Музейная и ПОИСКОВО-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, так как основы жизнеспособности любого общества и государства в преемственности поколений. Патриотическое воспитание сегодня как никогда значимо. Мощным средством воспитания будущего гражданина-патриота является краеведение. Одним из приоритетных направлений по патриотическому воспитанию является музейная и исследовательская работа учащихся для пополнения музейных экспонатов.
Музей – это не только достояние школы, это достояние всех. Ребята, узнавая истоки самобытности своей малой родины, внутренне распрямляются, наполняются гордостью, изучая богатейшую историю и культурные традиции родного края. Всё, что изучают и о чём узнают дети, занимаясь исследовательской работой, работой в своём школьном музее, есть часть жизни их предков, история родного города, района, родного края и государства. Очень важно научить их уважать и любить ту местность, где мы родились и выросли. А этого можно добиться только тогда, когда учащиеся вовлечены в исследовательскую поисковую деятельность. В результате такой работы каждый ученик может реализовать свои способности.
Именно из таких соображений мы и начинали несколько лет тому назад оформление кабинета-музея по истории и культуре Башкортостана. Ребята ведут активную поисковую работу, принимают участие в школьных и городских научно-практических конференциях со своими исследовательскими работами. Например, ученица 9 класса Байдавлетова Айгуль в течение года работала над родословной своей семьи, выступала со своей работой на городской ученической конференции, где заняла I место, а также приняла участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся по истории в январе-феврале 2011 года в г. Москва (заочно). Другая моя ученица Цыпленкова Владислава в течение 2-х лет работала над исследовательскими работами по истории Башкортостана по темам:
Вхождение Башкортостана в состав Русского государства.
Башкортостан в годы Великой Отечественной войны и заняла призовое место на городской научно-практической конференции «Юность. Наука. Творчество».
Интересуются ребята и современной жизнью республики. Например, ученик теперь уже 11-го класса Лунегов Никита представил свою исследовательскую работу по теме: «Региональное отделение партии «Единая Россия».
Работа по изучению истории и социальной сферы, несомненно, помогает учащимся многое узнать, а главное – полюбить маленький уголок своей Родины. В нашем кабинете-музее находятся альбомы, оформленные классными коллективами «Межгорье – мой город родной», «Любимый город Белорецк», «Серебряный город Стерлитамак», «Уфа – столица Республики». Такие материалы оформляются по заданию совета музея, затем используются на классных часах, для проведения радиолинеек, различных праздников в школе.
Наш кабинет-музей стал местом проведения различных мероприятий, национальных праздников, открытых уроков. К нам приводят на экскурсии воспитанников детских садов города, учащихся начальных классов.
В кабинете-музее имеется много интересных экспонатов, экспозиций. Самый дорогой для меня экспонат – курай моего знаменитого земляка Загира Исмагилова, который был передан в наш кабинет одним из его знакомых с. Серменево. Такими же ценными являются Коран на арабском языке XVIII в, переданный учительницей нашей школы в дар музею, патефон и пластинки с мелодиями 40-50-х годов башкирских исполнителей и многое другое. Все экспонаты собирали ученики, родители, учителя, поэтому мы это бережём, а самое главное – находимся в постоянном поиске нового материала. Ежегодно 5 – 10-е классы получают задания по пополнению экспозиций и материалов. Таким образом, мы собрали богатую литературу по истории и культуре края, о знаменитых людях края. Всё это также используется учителями на уроках, классных часах и других мероприятиях.
Я уделяю большое внимание экскурсионной работе по памятным и историческим местам республики. Уже стали традицией поездки в нашу столицу, где мы посещаем Национальный музей, музей археологии и этнографии, музей Боевой Славы и Парк Победы, художественный музей им. Нестерова, мечеть Ляля-Тюльпан, любим бывать на площади у памятника нашему национальному герою Салавату Юлаеву, в парке Якутова и других памятных местах Уфы. Совершаем поездки в Капову пещеру, экскурсии в г. Белорецк, на могилу Шагали Шакман-бия, которая находится в с. Кагарманово Белорецкого района. Такие экскурсии способствуют сплачиванию коллектива, увлекают ребят общими интересами, делами.
На базе нашего музея проводятся внеклассные мероприятия, встречи с интересными людьми города, диспуты, «круглые столы», конференции. В настоящее время мы начали оформление музея истории нашей школы, которой уже 23 года. Впереди большая кропотливая работа, в которую вовлечены все учащиеся, учителя школы. Помогает нам и родительский комитет школы.
Таким образом, музейная и исследовательская работа открывает широкие возможности в деле патриотического и гражданского воспитания, любви к Родине. Данная организация работы с детьми способствует активизации познавательных интересов, формированию осознанного отношения к ценностям родного края, воспитанию гражданских чувств. Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Если сегодня мы прививаем патриотизм, деловитость, гражданственность, значит можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества. Вот в этом, я думаю, и заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания наших учащихся.
Ф.Р. Фахретдинова,
к.п.н., директор НМЦ развития одаренности ИРО РБ (г. Уфа)