в Политехническом сельскохозяйственном институте (Institut Polytechnique Rural de Katibougou).
Обучение в малийских вузах составляет, как правило, четыре года, из которых последний посвящается подготовке дипломной работы и профессиональной практике. Вместе с тем в некоторых из них имеются циклы обучения другого уровня. Так, в Школе медицины в дополнение к четырехлетнему курсу, рассчитанному на выпуск врачей-ассистентов, организована шестилетняя программа для подготовки дипломированных врачей. В Политехническом сельскохозяйственном институте функционируют параллельно два четырехлетних курса: на базе полного среднего образования ведется подготовка инженеров сельскохозяйственного профиля, а на базе неполного среднего — специалистов среднего звена, так называемых «старших техников».
Лица, получившие диплом о четырехлетнем высшем образовании, могут в дальнейшем продолжить обучение по профилю своей специальности в одном из учебных заведений, предназначенных для подготовки научно-педагогических кадров и повышения квалификации отдельных категорий специалистов.
Так, Высший педагогический центр (Centre Pédagogique Supérieur), функционирующий при Высшей нормальной школе, готовит преподавателей для вузов и исследователей по естественно-научным и гуманитарным дисциплинам. Институт производства и планируемого управления (Institut de Productivité et de Gestion Prévisionnelle) отвечает за подготовку высших управленческих кадров и исследователей в области экономики. При Политехническом сельскохозяйственном институте — в качестве его высшего цикла — создан Высший институт сельскохозяйственного обучения и прикладных исследований (Institut Supérieur de Pédagogie Rurale et de Recherches Appliquées), задачей которого является подготовка специалистов высшей квалификации и проведение исследований по сельскохозяйственной тематике.
Организация обучения в описанных выше научно-педагогических центрах, представляющих собой фактически третий цикл высшего образования, происходит по единой схеме. Она рассчитана на три года, из которых первый год посвящен углубленному изучению дисциплин специализации, а два последних — исследовательской работе и подготовке к выпускным экзаменам.
По окончании четырехлетнего курса обучения в малийских вузах присваивается профессиональное звание и выдается диплом специалиста.
Так, например, диплом инженера прикладных наук (Diplôme d'Ingénieur des Sciences Appliqués) выдает Политехнический сельскохозяйственный институт, а выпускники Национальной инженерной школы получают диплом инженера (Diplôme d'Ingénieur) или диплом преподавателя технического учебного заведения (Diplôme de Professeur de l'Enseignement Technique).
Уровень указанных дипломов соответствует второму циклу высшего образования, и в частности, во Франции они признаются эквивалентными степени «мэтриз».
Диплом и звание доктора медицины (Docteur en Médecine) и диплом фармацевта (Diplôme de Pharmacien) присваиваются после шести лет обучения в Школе медицины и фармации.
Степень доктора по специальности обучения (Doctorat) присваивается лицам, имеющим диплом о четырехлетнем высшем образовании или эквивалентный ему и прошедшим в течение двух-трех лет подготовку в одном из научно-педагогических центров (институтов) Мали. Так, выпускники Высшего института сельскохозяйственного обучения и прикладных исследований могут получить степень доктора-инженера (Docteur Ingénieur), a выпускники Института производства и планируемого управления — степень доктора по управлению (Docteur en Gestion). Эти степени соответствуют степени доктора третьего цикла, присваиваемой в ряде африканских стран.
Марокко
- Общая схема уровней образования и получения квалификаций
2. Основные показатели высшего образования в 2000/2001 уч. г.
Количество студентов на 10 тыс. населения | |
Общее количество студентов высшего образования (5-ый и 6-ой уровни Международной стандартной классификации образования МСКО-97) | 310 тыс. |
Из них обучаются по продвинутым программам исследовательской направленности (6-ой уровень МСКО) | |
Общее количество выпускников высшего образования (5-ый и 6-ой уровни МСКО-97) |