Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
Отечественная война 1812 года, явившаяся суровым испытанием для всей России, укрепила дружбу башкирского и русского народов. Тема традиционной дружбы, патриотический подъем, и героический дух солдат пронизывают башкирские народные песни о войне с наполеоновской армией. В них весьма ярко отразился патриотический подъем, охвативший народные массы (“Вторая армия”, “Эскадрон”, “Кахым-тура”, “Любизар” и др.) Героический пафос этих песен, песен-преданий связан со значительностью участия башкир в Отечественной войне 1812 года. Башкирские конники сражались под Данцигом, Лейпцигом, Веймаром и Парижем. Французы прозвали башкир за меткость стрельбы из луков “северными амурами”. Исторические песни являются продолжением эпических традиций и бесценным достоянием, представляющих своеобразное, накопленное веками культурное наследие башкирского народа.
В песне «Кутузов» воспевается слава великому русскому полководцу, в составе армии которого сражались и башкирские воины. Радость одержанной победы над врагом выражена в кавалерийской песне «Любизар». [1]
Образ воина-героя, наделённого яркими национальными чертами, показан в песне «Командир Кахым», посвященной командиру одной из башкирских частей. Он изображен энергичным, умным и волевым руководителем солдат. Напев узун кюй вольный, свободный. И на этом фоне выражается печаль солдат по поводу безвременной потери командира.
В популярной песне «Баик» рассказывается о последнем этапе Отечественной войны – о том, как башкирский народ с радостью встречал возвратившихся домой воинов славной Кутузовской армии-победительницы.
В первой половине XIX века в знак благодарности башкирским воинам за их военные заслуги, в Оренбурге началось строительство Караван-сарая. Печальная история с его постройкой легла в основу народной песня «Караван-сарай», замечательной по своей мелодии, глубине мысли и непревзойденному поэтическому мастерству.
Расходы по строительству Караван-сарая целиком были возложены на плечи народа. Были собраны крупные пожертвования, в сооружении дворца приняли участие десятки тысяч башкир. Но мечта народа не сбылась: в 1841 году, после окончания строительства, Караван-сарай был занят под канцелярию командующего Башкирскими войсками и частично под казармы…
Любопытно, что в одной исторической рукописи высоко оценивается доблесть башкирских войск, участвовавших в Отечественной войне 1812 г., сообщается, что о ратной храбрости башкир с большим интересом писали некоторые немецкие и французские поэты, писатели, а также художники. В ней же утверждается, что башкирские кавалеристы посетили театр в городе Веймар, где их приветствовал великий немецкий поэт Гёте. В ответ башкиры подарили ему лук со стрелами. Гёте хранил их дар в своей квартире и, будучи уже в преклонном возрасте, во время прогулок в саду, тешил себя стрельбой из этого лука. В рукописи сообщается также, что друг поэта Эккерман в свое время писал об интересе, проявляемом Гёте к башкирам, а через них – к другим восточным народам. [2]
Патриотические чувства и мысли, так образно выраженные в устно-поэтическом творчестве, вызваны беззаветной преданностью людей родине, постоянной заботой о ее защите. В то же время идею патриотизма трудового народа, жившего под социальным и национально-колониальным гнетом, было бы неправильно рассматривать в отрыве от народно-освободительных идей.
Формы поэтического выражения патриотизма в башкирских песнях различны, но главная суть одна: патриотизм тех времен представляет собой сочетание в едином целом двух противоположных друг другу идей, - любовь к родине, гордость за неё и готовность защищать её, с одной стороны, сочетаются с ненавистью к существующим на родной земле несправедливым общественным порядкам и с протестом против социального и национального неравенства, - с другой. Разумеется, эта большая целостная идея проводится в песнях на разном уровне, на разной глубине.
Исторические песни о войне 1812 года, рожденные в условиях огромного и душевного подъема на первый план ставили изображение народных масс: во всех песнях повествование ведется устами народа, и в каждой из них отразились его мысли и чаяния.
Окрашенные мотивами патриотизма и бессмертия народа, вставшего за честь и свободу общей Родины - России, эти песни, как память тех героических лет, и поныне живут в народах Башкортостана, глубоко волнуют, выполняя большую воспитательную и познавательную функции.
ЛИТЕРАТУРА
1. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах Т.1. – Уфа: Китап, 2004.
2. Рахимов Р. Отечественная война 1812 г. в современном сознании.- Уфа. Ватандаш.-2000.-№3.
Р.Ф. Ризванова,
учитель истории и обществознания
МОБУ СОШ №1 (г. Дюртюли РБ)