Диагностические методики .
Воспитатель показывает два мяча и спрашивает : "Что такое мяч?"
• Ребёнок даёт определение: Мяч - это игрушка. Он круглый, резиновый.
• Называет какой-то признак.
• Повторяет слово "Мяч".
Что значитбросать, ловить?
• Ребёнок объясняет: Бросать - это я кому-то кинул мяч, а другой его поймал.
• Показывает движение и нацеливает, говорит - бросил .
• Только показывает движение (без слов).
Сравни два мяча.Чем они отличаются и чем похожи?
• Ребёнок называет признаки: оба круглые, резиновые; мячами играют.
• Называет только различия по цвету.
• Говорит одно слово.
Какие игрушки ты знаешь?
• Ребёнок называет более четырёх игрушек.
• Называет более двух.
• Говорит одно слово.
Как назвать одним словом?"Платье, брюки, кофта", "Чашка, кастрюля, сковорода".
Задание 3. Картина
Фамилия, имя ребёнка | Словарь | |||
1. Понимание значения слова | 2. Слова противоположные по значению | 3. Слова, обозначающие действия | 4. Сравнение собаки и щенка | |
Иванов | ||||
Петров | ||||
Сидоров |
Диагностические методики.
Воспитатель спрашивает: "Ты видел собаку? Кто такая собака?Какая она?"
• Ребёнок обобщает: Собака - это животное; собака лает. Она пушистая.
• Называет: Это собака. Она чёрная.
• Повторяет за взрослым одно слово.
Как зовут детёнышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щеночки : (медленно). Собака лает громко, а её детёныши : (тихо).
• Ребёнок называет детёныша, заканчивает предложения.
• Называет детёныша словом "собачонок".
• Говорит одно слово.
Что умеет делать собака? (Лаять, бегать, грызть косточку). Если собака увидит кошку, она : (залает, побежит за ней).
• Ребёнок называет 3-4 действия.
• Называет два действия.
• Говорит одно слово.
Сравни собаку и щенка. Найди, чем они похожи и чем отличаются.
• Рассказывает о собаке и о щенке: "Собака большая и лохматая, щенок маленький и пушистый".
• Справляется с заданием с помощью воспитателя.
• Называет одно отличие.
Задание 4. Звуковая культура речи.
Фамилия, имя ребёнка | 1. Проверка звукопроизношения | 2. Сила голоса, темп речи, дикция, интонационная выразительность речи |
Иванов | ||
Петров | ||
Сидоров |
Диагностические методики.
Ребёнку показывают картинки, он их называет (шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата). Взрослый отмечает звуки, которые ребёнок не произносит.
• Ребёнок произносит все звуки;
• Не произносит сложные звуки: сонорные или шипящие;
• Не произносит ни сонорные, ни шипящие.
Ребёнку предлагается произнести известную потешку (скороговорку, чистоговорку) быстро, медленно, громко, тихо.
• Ребёнок произносит текст отчётливо;
• Нечётко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса;
• Имеет серьёзные недостатки в произнесении текста.
Задание 5. Развитие связной речи.
Фамилия, имя ребёнка | Развитие связной речи | ||||
Описание предмета с использованием наглядности | 4. Рассказ из личного опыта | 5. Пересказ сказки | |||
1. Описание куклы | 2. Описание мяча | 3. Описание собаки | |||
Иванов | |||||
Петров | |||||
Сидоров |
Диагностические методики.
• Ребёнку предлагается кукла . Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
• Ребёнок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла. Она красивая. Её зовут Катя. С Катей можно играть. Или: Это кукла. Её зовут Катя. У неё длинные волосы. У неё красное платье и красный бант. С куклой можно играть.
• Рассказывает по вопросам педагога.
• Называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
Расскажи про мяч:Какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?
• Ребёнок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. Он нужен, чтобы играть.
• Перечисляет признаки (красный, резиновый).
• Называет отдельные слова.
Вот игрушечная собака. Придумай рассказ про неё.
• Ребёнок придумывает рассказ.
• Перечисляет качества и действия.
• Называет 2-3 слова.
Ребёнку предлагается составить рассказ на любую из предложенных тем: "Как я играю", "Моя семья", "Мои друзья".
• Составляет рассказ самостоятельно.
• Рассказывает с помощью взрослого.
• Отвечает на вопросы взрослого односложно.
Взрослый читает короткий текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.
• Ребёнок пересказывает самостоятельно.
• Подсказывает с подсказыванием слов взрослым.
• Говорит отдельные слова.
Комментарий к проведению диагностики.
Оценка по всем заданиям даётся в количественном выражении (по баллам). Три балла ставится за правильный и точный ответ, данный ребёнком самостоятельно. Два балла получает ребёнок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. Один балл ставится ребёнку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
В конце проверки производится подсчёт баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 - уровень ниже среднего.