Методика определения физического развития

Л.П. Матвеев (1976) отмечает, что «физическое развитие человека - процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни». По его мнению, физическое развитие - не только естественный, развёртывающийся на природной основе, передаваемой по наследству, но и социально обусловленный процесс, поскольку действие естественных законов проявляется в зависимости от социальных условий жизни и деятельности человека. В зависимости от всех этих факторов и условий физическое развитие может приобретать различный характер - быть всесторонним и гармоничным, либо ограниченным и дисгармоничным.

Научное понимание роли физического воспитания в физическом развитии человека исходит именно из того, что процесс физического развития, в принципе, является управляемым. Физическое воспитание является целенаправленным процессом рационального регулирования физического развития человека в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом.

Отслеживание физического развития учащихся, оценка её возрастной динамики позволяет определить норму и отклонение от нормы отдельных показателей. Таким образом, систематическое обследование способствует своевременному выявлению у учащихся нарушения физического развития (отставание в росте, отсутствие прибавки в весе и т.п.), являющие, как правило, ранними признаками заболеваний или свидетельством нарушения режима.

Для получения достоверных данных измерения следует проводить на обнажённом теле, обычно утром. Повторные измерения делать по возможности в одно и то же время.

Исследование физического развития проводится методом антропометрия. Данные полученные при обследовании называются антропометрическими и делятся они по следующим признакам:

1) соматометрические – длина тела , масса тела, ОГК (окружность грудной клетки в покое, на вдохе и выдохе), экскурсия грудной клетки, окружность бедра, голени и т.п.

2) физиометрические (функциональные) – ЖЕЛ (жизненная ёмкость лёгких), мышечная сила рук, становая сила.

3) Соматоскопические (через наружный осмотр) – состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.

Для проведения исследования физического развития среди учащихся общеобразовательных школ наиболее приемлемо определение следующих антропометрических показателей:

1. Масса тела (Р),кг.

Масса тела устанавливается с помощью медицинских весов. Обследуемый становится на середину площадки весов. Взвешивание рекомендуется проводить утром, натощак.

Методика определения физического развития - student2.ru

Рис.1. Измерение массы тела.

2. Длина тела (рост) в положении стоя (L) и сидя (Lсидя), см.

Длина тела определяется ростомером (рис.2). Обследуемый должен прикасаться к стойке прибора тремя точками: пятками, ягодицами и лопаточной областью; голова находится в таком положении, чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии.

Методика определения физического развития - student2.ru Рис.2. Измерение роста в положении: а) стоя; б) сидя.

а б

В популярной медицинской энциклопедии за 1992 год предлагаются следующие нормативы длины и массы тела в возрасте от 7 до 15 лет (таблица 1).

Таблица 1.

Зависимость массы тела от длины тела
у детей в возрасте от 7 до 15 лет

Возраст Масса тела, кг Длина тела, см
мальчики девочки мальчики девочки
7 лет 21,6 - 27,9 21,5 - 27,5 118 - 129 118 - 129
8 лет 24,1 - 31,3 24,2 - 30,8 125 - 135 124 - 134
9 лет 26,1 - 34,9 26,6 - 35,6 128 - 141 128 - 140
10 лет 30,0 - 38,4 30,2 - 38,7 135 - 147 134 - 147
11 лет 32,1 - 40,9 31,7 - 42,5 138 - 149 138 - 152
12 лет 36,7 - 49,1 38,4 - 50,0 143 - 158 146 - 160
13 лет 39,3 - 53,0 43,3 - 54,4 149 - 165 151 - 163
14 лет 45,4 - 56,8 46,5 - 55,5 155 - 170 154 - 167
15 лет 50,4 - 62,7 50,3 - 58,5 159 - 175 156 - 167

3. Окружность запястья (ОЗ) руки,см.

Окружность запястья руки измеряется сантиметровой лентой. Измерение ОЗ является наиболее простым способом определения типа телосложения:

- у узкогрудых астеников этот размер менее 16 см (муж.), менее 14,5 см (жен.);

- у нормостеников – 16-18 см (муж.), 14,5-16,5 см (жен.);

- у широкогрудых гиперстеников - более 18 см (муж.), более 16,5 см (жен.).

