Методика определения физического развития
Л.П. Матвеев (1976) отмечает, что «физическое развитие человека - процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни». По его мнению, физическое развитие - не только естественный, развёртывающийся на природной основе, передаваемой по наследству, но и социально обусловленный процесс, поскольку действие естественных законов проявляется в зависимости от социальных условий жизни и деятельности человека. В зависимости от всех этих факторов и условий физическое развитие может приобретать различный характер - быть всесторонним и гармоничным, либо ограниченным и дисгармоничным.
Научное понимание роли физического воспитания в физическом развитии человека исходит именно из того, что процесс физического развития, в принципе, является управляемым. Физическое воспитание является целенаправленным процессом рационального регулирования физического развития человека в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом.
Отслеживание физического развития учащихся, оценка её возрастной динамики позволяет определить норму и отклонение от нормы отдельных показателей. Таким образом, систематическое обследование способствует своевременному выявлению у учащихся нарушения физического развития (отставание в росте, отсутствие прибавки в весе и т.п.), являющие, как правило, ранними признаками заболеваний или свидетельством нарушения режима.
Для получения достоверных данных измерения следует проводить на обнажённом теле, обычно утром. Повторные измерения делать по возможности в одно и то же время.
Исследование физического развития проводится методом антропометрия. Данные полученные при обследовании называются антропометрическими и делятся они по следующим признакам:
1) соматометрические – длина тела , масса тела, ОГК (окружность грудной клетки в покое, на вдохе и выдохе), экскурсия грудной клетки, окружность бедра, голени и т.п.
2) физиометрические (функциональные) – ЖЕЛ (жизненная ёмкость лёгких), мышечная сила рук, становая сила.
3) Соматоскопические (через наружный осмотр) – состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.
Для проведения исследования физического развития среди учащихся общеобразовательных школ наиболее приемлемо определение следующих антропометрических показателей:
1. Масса тела (Р),кг.
Масса тела устанавливается с помощью медицинских весов. Обследуемый становится на середину площадки весов. Взвешивание рекомендуется проводить утром, натощак.
Рис.1. Измерение массы тела.
2. Длина тела (рост) в положении стоя (L) и сидя (Lсидя), см.
Длина тела определяется ростомером (рис.2). Обследуемый должен прикасаться к стойке прибора тремя точками: пятками, ягодицами и лопаточной областью; голова находится в таком положении, чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии.
Рис.2. Измерение роста в положении: а) стоя; б) сидя.
а б
В популярной медицинской энциклопедии за 1992 год предлагаются следующие нормативы длины и массы тела в возрасте от 7 до 15 лет (таблица 1).
Таблица 1.
Зависимость массы тела от длины тела
у детей в возрасте от 7 до 15 лет
Возраст | Масса тела, кг | Длина тела, см | ||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
7 лет | 21,6 - 27,9 | 21,5 - 27,5 | 118 - 129 | 118 - 129 |
8 лет | 24,1 - 31,3 | 24,2 - 30,8 | 125 - 135 | 124 - 134 |
9 лет | 26,1 - 34,9 | 26,6 - 35,6 | 128 - 141 | 128 - 140 |
10 лет | 30,0 - 38,4 | 30,2 - 38,7 | 135 - 147 | 134 - 147 |
11 лет | 32,1 - 40,9 | 31,7 - 42,5 | 138 - 149 | 138 - 152 |
12 лет | 36,7 - 49,1 | 38,4 - 50,0 | 143 - 158 | 146 - 160 |
13 лет | 39,3 - 53,0 | 43,3 - 54,4 | 149 - 165 | 151 - 163 |
14 лет | 45,4 - 56,8 | 46,5 - 55,5 | 155 - 170 | 154 - 167 |
15 лет | 50,4 - 62,7 | 50,3 - 58,5 | 159 - 175 | 156 - 167 |
3. Окружность запястья (ОЗ) руки,см.
