Организация самостоятельной работы учащихся
В контексте модернизации высшего профессионального образования становится актуальным понимание того, что (как справедливо отмечают многие зарубежные исследователи) цель «парадигмы учебы» не в улучшении качества преподавания («teaching»), хотя и это важно, а в постоянном повышении качества учебы («learning»), продуктивности образования [1-5]. Как свидетельствует анализ отечественных теоретических источников и опыт работы по повышению квалификации преподавателей высшей школы, это принципиальное положение студенто-центрированного подхода к обучению все еще недооценивается российскими представителями педагогической науки и практики. Однако для успешного достижения целей непрерывного образования в русле компетентностно-деятельностного подхода приоритетной предпосылкой к изменению базового образовательного процесса должна стать именно его направленность на повышение продуктивности образования. Переход от знаниевого к деятельностному, способностному типу содержания образования делает главным системообразующим фактором учебной деятельности не столько компонент получения знаний, сколько компонент приобретения различных способов деятельности для решения поставленных образовательных задач. Компетенции, позволяющие конструировать инновационную реальность, не могут быть транслированы способом информирования и последующего воспроизведения, а значит должны осваиваться способом проживания. Ведущая ранее в деятельности педагога функция обучения трансформируется в задачу поддержки учения, а позиция обучаемого меняется от пассивного объекта научения, получателя готовой учебной информации, объекта обучающих и воспитательных воздействий до субъекта познавательной, будущей профессиональной и социокультурной деятельности, активного субъекта учения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и конструирующего необходимые для этого способы действий. Усилия преподавателя – фасилитатора процесса учения фокусируются на создании среды, ориентированной на самостоятельность, интерактивность и продуктивность деятельности студентов, среды, обеспечивающей возможность формирования индивидуального образовательного опыта студента, продвигающегося по собственной образовательной траектории.
Инновационная составляющая образовательного процесса в новой парадигме высшего образования прослеживается в следующих изменениях:
1) процесс обучения ориентирован на самостоятельность, автономию студента, а функция обучения трансформируется в функцию педагогической поддержки учения;
2) происходит перераспределение времени между самостоятельной и аудиторной работой в пользу первой и одновременное увеличение времени личного общения с преподавателем;
3) формируется новая установка образования на развитие мышления и деятельности;
4) учебно-информационная образовательная среда трансформируется в открытую систему, постоянно обогащаемую за счет внешних источников информации, в том числе и на иностранных языках;
5) информационные технологии все активнее внедряются в образовательное пространство.
Таким образом, центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовательной среде, что в самом общем виде прописано во ФГОСах ВПО третьего поколения, которые, естественно, носят рамочный характер и представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ, разрабатываемых вузом.
В связи с этим ФГОСы ВПО лишь фиксируют увеличение доли самостоятельной работы параллельно с ограничением загрузки студента обязательными аудиторными занятиями. Практическая реализация изменений, необходимых для выполнения государственного стандарта, ложится на плечи вуза. Это предполагает реструктуризацию системы самостоятельной работы в вузе, внедрение инновационных форм обучения, принципиально иного уровня готовности преподавателя и студента к своим новым ролям, заданным инновационной образовательной парадигмой.
Однако устоявшаяся практика организации самостоятельной работы студентов в вузе не отвечает в должной мере современным требованиям. Так результаты социологического исследования А.В. Гилюна и Л.А. Колесник «Мнение студентов о внедрении инновационных форм обучения в вузе» фиксируют следующую картину. Лишь четверть студентов осознает необходимость дальнейшего увеличения количества времени на самостоятельную подготовку и прямо связывает эту необходимость с внедрением кредитно-модульной системы в вузе. На вопрос о том, улучшились ли за последнее время условия для самостоятельной работы студентов, лишь пятая часть опрошенных дала утвердительный ответ. Остальные респонденты дали либо отрицательный ответ, либо затруднились однозначно ответить на поставленный вопрос. Что касается систематичности выполнения самостоятельной работы, то чуть более половины опрошенных студентов (52%) ответили, что в основном занимаются во время подготовки к семинарам, практическим занятиям. Почти пятая часть (19%) опрошенных занимается в основном во время подготовки к сессии. Ежедневно самостоятельной работой занимаются только 12% опрошенных студентов. Систематически студентами используются следующие источники: учебники - 47% опрошенных; Интернет - 46%; рекомендуемая преподавателем дополнительная литература - 13%; телевидение - 11%; газеты - 6%; литература на иностранных языках - 6%; научные журналы - 3%. Для выполнения самостоятельной работы 55% опрошенных студентов используют лишь предложенную преподавателем литературу [6].