4. Окружность грудной клетки (ОГК), см.

Окружность грудной клетки измеряется сантиметровой лентой в 3-х фазах: состояние покоя, максимального вдоха и максимального выдоха (рис.3).

 
  Методика определения физического развития - student2.ru

Рис. 3. Измерение окружности грудной клетки

Экскурсия грудной клетки (ЭГК) характеризует развитие органов дыхания: ЭГК=ОГК на вдохе- ОГК на выдохе.

Средний показатель ЭГК составляет 5-7см, а у тренированных людей 8-10 см.

5.Сила кисти (правой и левой руки) (СК), кг.

Сила кисти измеряется кистевым динамометром. Прямая рука отводится в сторону до уровня плеча, динамометр в кисти шкалой внутрь сжать без рывка с максимальным усилием. Рука к туловищу не прикасается. Средние показатели у мужчин – 35-50 кг; у женщин – 25-33 кг. Средние показатели левой кисти примерно на 5-10 кг меньше показателей правой кисти.

6. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), мл/кг.

Жизненная ёмкость лёгких – показатель, отражающий функциональные возможности системы дыхания и измеряется с помощью спирометра. Средние показатели ЖЕЛ у мужчин составляют 3500 – 4200 см3, у женщин – 2500-3000 см3.

Для оценки данных, величину ЖЕЛ следует сравнить с должной величиной (ДЖЕЛ). ДЖЕЛ можно рассчитать по формуле Людвига в зависимости от роста, массы тела и пола:

ДЖЕЛ для мужчин = 40 х рост (см) +30 х вес (кг) – 4400;

ДЖЕЛ для женщин = 40 х рост (см) +10 х вес (кг) – 3800.

Для удобства определения должной величины ЖЕЛ можно использовать следующие таблицы 2 и 3.

Таблица 2.

ЖЕЛ для мужчин, определённая по формуле Людвига, мл

Длина тела, см Вес тела, кг

Таблица 3.

ЖЕЛ для женщин, определённая по формуле Людвига, мл

Длина тела, см Вес тела, кг

Расчет ДЖЕЛ можно проводить и взависимости от роста, возраста и пола по следующим формулам:

ДЖЕЛ = (27,63 - 0,122W)L (муж.)

ДЖЕЛ = (21,78 - 0,101W)L (жен.)

В норме у здоровых лиц ЖЕЛ может быть ниже должной величины на 10-15% и составлять 90-85% от ДЖЕЛ. ЖЕЛ фактическая, составляющая 84-70% от ДЖЕЛ, расценивается как умеренно сниженная, 69-65% - значительно сниженная, 49% и менее - резко сниженная, что указывает на нарушение функции вентиляции легких. Если ЖЕЛ фактическая больше ДЖЕЛ, то это указывает на высокое функциональное состояние легких и характерно для тех, кто занимается бегом, лыжным спортом, т.е. упражнениями, развивающими выносливость. При расчёте ДЖЕЛ по величине массы тела можно значительно ошибиться в сторону завышения, так как после 18-20 лет она обычно увеличивается. Рост ЖЕЛ после занятий физической культурой и спортом свидетельствует об эффективности занятий.

7. Артериальное давление (АД): систолическое давление (СД) и диастолическое давление (ДД), мм.рт.ст.

Данный показатель определяет функционирование сердечно-сосудистой системы и измеряется тонометром. Средние показатели максимального давления (систолического) в зависимости от возраста 100-125 мм рт. ст., минимального (диастолического) – 65-85 мм рт. ст. Если АД фактическое выше АД должного, (СД на 15 мм рт. ст., а ДД на 10 мм рт. ст.), то это свидетельствует о гипертоническом состоянии (повышен­ное АД). Если же АД фактическое ниже АД должного (СД на 20 мм рт. ст., а ДД на 15 мм рт. ст.), это свидетельствует о гипотоническом состоянии (пониженное АД).