Окружность запястья руки измеряется сантиметровой лентой. Измерение ОЗ является наиболее простым способом определения типа телосложения:
- у узкогрудых астеников этот размер менее 16 см (муж.), менее 14,5 см (жен.);
- у нормостеников – 16-18 см (муж.), 14,5-16,5 см (жен.);
- у широкогрудых гиперстеников - более 18 см (муж.), более 16,5 см (жен.).
4. Окружность грудной клетки (ОГК), см.
Окружность грудной клетки измеряется сантиметровой лентой в 3-х фазах: состояние покоя, максимального вдоха и максимального выдоха (рис.3).
Рис. 3. Измерение окружности грудной клетки
Экскурсия грудной клетки (ЭГК) характеризует развитие органов дыхания: ЭГК=ОГК на вдохе- ОГК на выдохе.
Средний показатель ЭГК составляет 5-7см, а у тренированных людей 8-10 см.
5.Сила кисти (правой и левой руки) (СК), кг.
Сила кисти измеряется кистевым динамометром. Прямая рука отводится в сторону до уровня плеча, динамометр в кисти шкалой внутрь сжать без рывка с максимальным усилием. Рука к туловищу не прикасается. Средние показатели у мужчин – 35-50 кг; у женщин – 25-33 кг. Средние показатели левой кисти примерно на 5-10 кг меньше показателей правой кисти.
6. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), мл/кг.
Жизненная ёмкость лёгких – показатель, отражающий функциональные возможности системы дыхания и измеряется с помощью спирометра. Средние показатели ЖЕЛ у мужчин составляют 3500 – 4200 см3, у женщин – 2500-3000 см3.
Для оценки данных, величину ЖЕЛ следует сравнить с должной величиной (ДЖЕЛ). ДЖЕЛ можно рассчитать по формуле Людвига в зависимости от роста, массы тела и пола:
ДЖЕЛ для мужчин = 40 х рост (см) +30 х вес (кг) – 4400;
ДЖЕЛ для женщин = 40 х рост (см) +10 х вес (кг) – 3800.
Для удобства определения должной величины ЖЕЛ можно использовать следующие таблицы 2 и 3.
Таблица 2.
ЖЕЛ для мужчин, определённая по формуле Людвига, мл
Длина тела, см | Вес тела, кг | ||||||||||
Таблица 3.
ЖЕЛ для женщин, определённая по формуле Людвига, мл
Длина тела, см | Вес тела, кг | |||||||
Расчет ДЖЕЛ можно проводить и взависимости от роста, возраста и пола по следующим формулам:
ДЖЕЛ = (27,63 - 0,122W)L (муж.)
ДЖЕЛ = (21,78 - 0,101W)L (жен.)
В норме у здоровых лиц ЖЕЛ может быть ниже должной величины на 10-15% и составлять 90-85% от ДЖЕЛ. ЖЕЛ фактическая, составляющая 84-70% от ДЖЕЛ, расценивается как умеренно сниженная, 69-65% - значительно сниженная, 49% и менее - резко сниженная, что указывает на нарушение функции вентиляции легких. Если ЖЕЛ фактическая больше ДЖЕЛ, то это указывает на высокое функциональное состояние легких и характерно для тех, кто занимается бегом, лыжным спортом, т.е. упражнениями, развивающими выносливость. При расчёте ДЖЕЛ по величине массы тела можно значительно ошибиться в сторону завышения, так как после 18-20 лет она обычно увеличивается. Рост ЖЕЛ после занятий физической культурой и спортом свидетельствует об эффективности занятий.
7. Артериальное давление (АД): систолическое давление (СД) и диастолическое давление (ДД), мм.рт.ст.
Данный показатель определяет функционирование сердечно-сосудистой системы и измеряется тонометром. Средние показатели максимального давления (систолического) в зависимости от возраста 100-125 мм рт. ст., минимального (диастолического) – 65-85 мм рт. ст. Если АД фактическое выше АД должного, (СД на 15 мм рт. ст., а ДД на 10 мм рт. ст.), то это свидетельствует о гипертоническом состоянии (повышенное АД). Если же АД фактическое ниже АД должного (СД на 20 мм рт. ст., а ДД на 15 мм рт. ст.), это свидетельствует о гипотоническом состоянии (пониженное АД).