Не весь имеющийся опыт организации самостоятельной работы студентов в традиционной образовательной модели приложим в изменившейся образовательной среде и «работает» на заданные новыми стандартами результаты, выраженные в виде компетенций. В контексте модернизации образования особого внимания требуют проблемы мотивационного, процессуального и технологического обеспечения самостоятельной познавательной деятельности студентов. Многие образовательные ситуации и события возникают в условиях модернизации впервые и требуют инновационных подходов, выходящих за рамки знаниевой парадигмы образования. «Образование, основанное на компетенциях, (competence-based-education), нечто большее, чем практико-ориентированное образование. Компетентность – это навык плюс мастерство, плюс личностно опосредованный результат обучения и самообразования». Миссия такого типа образования недостижима без принятия студентом ответственности за собственное образование.
«Когда берут ответственность на себя, то определяют цели и работают на их достижение, постоянно модифицируя свое поведение для успешного достижения поставленных задач». Самостоятельная деятельность будущего специалиста, овладевающего опытом и методами научного познания для того, чтобы с наименьшими затратами дополнительного труда и времени он мог осваивать новую информацию, пополнять знания и расширять свой теоретический кругозор, выступает на первый план как «качественно новая форма присвоения социального опыта».
Самостоятельная учебная деятельность, за результат которой студент принимает на себя ответственность, максимально приближается к другим формам социализации, а социальный и личностный рост студента стимулируют его академический рост. Таким образом, в новой образовательной парадигме самостоятельная работа предназначена не только для овладения содержанием конкретных дисциплин в рамках своего профиля обучения, но и для формирования умений самостоятельной обработки больших информационных потоков, интеллектуальной инициативы и критического мышления, способности принимать на себя ответственность и делать осмысленный выбор, самостоятельно решать проблемы и находить выход из кризиса. Кроме этого, именно в самостоятельной работе приобретается исследовательский и творческий опыт, а также опыт социально-оценочной деятельности. Для того, чтобы студент к моменту завершения обучения в вузе приобрел опыт самостоятельного анализа и выбора адекватных действий в ситуации, требующей соответствующих компетенций, еще в процессе обучения он должен научиться самостоятельно моделировать, проигрывать, нормировать и оценивать собственные виды профессионально направленной учебной деятельности.
Современные педагогические технологии позволяют реформировать мотивационную, деятельностную и оценочную составляющие самостоятельной работы. Среди современных личностно-ориентированных развивающих педагогических технологий, повышающих эффективность самостоятельной работы студентов, отметим, в первую очередь, технологию развития критического мышления, кейс-технологию, проектную технологию и технологию «портфолио». Технология развития критического мышления дает «возможность обеспечения развития когнитивных, метакогнитивных, коммуникативных, рефлексивных умений обучающихся», а технологический цикл Вызов – Осмысление – Рефлексия соответствует естественной логике познавательной деятельности. Case Study –метод анализа практической ситуации и принятия решения, в процессе которого актуализируется определенный комплекс знаний и используются моделирование, системный анализ, методы описания, классификации, и т.д. Для организации самостоятельной работы представляет интерес как анализ проблемы и поиск эффективной формы представления результатов анализа, так и форма взаимодействия преподавателя и студента. Метод проектов как личностно-ориентированный подход к организации самостоятельной исследовательской деятельности студентов всегда предполагает решение проблемы ориентирован на групповую или индивидуальную самостоятельную деятельность с педагогическим сопровождением, завершающуюся созданием «продукта». Он используется в дополнение к другим видам обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом.
Проектная работа может осуществляться в рамках одной дисциплины или на базе межпредметных связей. Для организации проектной деятельности могут использоваться тематические, культурологические и социально-значимые проекты разных типов: творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные. Преподавателю необходимо четко определить темы, выносимые на проектирование, степень сложности проектировочной деятельности, познакомить студентов с методом проектов, объяснить с какой целью он вводится в учебный процесс, каковы требования к выполнению проекта, оформлению и презентации его результатов, критериям оценки. Использование таких методов активного обучения как «мозговая атака», стратегий «Мозаика проблем» и «ИДЕАЛ» позволяет помочь студентам самостоятельно выбрать свою проблему в рамках предложенной тематики. При адекватном использовании метода проектов развиваются самостоятельность и системность мышления, умение прогнозировать результаты различных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать и аргументировать свои мысли, самостоятельно собирать, систематизировать, анализировать и оценивать информацию, работать в команде (в групповых проектах), брать на себя ответственность и разделять ответственность, анализировать результаты своей деятельности.
