Организация обучения и присваиваемые квалификации. Система образования Республики Мали включается в себя следующие основные ступени:

Система образования Республики Мали включается в себя следующие основные ступени:

фундаментальное образование длительностью девять лет, состоящее из шести лет обучения в начальной школе и трех лет в неполной средней школе;

полное среднее образование длительностью три года;

высшее образование со сроком обучения от четырех до шести лет.

Для поступления в высшие учебные заведения Республи­ки Мали требуется свидетельство о полном среднем образова­нии, получаемое по окончании общеобразовательного или тех­нического лицея,— диплом бакалавра второй ступени (Diplorne du Baccalaureat Malien 2e Partie).

Специализация обучения в лицее указывается в дипломе и, как правило, должна соответствовать профилю избранной специальности. Зачисление в вуз проводится на основе вступительного конкурса, который учитывает оценки за среднюю школу и предусматривает сдачу экзаменов по профилирую­щим дисциплинам. Лица, окончившие некоторые профессио­нально-технические учебные заведения со сроком обучения три-четыре года (на базе неполного среднего образования), также допускаются к вступительному конкурсу в вузы, про­филь которых соответствует их подготовке.

Основу высшей школы Мали составляют ряд высших спе­циализированных учебных заведений. Высшая нормальная школа (Ecole Normale Superieure) готовит преподавателей старших классов средней школы (лицея). Национальная ин­женерная школа (Ecole Nationale d'Ingenieurs) выпускает инженеров-строителей, электромехаников, топографов, гео­логов. Подготовку высшего и среднего медицинского персона­ла обеспечивает Национальная школа медицины и фармации (Ecole Nationale de Medecine et de Pharmacie). Националь­ная административная школа (Ecole Nationale d'Administration) готовит кадры для административно-управленческого аппарата: экономистов, юристов и дипломатов. Будущие спе­циалисты в области сельского хозяйства обучаются в Поли­техническом сельскохозяйственном институте (Institut Polytechnique Rural de Katibougou).

Обучение в малийских вузах составляет, как правило, че­тыре года, из которых последний посвящается подготовке дипломной работы и профессиональной практике. Вместе с тем в некоторых из них имеются циклы обучения другого уровня. Так, в Школе медицины в дополнение к четырехлет­нему курсу, рассчитанному на выпуск врачей-ассистентов, организована шестилетняя программа для подготовки дипломированных врачей. В Политехническом сельскохозяй­ственном институте функционируют параллельно два четы­рехлетних курса: на базе полного среднего образования ве­дется подготовка инженеров сельскохозяйственного профиля, а на базе неполного среднего — специалистов среднего звена, так называемых «старших техников».

Лица, получившие диплом о четырехлетнем высшем обра­зовании, могут в дальнейшем продолжить обучение по про­филю своей специальности в одном из учебных заведений, предназначенных для подготовки научно-педагогических кад­ров и повышения квалификации отдельных категорий специа­листов.

Так, Высший педагогический центр (Centre Pédagogique Supérieur), функционирующий при Высшей нормальной шко­ле, готовит преподавателей для вузов и исследователей по естественно-научным и гуманитарным дисциплинам. Институт производства и планируемого управления (Institut de Pro­ductivité et de Gestion Prévisionnelle) отвечает за подготов­ку высших управленческих кадров и исследователей в области экономики. При Политехническом сельскохозяйственном ин­ституте — в качестве его высшего цикла — создан Высший институт сельскохозяйственного обучения и прикладных ис­следований (Institut Supérieur de Pédagogie Rurale et de Recherches Appliquées), задачей которого является подготовка специалистов высшей квалификации и проведение исследова­ний по сельскохозяйственной тематике.

Организация обучения в описанных выше научно-педаго­гических центрах, представляющих собой фактически третий цикл высшего образования, происходит по единой схеме. Она рассчитана на три года, из которых первый год посвящен уг­лубленному изучению дисциплин специализации, а два пос­ледних — исследовательской работе и подготовке к выпуск­ным экзаменам.

По окончании четырехлетнего курса обучения в малийских вузах присваивается профессиональное звание и выдает­ся диплом специалиста.

Так, например, диплом инженера прикладных наук (Dip­lôme d'Ingénieur des Sciences Appliqués) выдает Политехнический сельскохозяйственный институт, а выпускники Нацио­нальной инженерной школы получают диплом инженера (Dip­lôme d'Ingénieur) или диплом преподавателя технического учебного заведения (Diplôme de Professeur de l'Enseignement Technique).

Уровень указанных дипломов соответствует второму циклу высшего образования, и в частности, во Франции они при­знаются эквивалентными степени «мэтриз».

Диплом и звание доктора медицины (Docteur en Méde­cine) и диплом фармацевта (Diplôme de Pharmacien) присва­иваются после шести лет обучения в Школе медицины и фар­мации.

Степень доктора по специальности обучения (Doctorat) присваивается лицам, имеющим диплом о четырехлетнем выс­шем образовании или эквивалентный ему и прошедшим в те­чение двух-трех лет подготовку в одном из научно-педагогиче­ских центров (институтов) Мали. Так, выпускники Высшего института сельскохозяйственного обучения и прикладных ис­следований могут получить степень доктора-инженера (Doc­teur Ingénieur), a выпускники Института производства и пла­нируемого управления — степень доктора по управлению (Docteur en Gestion). Эти степени соответствуют степени док­тора третьего цикла, присваиваемой в ряде африканских стран.

Марокко

  1. Общая схема уровней образования и получения квалификаций

Организация обучения и присваиваемые квалификации. Система образования Республики Мали включается в себя следующие основные ступени: - student2.ru

2. Основные показатели высшего образования в 2000/2001 уч. г.

Количество студентов на 10 тыс. населения  
Общее количество студентов высшего образования (5-ый и 6-ой уровни Международной стандартной классификации образования МСКО-97)   310 тыс.
Из них обучаются по продвинутым программам исследовательской направленности (6-ой уровень МСКО)  
Общее количество выпускников высшего образования (5-ый и 6-ой уровни МСКО-97)  

Наши рекомендации