Расчет артериального давленияAD (СД и ДД) в зависимости от возраста проводится по следующим формулам:
СД = 1,7W + 83 (для возраста 7-20 лет)
ДД = 1,6W + 42 (для возраста 7-20 лет)
СД = 0.4W + 109 (для возраста 20-80 лет)
ДД = 0.3W + 63 (для возраста 20-80 лет)
ПД = СД-ДД (ПД – пульсовое давление, мм.рт.ст.)
8. Частота сердечных сокращений (ЧСС), уд/мин.
Этот показатель даёт важную информацию о деятельности сердечно-сосудистой системы. Следует знать, что частота пульса у взрослого - здорового человека в условиях покоя в минуту составляют 70-76 ударов с разными интервалами. Резкое уменьшение или учащение пульса по сравнению с предыдущими данными - один из симптомов нарушения здоровья. Пульс обычно проверяют по утрам лежа в постели, а также до и после окончания процедур. Лежа ЧСС реже примерно на 10 уд./мин, чем стоя. У женщин ЧСС на 7-10 уд./мин больше, чем у мужчин того же возраста. У детей ЧСС имеет значительно большие значения, чем у взрослых. Для получения сравнимых данных необходимо измерять пульс всегда в одном и том же положении (лежа, стоя или сидя). Частота пульса изменяется в соответствии с интенсивностью физической нагрузки. Считается, что двойное увеличение показателя ЧСС, по сравнению с замером в покое, отражает нормальный уровень нагрузки, меньшее свидетельствует о слабой физической нагрузке, а ЧСС больше 170 уд./мин - о чрезмерной нагрузке. Люди, занимающиеся спортом, за счет систематической тренировки добиваются меньшего увеличения ЧСС.
Антропометрические индексы:
1. Весоростовой индекс (ИВР).Характеризует физическое развитие и наличие избыточного веса либо дефицита массы. Рассчитывается по следующей формуле: ИBP = P/L. Оценка весоростового индекса представлена в таблице 4. (Примечание. Обычно ИВР несколько ниже у высокорослых.)
Таблица 4.
Оценка весоростового индекса (кг/см)
Результат | Оценка | |||
Дети до 12 лет | Подростки 13-17 лет | Муж. | Жен. | |
Менее 0,2 | Менее 0,3 | Менее 0,35 | Менее 0,325 | Дефицит массы тела |
0,2-0,3 | 0,2-0,3 | 0,2-0,3 | 0,2-0,3 | Норма |
Более 0,3 | Более 0,3 | Более 0,3 | Более 0,3 | Избыток массы тела |
2. Индекс Кетлепозволяет выявить соответствие веса росту. Определяется по формуле: ИК= P (кг)/L(см)
Таблица 5.
Оценка индекса Кетле (г/см)
Результат | Оценка |
Менее 20 | Дефицит массы тела |
20-24,9 | Норма |
25-29,9 | Избыток |
30-39,9 | Ожирение |
Более 40 | Риск велик |
3. Индекс Пиньеопределяет пропорциональность развития и крепость телосложения Расчет проводится по следующей формуле:
ИП = L(см)-(Р(кг) + ОГК(см)).
Если показатель крепости телосложения у взрослых меньше 10 – крепкое телосложение, от 10 до 20 – хорошее, от 21 до 25 – среднее, от 26 до 35 – слабое, более 46 – очень слабое. Однако в заблуждение может ввести большое значение массы тела и ОГК, которые отражают не развитие мускулатуры, а являются результатом ожирения.
4. Индекс пропорциональности (%) характеризует малую либо большую длину ног. Он определяется по формуле:
ИП = L1- L2 / L2 х 100,
Где L1 - длина тела в положении стоя, L2- длина тела в положении сидя.
Таблица 6.
Оценка индекса пропорциональности (%)
Результат | Оценка |
Менее 87 | Малая длина ног |
87-92 | Пропорциональное телосложение |
Более 92 | Большая длина ног |
5. Жизненный индексхарактеризует мощность аппарата внешнего дыхания и определяется по формуле: ИЖ=ЖЕЛ(мл)/Р(кг).
Таблица 7.