В технологии «портфолио» важно, что акцент делается на сильных сторонах студента (что он знает и умеет), а не на слабых; студент имеет возможность увидеть свой собственный рост, так как документально отслеживается индивидуальное продвижение обучаемого в образовательном процессе за определенный период времени, а не сравнение его с другими студентами. Важным в работе над «портфолио» является взаимодействие между преподавателем и студентом на основе совместно выработанных договоренностей, а также рефлексия студентом собственной деятельности наряду с рефлексией содержания. Педагогическое сопровождение самостоятельной работы, организованной с использованием технологии «портфолио» осуществляется с момента совместного целеполагания, планирования и запуска портфолио в начале семестра или учебного курса с последующим мониторингом в процессе консультирования отдельных студентов и микро-групп, выполняющих задание совместно, до заключительной самооценки, взаимооценки портфолио и оценки портфолио преподавателем по выработанным совместно со студентами критериям. При запуске портфолио следует учитывать ряд принципиальных положений:
1. Портфолио - не просто форма представления коллекции образцов продуктов учебно-познавательной деятельности студента и материалов из внешних источников, а средство реализации конкретной цели. Также принципиально важно, чему учится студент в процессе создания портфолио. (Рефлексия своей деятельности может осуществляться студентом и в ином формате).
2. Несмотря на многообразие видов портфолио, есть всего две главные цели их создания: оценка или обучение, что обусловливает специфику структуризации и уровень формализованности параметров. Именно выбранная цель определяет все остальное: компоненты, содержание, критерии оценки, степень «делегирования» ответственности и т.д. Цель должна быть ясна и преподавателю, и студенту.
3. Студент активно вовлечен в процесс работы над портфолио, включая обор содержимого, разработку критериев у спешного достижения цели, саморефлексию.
4. Важно четкое и полное изложение критериев. Они важны не только для выставления оценки. Их главная значимость в том, что они позволяют студенту получить ясное представление о намеченных целях и предоставляют языковые средства, терминологический аппарат для общения преподавателя и студентов в процессе постановки, корректировки и реализации поставленных целей (студент имеет возможность поделиться своими мыслями и чувствами о своей работе, образовательной среде, себе самом).
Использование информационных технологий как средства поддержки самостоятельной работы студентов дает возможность проведения обратной связи, консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования. Интеграция средств мультимедиа в самостоятельную работу студентов возможна как на уровне интерактивного использования отдельных материалов для изучения и самотестирования, так и использования электронных учебников и других образовательных мультимедиа-ресурсов.
Существует статистика подтверждающая, что людей, мыслящих преимущественно зрительными образами более 50%. Это означает, что визуализированный материал усваивается и перерабатывается гораздо быстрее и эффективнее, чем последовательный вербальный, так как представлен в образах, воспринимаемых одновременно, целостно. Включение в учебные пособия для самостоятельной работы звуковых и видеофрагментов способствует усвоению большего по объему и сложности материала, позволяет индивидуализировать процесс самостоятельной работы студентов и повысить их мотивацию к этому виду учебной деятельности. При самостоятельной работе с Интернет-ресурсами студентам необходимо не только техническое владение новыми информационными технологиями, но и понимание диапазона их применения, а также критическое отношение к распространяемой информации. Критерии оценки, которыми студент может руководствоваться в самостоятельном отборе Интернет-ресурсов в учебных целях для реализации своих познавательных интересов и потребностей, должны заранее обсуждаться и включать знание источника информации, анализ надежности, актуальности и объективности информации.
Владение иностранными языками (хотя бы английским) является обязательным компонентом, обеспечивающим возможность мобильности студента в международном образовательном пространстве и расширяющим информационное пространство студента посредством современных информационных технологий. При объеме часов, отводимых на эту дисциплину в неязыковом вузе, потенциал иностранного языка как средства профессионального общения и роста может быть реализован только при ином качестве самостоятельной работы с привлечением мультимедийных средств, электронных учебников, работы с интерактивными иноязычными сайтами по тематике изучаемых дисциплин, самостоятельного подбора иноязычных материалов по проблематике исследовательской работы, Интернет - взаимодействия с носителями иностранных языков по научному направлению своей специализации и т.п.
Для повышения продуктивности самостоятельной работы студентам необходимо иметь возможность овладевать стратегиями активного учения, как в рамках изучения конкретных дисциплин, преподавание которых строится в русле компетентностного подхода, так и с помощью надпредметных курсов и пособий, обучающих эффективной организации самостоятельной учебной деятельности.
К стратегиям активного учения можно отнести: стратегии самоосознания, самооценки и формирования позитивного отношения к учебной деятельности; стратегии активного учения; стратегии эффективного распределения времени: стратегии мониторинга и оценки своего академического роста; стратегии активного слушания и конспектирования; стратегии активного чтения; использование графических организаторов; стратегии подготовки к тестам и экзаменам; стратегии, улучшающие запоминание; стратегии усвоения предметного содержания в контексте конкретных дисциплин; стратегии написания письменных работ; стратегии поиска, отбора, обработки и оценивания информации.
Преподаватель может помочь студентам «простроить» продуктивную самостоятельную деятельность, которая будет включать:
– саморефлексия студента в решении проблем учебной деятельности,
– стратегии активизации чтения
– использование графических организаторов в самостоятельной работе.