Расчет артериального давленияAD (СД и ДД) в зависимости от возраста проводится по следующим формулам:

СД = 1,7W + 83 (для возраста 7-20 лет)

ДД = 1,6W + 42 (для возраста 7-20 лет)

СД = 0.4W + 109 (для возраста 20-80 лет)

ДД = 0.3W + 63 (для возраста 20-80 лет)

ПД = СД-ДД (ПД – пульсовое давление, мм.рт.ст.)

8. Частота сердечных сокращений (ЧСС), уд/мин.

Этот показатель даёт важную информацию о деятельности сердечно-сосудистой системы. Следует знать, что частота пульса у взрослого - здорового человека в условиях покоя в минуту составляют 70-76 ударов с разными интервалами. Резкое уменьшение или учащение пульса по сравнению с предыдущими данными - один из симптомов нарушения здоровья. Пульс обычно проверяют по утрам лежа в постели, а также до и после окончания процедур. Лежа ЧСС реже примерно на 10 уд./мин, чем стоя. У женщин ЧСС на 7-10 уд./мин больше, чем у мужчин того же возраста. У детей ЧСС имеет значительно большие значения, чем у взрослых. Для получения сравнимых данных необходимо измерять пульс все­гда в одном и том же положении (лежа, стоя или сидя). Час­тота пульса изменяется в соответствии с интенсивностью фи­зической нагрузки. Считается, что двойное увеличение показателя ЧСС, по сравнению с замером в покое, отражает нормальный уровень нагрузки, меньшее свидетельствует о сла­бой физической нагрузке, а ЧСС больше 170 уд./мин - о чрез­мерной нагрузке. Люди, занимающиеся спортом, за счет си­стематической тренировки добиваются меньшего увеличения ЧСС.

Антропометрические индексы:

1. Весоростовой индекс (ИВР).Характеризует физическое развитие и наличие избыточного веса либо дефицита массы. Рассчитывается по следующей формуле: ИBP = P/L. Оценка весоростового индекса представлена в таблице 4. (Примечание. Обычно ИВР несколько ниже у высокорослых.)

Таблица 4.

Оценка весоростового индекса (кг/см)

Результат Оценка
Дети до 12 лет Подростки 13-17 лет Муж. Жен.  
Менее 0,2 Менее 0,3 Менее 0,35 Менее 0,325 Дефицит массы тела
0,2-0,3 0,2-0,3 0,2-0,3 0,2-0,3 Норма
Более 0,3 Более 0,3 Более 0,3 Более 0,3 Избыток массы тела

2. Индекс Кетлепозволяет выявить соответствие веса росту. Определяется по формуле: ИК= P (кг)/L(см)

Таблица 5.

Оценка индекса Кетле (г/см)

Результат Оценка
Менее 20 Дефицит массы тела
20-24,9 Норма
25-29,9 Избыток
30-39,9 Ожирение
Более 40 Риск велик

3. Индекс Пиньеопределяет пропорциональность развития и крепость телосложения Расчет проводится по следующей формуле:

ИП = L(см)-(Р(кг) + ОГК(см)).

Если показатель крепости телосложения у взрослых меньше 10 – крепкое телосложение, от 10 до 20 – хорошее, от 21 до 25 – среднее, от 26 до 35 – слабое, более 46 – очень слабое. Однако в заблуждение может ввести большое значение массы тела и ОГК, которые отражают не развитие мускулатуры, а являются результатом ожирения.

4. Индекс пропорциональности (%) характеризует малую либо большую длину ног. Он определяется по формуле:

ИП = L1- L2 / L2 х 100,

Где L1 - длина тела в положении стоя, L2- длина тела в положении сидя.

Таблица 6.

Оценка индекса пропорциональности (%)

Результат Оценка
Менее 87 Малая длина ног
87-92 Пропорциональное телосложение
Более 92 Большая длина ног

5. Жизненный индексхарактеризует мощность аппарата внешнего дыхания и определяется по формуле: ИЖ=ЖЕЛ(мл)/Р(кг).

Таблица 7.

Наши рекомендации